Установка пожарной сигнализации. Автоматическая пожарная сигнализация

5710

Автоматическая пожарная сигнализация предназначена для обнаружения возгорания и передачи команды (сигнала) на включение устройств оповещения о начале пожара, системы пожаротушения, вытяжной противодымной вентиляции и других технических средств противопожарной защиты.

Главным элементом системы пожарной сигнализации являются пожарные извещатели. Свод правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. СП 5.13130.2009" (далее – свод правил СП 5.13130.2009) определяет, что пожарные извещатели следует применять в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных документов по пожарной безопасности, технической документации на извещатели конкретных типов, с учетом климатических, механических, электромагнитных и других воздействий в местах их размещения.

В общеобразовательных учреждениях, как правило, применяют ручные и дымовые пожарные извещатели.

Ручные пожарные извещатели

Ручные пожарные извещатели имеют простое устройство. Они предназначены для ручного включения сигнала пожарной тревоги в системе пожарной сигнализации и пожаротушения.

Основной частью ручного извещателя является приводной элемент (рычаг, кнопка или хрупкий элемент), который приводит его в режим подачи тревожного сообщения.

В связи с тем, что ручные извещатели устанавливаются в проходах и других доступных местах, в ОУ нередко происходит подача ложных сигналов о пожаре из хулиганских или иных побуждений. Таких случаев следует избегать, поскольку при подаче ложного сигнала устройство разрушается (в первую очередь страдает хрупкий элемент) и его необходимо заменять.

В соответствии со сводом правил СП 5.13130.2009 ручные пожарные извещатели следует устанавливать на стенах и конструкциях таким образом, чтобы расстояние от уровня земли или пола до приводного элемента (рычаг, кнопка и т. д.) составляло 1,5 м. Кроме того, они не должны находиться вблизи постоянных магнитов, электромагнитов и других устройств, воздействие которых может вызвать самопроизвольное срабатывание. Расстояние от одного извещателя до другого внутри здания должно составлять не более 50 м, вне здания – не более 150 м, расстояние от извещателей до других органов управления и предметов, препятствующих свободному доступу к извещателям, – не менее 0,75 м.

Особое внимание следует уделять освещенности места расположения извещателя. Она должна быть не менее установленного для данного вида помещений норматива.

Дымовые извещатели

Дымовые извещатели реагируют на появление в помещении продуктов горения, позволяя обнаружить пожар на ранней стадии. В дымовых оптико-электронных извещателях используется эффект рассеяния излучения светодиода на частицах дыма.

Подобный эффект возникает при прохождении луча прожектора через облако (в чистой среде луч незаметен, в облаке же происходит его рассеяние на частицах влаги, в результате чего он становится видимым). Принцип действия дымовых ионизационных извещателей основан на регистрации изменений ионизационного тока, возникающих в результате воздействия на него частиц дыма.

В соответствии с требованиями указанного свода правил количество дымовых извещателей и схема их размещения в помещении зависят от его размеров, формы и назначения, конструкции перекрытий, высоты потолка, наличия вентиляции, а также от его загруженности материалами и оборудованием. В каждом защищаемом помещении должно быть не менее двух пожарных извещателей.

Порядок установки пожарной сигнализации

В соответствии с требованиями свода правил СП 5.13130.2009 приемно-контрольные приборы и приборы управления следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В некоторых случаях допускается установка сигнализации в школе, в помещениях без персонала, но при условии обеспечения раздельной передачи извещений о пожаре и состоянии технических средств в помещение, где предусмотрено круглосуточное дежурство, а также контроля каналов передачи извещений. Для этого помещение, где установлены приборы, необходимо оборудовать охранной и пожарной сигнализацией и защитить от несанкционированного доступа.

Помещение пожарного поста должно быть площадью не менее 15 кв. м с температурой воздуха в пределах от 18 до 25 °С при относительной влажности не более 80%. Его освещенность должна составлять:

  • при естественном освещении – не менее 100 лк;
  • при использовании люминесцентных ламп – не менее 150 лк;
  • при использовании ламп накаливания – не менее 100 лк;
  • при аварийном освещении, включающемся автоматически в случае отключения основного освещения, – не менее 50 лк.

Кроме того, для помещения пожарного поста обязательно наличие естественной и искусственной вентиляции и телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

Автоматическая пожарная сигнализация по обеспечению надежности электропитанием относится к потребителям 1 категории и, соответственно, должна иметь резервный источник питания, который включается автоматически в случае отказа основного источника.

Эксплуатация автоматической пожарной сигнализации предполагает:

  • ведение технической документации;
  • сбор и обобщение данных по эксплуатации;
  • осуществление контроля работоспособности.

Регламентные работы по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации в ОУ проводятся подрядной организацией на основании договора и должны включать измерение сопротивления шлейфа луча и заземления не менее одного раза в год.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль