Конспект занятия "Красота природы, красота души"

2665

Автор: Сафонова Наталья Валерьевна Педагог-психолог МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Ивнянского района Белгородской области 
Цель: развитие самопознания через отождествление себя с природой — дать представление о том, что человек — часть природы, природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию; познакомить детей с элементами аутотренинга.
Возраст: воспитанники 1-4 класс
Форма: классный час

Ведущие: педагог-психолог

Оборудование: картины и иллюстрации природы (пейзажи, времена года, рисунки птиц и зверей), диск с записями звуков природы, русских народных песен; фишки трех цветов по числу участников; лист ватмана с нарисованной планетой, чистые листы бумаги, клей; цветные карандаши и фломастеры, раздаточный материал.

Ход занятия

В начале занятия раздать фишки трех цветов (для разделения детей в ходе занятия на три команды).
Педагог  - психолог:   Здравствуйте, ребята. Сегодня познакомимся с тем, что нас окружает, что дает нам наши возможности, откуда в нас такие прекрасные дары: ум, сила, чувства, красота, любовь, доброта, и для чего мы всем этим владеем. Я хочу спросить вас, где мы берем свои возможности, откуда они в нас? (Ответы детей: мы такие рождаемся, потому что мы люди, умнее всех на свете, от природы — нам все дает природа.)
Педагог (психолог): Человек только часть природы, что же такое природа, что еще она в себя включает? (Ответы детей. Природа — это деревья, цветы, животные. И кошки, собаки, и трава, и снег, и солнце, и все то, что нас окружает.)
Педагог  - психолог:   Да, ребята, вы очень хорошо пе­речислили, что входит в понятие «природа». Можно перечислять и перечислять — это действительно все, и мы в том числе. "Чело­век — это только часть природы", — как вы понимаете это вы­казывание? (Ответы детей: природа была и может быть без человека, а человек без природы не может, природа живет, там все растет, меняется, человек тоже развивается и изменяется.)
Педагог  - психолог:   Да, все то, что нас окружает, и мы сами, все движется, меняется. Меняется природа, погода, дви­жение солнца — и человек — дитя природы, тоже меняется и чув­ствует изменения. Как можно назвать одним словом то, о чем мы говорим? (Ответы детей: изменения, рост, красота, жизнь.)
Педагог  - психолог:   Да, это действительно все можно назвать одним словом — жизнь! Все, что живое, растет, изменяется, движется. От живого исходит тепло. Сейчас вы сможете сами убедиться в том, что наша жизнь проявляется в тепле, от всего живого исходит тепло. Согните обе руки в локтях и поставьте их на уровне груди. А теперь медленно, медленно сведите руки навстречу друг другу так, чтобы открытые ладошки двигались навстречу. Продолжайте соединять руки до тех пор, пока не ощутите, как между ладонями струится тепло. А теперь соедините ладошки вместе. Ощущение тепла усилилось? А теперь мы поиграем в игру и почувствуем себя в роли жи­вых деревьев. Игра "На какое дерево Я похож?"
Педагог  - психолог:   обучает некоторых детей движениям, ко­торыми можно изобразить различные деревья. Опущенные вниз, повисшие плетьми руки, склоненная на бок и вниз голова — это плакучая ива; Стоящий на носках с поднятыми вверх руками, тянущимися все выше и выше — тополь. Стоящий на носках, руки в сторону, пальцы рук выполняют дрожание-осина. Ноги на ширине плеч. Руки в сторону-дуб. Плавно переступающие, медленно «плывущие» под мелодию русской народной песни «Во поле березка стояла» - береза. Остальные дети отгадывают, какое дерево показали. Педагог  - психолог:   Вы все правильно отгадали, вы знаете деревья и умеете их прочувствовать. А теперь давайте все почувствуем себя в роли деревьев. Каждый из вас пусть загадает, дерево и примет то положение, которое соответствует его дереву. (Звучит  музыка с нежными звуками природы.)
Педагог  - психолог:   А теперь представьте, что подул сильный  штормовой ветер: он гудит, он летит, он свистит. Что будет с деревьями? Покажите, как они будут двигаться по ветру? А сейчас не только ветер дует, но еще идет очень сильный  проливной дождь. Что с нашими листиками, как вы себя чувствуете под дождем? А сейчас наступила засуха? Вдруг начался сильный снегопад! Может быть, вам встать всем вместе, чтобы быть сильнее и чувствовать защиту и друг друга, пусть у вас будет небольшая рощица? А теперь ветер утих, непогода прекратилась, выглянуло солнышко, капли дождя высохли. Мы отдохнули, теперь продолжим наше занятие. (Рассматривание иллюстраций и картин).
Педагог  - психолог:   размещает в комнате картины и иллюстрации  с изображением природы, времен года, животных и птиц.
Педагог  - психолог:   Давайте очень внимательно рассмотрим эти картины и расскажем, что на них изображено? (Ответы детей.) Педагог- психолог  обобщает сказанное и делает выводы.
Педагог  - психолог:   Образ луга — его просторы, создает ощущение своих возможностей, чувство свободы и внутреннего простора. Путешествие вдоль ручья — ведет к поиску, к открытию чего-то нового и выявляет смелость и стремление к переменам. Подъем вверх в гору — это встреча с высшим духовным началом. Эти образы приносят просветление, освобождают от трудных переживаний. Релаксационное упражнение
Педагог  - психолог:   А еще все живое дышит, мы с вами дышим, но обычно не замечаем, как это происходит. Сейчас мы попробуем ощутить свое дыхание. Для этого сядьте удобно, так, как вам хочется; положите руки на колени ладонями вверх. Представьте, что на ваши ладошки дует приятный ветерок и его легкое дыхание медленно-медленно входит в вас... Этот ветерок — ветерок свежести и бодрости, он несет дыхание жизни... и вам нравится его ощущать. Почувствуйте его полнее. Теперь ваше дыхание становится таким же легким, как этот ветерок.   Воздух входит в вас и вместе с ним входят силы, бодрость, здоровье. И вы ощущаете, как в вас входит жизнь. А теперь выдохните воздух медленно-медленно, из вас выходит усталость, заботы и  трудности. Изготовление коллажа
Педагог  - психолог:   Чтобы продолжить нашу работу давайте разделимся на команды. У каждого из вас есть фишка определенного цвета. Разделитесь по цвету фишек на три команды. Мы с вами поговорили о Природе, о Матушке-Земле теперь мы создадим ее сами и заселим планету. На доску вывешивается ватман с изображением пустой планеты.
Педагог  - психолог:   Наша планета пока безжизненная. Давайте ее оживим. Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова: развязный аккуратный доброжелательный вежливый грубый неучтивый умеет прощать обиды чуткий отзывчивый помогает в беде часто ссорится вспыльчивый скромный общительный ласковый веселый счастливый наглый внимательный жадный крикливый Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи. Как оживить планету? Что для этого нужно? Без чего не может существовать человек? (Ответы детей). Поместим на планету озера, океаны, моря, горы. Вырезаем их из цветной бумаги и даем названия. Название должно обозначать чувства. Какие чувства вы знаете? ( Любовь, надежда, гордость, веселье,  удовольствие, радость,  интерес, желание, восторг). Это задание выполняет вторая команда. Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас — людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то все погибнут. Поэтому третья команда нарисует небольших животных, птиц и наклеит их на нашу планету. Наша Добрая планета ожила. Мы говорили о том, что человек не может существовать без природы, но и природа нуждается  в человеке. Поэтому поместим на нашу планету самое главное – свой цветок - себя! Каждый нарисует свой любимый цветок,  напишет на нем свое имя и сажает на планете. (Дети выполняют задание). На планете должны быть леса, рощи, сады! Обведем свои ладошки, вырежем и напишем на каждом пальчике-веточке добрые поступки и посадим наши деревья на планете. Вот теперь планета действительно ожила. Наши цветы и деревья дали ей свою энергию и силу. Завершение
Педагог  - психолог:   Спасибо всем вам за сегодняшнее занятие, за ваши ответы. Сегодня вы сами создали замечательную планету, где вы сами отразили часть себя. Мы сегодня поняли, что мы часть Природы. Природа дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Меняется природа, погода, движение солнца, и человек — дитя природы — тоже меняется и чувствует изменения. Особенно хорошо чувствуют природу животные. Они сами находят травы и корешки, которые им нужны, чтобы вылечиться во время болезни, и никогда не вредят природе. Они живут с ней в гармонии. И мы с вами, люди, должны жить с природой в гармонии.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль