Из опыта работы. Внеурочная работа по химии с использованием игровых технологий

2091
Из опыта работы. Внеурочная работа по химии с использованием игровых технологий
Автор: Масалович Михаил Владимирович директор МБОУ "Новотроицкая ООШ" (Краснодарский край)

Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.

Представляется, что развитию познавательного интереса к химии может способствовать применение игры во внеклассной работе с учащимися. Причём информационно-коммуникационные технологии позволяют преподносить материал в яркой, наглядной, доступной форме. Применение мультимедиа позволяет работать со всей аудиторией и вносит зрелищность в проведение внеклассных мероприятий.

Одной из форм внеклассной работы по предмету является проведение игровых внеклассных шоу-мероприятий.

Мною разработаны два вида мероприятий: игра "Кто хочет стать миллионером" и "Своя игра", аналогичные соответствующим телевизионным передачам.

Данные типы игр разработаны на основе системы гиперссылок в программе создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Эти мероприятия проводятся обычно в рамках недели естественных наук. Игры очень нравятся учащимся, т.к. зрелищны, и каждый что-либо знающий в области химии может стать участником игры. Лёгкие задания доступны восьмиклассникам, и подготавливаются на занимательном и, порой, юмористическом материале. Ответы на сложные задания можно найти на стенде "Мир химии", который вывешивается в начале недели естественных наук. Эти игры очень популярны у обучающихся, они ждут их проведения с нетерпением. Вот описание данных игр.

Игра "Кто хочет стать миллионером".

Цель: развитие интереса к предмету химии.

Оборудование: персональный компьютер, телефон с выходом на АТС, музыкальный центр, песочные часы-минутка, таблицы "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимости", "Ряд активности металлов", таблички "50х50", "Помощь зала", "Звонок другу".

Аудитория: учащиеся 8-9 классов.

Для данной игры создаются презентации в программе Microsoft PowerPoint с вопросами и ответами отборочного тура, а затем и вопросами и вариантами ответов собственно игры. Игра основана на системе гиперссылок на слайды правильного или неправильного ответов со звуковыми фрагментами.

Первые пять вопросов рассчитаны на восьмиклассников, это и является первой несгораемой суммой. За достижение этой суммы игроку выставляется текущая отметка "5" в классный журнал. Далее предлагаются более сложные вопросы. Вторая несгораемая сумма – ответ на 8 восемь вопросов, за что вручается приз. Третья несгораемая сумма – ответ на 11 вопросов, за это вручается ещё один приз и присваивается звание "Победитель игры".

Отборочный тур проводится следующим образом: на экране монитора высвечивается слайд с вопросами. Переворачиваются песочные часы. Зрители в аудитории пишут правильные ответы и в течение минуты сдают ведущему. Ведущий представляет аудитории слайд с правильным ответом и проверяет ответы претендентов. Зритель, который первым правильно ответил на вопрос отборочного тура, становится игроком.

Игра проводится под фоновую музыку, проигрываемую с компьютера. Музыкальный центр является усилителем звука. Вопросы игроку представляются на слайдах. Игрок имеет право на три подсказки: убрать два неверных ответа, помощь зала (голосование зала поднятыми руками) и телефонный звонок другу.

Чтобы игра была познавательной, ведущий может дополнить зачтённый ответ игрока или дать разъяснение по другим ответам. При неправильном ответе ведущий даёт правильный ответ с обоснованием. Для проведения игры необходимо до пяти вариантов вопросов. Целесообразно проводить игру в течение одного часа. Игра проводится во время недели естественных наук или недели химии. При разработке множества вариантов вопросов возможно использование игры как тренажёра по каким-либо конкретным темам школьного курса химии во внеурочное время.

Игра "Своя игра"

Цель: развитие интереса к предмету химии.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, музыкальный центр, песочные часы-минутка, таблицы "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимости", "Ряд активности металлов".

Аудитория: учащиеся 8-9 классов.

Для данной игры создаются презентации в программе Microsoft PowerPoint с вопросами и ответами отборочного тура, а затем и вопросами и ответами собственно игры. Игра основана на системе гиперссылок на слайды вопросов и ответов.

Вопросы предлагаются по шести темам: "Великие открытия", "Вещество", "Учёные химики", "Химия и жизнь", "Химический элемент", "Эксперимент". В теме "Эксперимент" вопросы основаны на видеофайлах химических экспериментов взятых с электронного ресурса "Просвещение. Химия". По каждой теме вопросы имеют свою цену от 50 до 1000 баллов, цена зависит от сложности вопроса.

Более лёгкие вопросы рассчитаны на восьмиклассников, более сложные – на учащихся постарше.

Отборочный тур проводится следующим образом: на экране монитора высвечивается слайд с вопросами. Переворачиваются песочные часы. Зрители в аудитории пишут правильные ответы и в течение минуты сдают ведущему. Ведущий представляет аудитории слайд с правильным ответом и проверяет ответы претендентов. Три зрителя, которые первыми правильно ответили на вопрос отборочного тура, становятся игроками.

Игра проводится под фоновую музыку, проигрываемую с компьютера. Музыкальный центр является усилителем звука.

Вопросы игрокам представляются на слайдах.

Первым игру начинает зритель, первым правильно ответивший на вопросы отборочного тура. Он выбирает номинацию и вопрос по определённой цене. Если он отвечает правильно, то вновь выбирает следующий вопрос. Если игрок отвечает неправильно, то любой другой игрок, первым подняв руку, может ответить на этот вопрос. Игроки могут и не выбирать вопрос, тогда ведущий показывает правильный ответ, а право игры переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

В игре предусмотрены следующие метки для вопросов: "Кот в мешке", когда можно ответить самому, либо передать вопрос любому из игроков; «Аукцион», когда игроки могут торговаться за вопрос, но если никто не торгуется, то отвечает игрок, выбравший его; "Ва-банк", когда игрок может удвоить цену вопроса и получить двойное количество баллов.

Количество набранных баллов записывается на доске. Побеждает игрок набравший наибольшее количество баллов.

Чтобы игра была познавательной, ведущий может дополнить зачтённый ответ игрока или дать разъяснение по другим ответам. Игра проходит в течение одного- полутора часов. Игра проводится во время недели естественных наук или недели химии.

На основе данной игры можно создать игру по любому предмету, наполнив её соответствующими вопросами.

Литература

  1. Популярная библиотека химических элементов. Электронная версия издания - Популярная библиотека химических элементов. Издательство «Наука», 1977. http://n-t.ru/ri/ps/
  2. Трайнев В.А.. Трайнев И. В.. "Информационные коммуникационные педагогические технологии. М., 2005 г.
  3. Химия. Школьная энциклопедия. http://www.chemistryenc.h11.ru/
  4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. ВЛАДОС, 2000 г.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Из опыта работы. Внеурочная работа по химии с использованием игровых технологий

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль