Оценка образовательной среды школы и ближайшего окружения. SWOT-анализ школы

35478

Swot-­анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:

  • strengths – сильные стороны;
  • weaknesses – слабые стороны;
  • opportunities – возможности;
  • threats – угрозы.

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию swot-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. однако, поскольку в общем виде swot-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Пример оформления результатов swot-­анализа школы

Таблица 1

Скачать рабочую таблицу оформления результатов swot-анализа
Скачать в .pdf

Рабочая таблица оформления результатов swot-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

сплоченность и работоспособность коллектива

преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу

высокий авторитет директора в школе

низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

в результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления

разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим количеством учащихся

в результатах взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района

асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии(высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) школа; постараться определить, какие возможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.

По результатам pest- и swot-анализов разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Пример swot-анализа образовательного учреждения

Swot-анализ состояния образовательной системы лицея

Статус ОУ, состояние образовательной системы, анализ школьной программы и прогноз возможных изменений в ней определяют миссию лицея.

Миссия лицея – максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков оу, ориентированных на формирование прослойки современной интеллигенции.

Современный человек в нашем понимании – это личность:

  • с развитыми интеллектуальными и творческими способностями, высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевыми компетенциями и потребностью в непрерывном образовании;
  • с активной гражданской позицией, ориентированная на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы;
  • реализующая здоровый образ жизни;
  • способная к профессиональному и личностному самоопределению в условиях развитого демократического правового общества, рыночной экономики.

Скачать таблицу предупредающих действий swot-анализа
Скачать в .pdf

Возможности 

Угрозы (ограничения ириски) 

Предупреждающие,  компенсирующие действия

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся (95%).

Система городских и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования

Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся (возможны варианты недостаточного набора учащихся, прежде всего, в 1­е и 10­е классы).

Удаленность территории поселка от культурных и научных центров.

Относительно низкий культурный уровень социума.

Отсутствие школы искусств в поселке.

Риск ликвидации центра эстетического воспитания лицея с переходом на нормативное подушевое финансирование

Разработка и реализация pr-программы образовательной системы лицея.

Лицензирование центра эстетического воспитания как структурного подразделения лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательно-образовательный процесс лицея.

Наличие детских и юношеских организаций муниципального и регионального уровней ("надежда", "молодая гвардия").

Действие муниципальной программы "лидер".

Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "орленок", "океан".

Возможность участия родителей в интернет-собраниях городского, регионального и российского уровней

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея

Разработка локальных актов лицея, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии лицея с общественностью (положения, договоры и пр.)

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­.

Риск ликвидации спортивно-оздоровительного центра лицея с переходом на нормативно-­подушевое финансирование.

Лицензирование спортивно-оздоровительного центра как структурного подразделения лицея.

Укрепление здоровья учащихся.

Развитая муниципальная система спортивно-оздоровительных мероприятий.

Сохранение в штатном расписании лицея позиций работников спортивно-оздоровительного центра.

Организация шефским предприятием летнего отдыха детей.

Предоставление шефским предприятием спортивно-оздоровительного центра для нужд лицея.

Взаимодействие с центрами основ здоровья муниципального учреждения дополнительного педагогического образования "Информационно-методический центр
г. Белово" и Томского Государственного Университета

Неблагополучная экологическая ситуация в поселке.

Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания в поселке.

Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек

Дальнейшее осуществление экологического воспитания лицеистов

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Наличие в городе специалиста по профориентационной работе.

Востребованность профильного обучения у реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея.

Наличие широкой сети муниципальных и региональных услуг дополнительного педагогического образования по вопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовки к егэ

Возможны недостаточно высокие результаты егэ выпускников лицея и, как следствие, потеря статуса лицея и потенциальных потребителей его образовательных услуг

Планомерная подготовка педагогов и учащихся к ЕГЭ

Читайте еще о стратегическом планировании и маркетинге в управлении образовательной организацией:

Сильные стороны

Слабые стороны

Предупреждающие, компенсирующие действия

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании

Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 4 года (качество обучения выросло с 58% до 65%; количество отличников – с 48 до 92 чел.).

Разнообразие вариативной части учебного плана.

Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию лицеистов.

Сложившаяся система работы с одаренными детьми.

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера.

Достаточная материально-техническая база, в т. ч. мультимедийная.

Результативная система дополнительного образования.

Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).

Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней)

Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний.

Отсутствие:

  • должной профессиональной подготовки у педагогов лицея для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;
  • необходимых условий (материально-­техническое оснащение, подготовка педагогов и пр.) для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий(икт) в процесс преподавания обязательных предметов учебного плана лицея(кроме информатики и икт)

Проектирование научно-методической работы лицея, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение икт, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей).

Планирование и реализация программы информатизации воспитательно-образовательного процесса лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Разработана и апробирована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций школьников в конкретных территориальных условиях.
В ходе ее реализации повысились показатели сформированности ценностных ориентаций у 45% учащихся.

В лицее действуют определенные традиции самоуправления (совет лицея, управляющий совет, родительский комитет).

Разработаны и действуют программы:

  • "Протяни руку другу!";
  • "Я – гражданин России".

Существуют внутрилицейские традиции.

Действует музей истории лицея.

Имеется опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс

Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность) деятельности органов общественного управления лицея.

Низкая правовая культура лидеров общественных организаций – участников воспитательно-образовательного процесса лицея

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия лицея с органами общественного управления

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Деятельность спортивно-оздоровительного центра.

Работа спортивных секций, туристического клуба "меридиан".

Третий час физической культуры с выбором учеником вида

Не продлен договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Недостаточно высокий уровень мотивации

Продлить договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Спортивно­-оздоровительному центру

Деятельности (плавание, танцы, художественная гимнастика, хореография).

Динамические паузы в расписании занятий начальных классов лицея.

Система профилактических мероприятий (кварцевание, ароматерапия и др.).

Традиционные дни и недели здоровья лицея.

Ежегодные спортивные соревнования в лицее.

Система экологического воспитания учащихся.

Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея

Лицеистов к занятиям физической культурой.

Часть рабочих программ, вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся (третий час физической культуры), и спортивных секций не рецензированы.

Здоровьесберегающие технологии не используются в полном объеме на учебных занятиях

Организовать деятельность по повышению мотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Отрецензировать рабочие программы вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся, и спортивных секций.

Разработать и реализовать в лицее специальную программу, направленную на полноценное внедрение здоровье­
сберегающих технологий на учебных занятиях

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Лицей – областная экспериментальная площадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2003 г.

Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональной ориентации, информационных курсов и пр.

Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результативное сотрудничество с вузами региона:

  • проведение индивидуальных, групповых занятий с обучающимися;
  • работа подготовительных курсов на базе лицея;
  • научное консультирование исследовательских работ и пр.

В среднем 85% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем, по которому учились в лицее.

Хорошая материально-техническая база для реализации профильного обучения

Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах профильного обучения в лицее.

Недостаточное количество учащихся лицея для необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке" учащихся из других оу.

Отсутствие географической площадки как необходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне

Разработка и реализация pr-программы профильного обучения в лицее.

Создание географической площадки лицея

Е.Н. Белова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР МОУ "Лицей № 22 г. Белово", доцент кафедры управления, экономики и правового регулирования образования кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Читайте еще о стратегическом планировании и маркетинге в управлении образовательной организацией:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль