Оценка образовательной среды школы и ближайшего окружения. SWOT-анализ школы

36170

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Swot-­анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:

  • strengths – сильные стороны;
  • weaknesses – слабые стороны;
  • opportunities – возможности;
  • threats – угрозы.

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию swot-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. однако, поскольку в общем виде swot-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Пример оформления результатов swot-­анализа школы

Таблица 1

Скачать рабочую таблицу оформления результатов swot-анализа
Скачать в .pdf

Рабочая таблица оформления результатов swot-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

сплоченность и работоспособность коллектива

преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу

высокий авторитет директора в школе

низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

в результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления

разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим количеством учащихся

в результатах взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района

асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии(высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) школа; постараться определить, какие возможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.

По результатам pest- и swot-анализов разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Пример swot-анализа образовательного учреждения

Swot-анализ состояния образовательной системы лицея

Статус ОУ, состояние образовательной системы, анализ школьной программы и прогноз возможных изменений в ней определяют миссию лицея.

Миссия лицея – максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков оу, ориентированных на формирование прослойки современной интеллигенции.

Современный человек в нашем понимании – это личность:

  • с развитыми интеллектуальными и творческими способностями, высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевыми компетенциями и потребностью в непрерывном образовании;
  • с активной гражданской позицией, ориентированная на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы;
  • реализующая здоровый образ жизни;
  • способная к профессиональному и личностному самоопределению в условиях развитого демократического правового общества, рыночной экономики.

Скачать таблицу предупредающих действий swot-анализа
Скачать в .pdf

Возможности 

Угрозы (ограничения ириски) 

Предупреждающие,  компенсирующие действия

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся (95%).

Система городских и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования

Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся (возможны варианты недостаточного набора учащихся, прежде всего, в 1­е и 10­е классы).

Удаленность территории поселка от культурных и научных центров.

Относительно низкий культурный уровень социума.

Отсутствие школы искусств в поселке.

Риск ликвидации центра эстетического воспитания лицея с переходом на нормативное подушевое финансирование

Разработка и реализация pr-программы образовательной системы лицея.

Лицензирование центра эстетического воспитания как структурного подразделения лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательно-образовательный процесс лицея.

Наличие детских и юношеских организаций муниципального и регионального уровней ("надежда", "молодая гвардия").

Действие муниципальной программы "лидер".

Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "орленок", "океан".

Возможность участия родителей в интернет-собраниях городского, регионального и российского уровней

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея

Разработка локальных актов лицея, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии лицея с общественностью (положения, договоры и пр.)

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­.

Риск ликвидации спортивно-оздоровительного центра лицея с переходом на нормативно-­подушевое финансирование.

Лицензирование спортивно-оздоровительного центра как структурного подразделения лицея.

Укрепление здоровья учащихся.

Развитая муниципальная система спортивно-оздоровительных мероприятий.

Сохранение в штатном расписании лицея позиций работников спортивно-оздоровительного центра.

Организация шефским предприятием летнего отдыха детей.

Предоставление шефским предприятием спортивно-оздоровительного центра для нужд лицея.

Взаимодействие с центрами основ здоровья муниципального учреждения дополнительного педагогического образования "Информационно-методический центр
г. Белово" и Томского Государственного Университета

Неблагополучная экологическая ситуация в поселке.

Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания в поселке.

Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек

Дальнейшее осуществление экологического воспитания лицеистов

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Наличие в городе специалиста по профориентационной работе.

Востребованность профильного обучения у реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея.

Наличие широкой сети муниципальных и региональных услуг дополнительного педагогического образования по вопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовки к егэ

Возможны недостаточно высокие результаты егэ выпускников лицея и, как следствие, потеря статуса лицея и потенциальных потребителей его образовательных услуг

Планомерная подготовка педагогов и учащихся к ЕГЭ

Читайте еще о стратегическом планировании и маркетинге в управлении образовательной организацией:

Сильные стороны

Слабые стороны

Предупреждающие, компенсирующие действия

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании

Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 4 года (качество обучения выросло с 58% до 65%; количество отличников – с 48 до 92 чел.).

Разнообразие вариативной части учебного плана.

Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию лицеистов.

Сложившаяся система работы с одаренными детьми.

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера.

Достаточная материально-техническая база, в т. ч. мультимедийная.

Результативная система дополнительного образования.

Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).

Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней)

Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний.

Отсутствие:

  • должной профессиональной подготовки у педагогов лицея для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;
  • необходимых условий (материально-­техническое оснащение, подготовка педагогов и пр.) для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий(икт) в процесс преподавания обязательных предметов учебного плана лицея(кроме информатики и икт)

Проектирование научно-методической работы лицея, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение икт, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей).

Планирование и реализация программы информатизации воспитательно-образовательного процесса лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Разработана и апробирована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций школьников в конкретных территориальных условиях.
В ходе ее реализации повысились показатели сформированности ценностных ориентаций у 45% учащихся.

В лицее действуют определенные традиции самоуправления (совет лицея, управляющий совет, родительский комитет).

Разработаны и действуют программы:

  • "Протяни руку другу!";
  • "Я – гражданин России".

Существуют внутрилицейские традиции.

Действует музей истории лицея.

Имеется опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс

Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность) деятельности органов общественного управления лицея.

Низкая правовая культура лидеров общественных организаций – участников воспитательно-образовательного процесса лицея

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия лицея с органами общественного управления

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Деятельность спортивно-оздоровительного центра.

Работа спортивных секций, туристического клуба "меридиан".

Третий час физической культуры с выбором учеником вида

Не продлен договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Недостаточно высокий уровень мотивации

Продлить договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Спортивно­-оздоровительному центру

Деятельности (плавание, танцы, художественная гимнастика, хореография).

Динамические паузы в расписании занятий начальных классов лицея.

Система профилактических мероприятий (кварцевание, ароматерапия и др.).

Традиционные дни и недели здоровья лицея.

Ежегодные спортивные соревнования в лицее.

Система экологического воспитания учащихся.

Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея

Лицеистов к занятиям физической культурой.

Часть рабочих программ, вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся (третий час физической культуры), и спортивных секций не рецензированы.

Здоровьесберегающие технологии не используются в полном объеме на учебных занятиях

Организовать деятельность по повышению мотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Отрецензировать рабочие программы вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся, и спортивных секций.

Разработать и реализовать в лицее специальную программу, направленную на полноценное внедрение здоровье­
сберегающих технологий на учебных занятиях

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Лицей – областная экспериментальная площадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2003 г.

Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональной ориентации, информационных курсов и пр.

Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результативное сотрудничество с вузами региона:

  • проведение индивидуальных, групповых занятий с обучающимися;
  • работа подготовительных курсов на базе лицея;
  • научное консультирование исследовательских работ и пр.

В среднем 85% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем, по которому учились в лицее.

Хорошая материально-техническая база для реализации профильного обучения

Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах профильного обучения в лицее.

Недостаточное количество учащихся лицея для необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке" учащихся из других оу.

Отсутствие географической площадки как необходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне

Разработка и реализация pr-программы профильного обучения в лицее.

Создание географической площадки лицея

Е.Н. Белова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР МОУ "Лицей № 22 г. Белово", доцент кафедры управления, экономики и правового регулирования образования кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Читайте еще о стратегическом планировании и маркетинге в управлении образовательной организацией:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль