Конспект занятия "Лес. Грибы. Ягоды"

3665
Конспект занятия

Автор: учитель-логопед Радченко Оксана Николаевна 11 разряд. Цель. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтезаЗадачи

  • Совершенствовать слуховое внимание детей посредством деформированного текста.
  • Совершенствовать слоговую структуру слова
  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [п’].
  • Совершенствовать умение подбирать и выделять звук на фоне слова, определять его место в слове.
  • Развивать навыки дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам.
  • Упражнять в выполнении звукового анализа слов.
  • Познакомить с графическим изображением буквы П.

Оборудование. Три корзины разного размера, изображения грибов, иллюстрация к двустишию, флажки на каждого ребенка синего и зеленого цветов, макеты трех деревьев с паучками (на спине у каждого паучка схема, определяющая место звука в слове), по два грецких ореха на каждого ребенка, картинки с изображениями «папы» для звукового анализа слов на каждого ребенка.Ход занятия
Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о грибах, ягодах и познакомимся с новым звуком и новой буквой. А помогут нам в этом герои сказки. Какой? А вы послушайте и отгадайте. Я сейчас начну рассказывать эту сказку, произнося только первые слоги этой сказки, а вы попробуйте отгадать. "По в ле зем. Взя па кру, взя ма ча, де же взя кув, а ма Па да блю. При они в лес и ста со зем". Или:
Как-то семейка в лесочек пошла
Ну и посуду с собою взяла:
Кружку и чашку, кувшинчик и блюдце
Ягодку ищут они и смеются…
В кувшинчик девчушке труднее собрать
Ей дудочку дед согласился сменять,
Но вновь он волшебную дудку забрал,
 а папа дочурке стишок подсказал.
Кувшинчик девчушка наполнила вмиг.
Капризы и лень удалось победить!Логопед. Ну что догадались? (ответы детей). Верно, это сказка В. Катаева "Дудочка и кувшинчик". Ребята, вспомните пожалуйста, кто является героями этой сказки.Дети. Героями этой сказки являются: мама, папа, девочка Женя, ее младший братишка маленький Павлик и старик-боровик коренной лесовик.
Собери название ягоды. (игра с мячом)Логопед. И первое задание дает нам мама Жени и Павлика. Ребята, вы любите лесные ягоды? Женина мама тоже их очень любит и предлагает нам с вами собирать из частей слова-названия ягод. Я буду называть первую часть слова и бросать мяч, а вы ловите мяч, добавляете вторую часть, которая звучит: «ника» Затем вы называете слово полностью и возвращаете мяч мне.
Слова для справок: земля(ника), чер(ника), брус(ника), костя(ника), клуб(ника).
Разложим грибы по корзинкам.Логопед.
Женя собрала много грибов, но она не знает их названий. Давайте мы вспомним названия этих грибов и разложим их по корзинкам. Грибы, названия которых состоят из одного слога, положим в самую маленькую корзинку. Грибы, названия которых содержат три слога, положим в корзинку побольше, а грибы, названия которых содержат пять слогов, положим в самую большую корзину.
Грибы: груздь, волнушка, лисичка, опенок, масленок, боровик, поганка, мухомор, подосиновик, подберезовик.Физминутка "Корзинка" (Координация речи с движением)
Стояла корзинка на полке без дела     (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она         (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,     (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.         (наклониться, изобразить срывание грибов)
Корзинка довольна                 (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась                 (развести руки)
Что много грибочков в лесу уродилось!     (подняться на носочки, показать руками большой  круг)
Какой звук?

Логопед. Теперь с вами хочет поиграть маленький Павлик. Он рассказал, что к нему в гости приходит подружка, и они вместе сочиняют стишки. Вот послушайте один из стишков и скажите, какой звук слышится в этом двустишии чаще других. Слушайте внимательно:
            Поля Павлу погремушку
            Положила под подушку.Дети. В этом двустишии чаще других встречается звук [п].Логопед. Молодцы. А сейчас вспомните, пожалуйста, на какие две большие группы делятся все звуки речи.

Дети. Звуки делятся на гласные и согласные.Логопед. Какие звуки мы называем гласными?Дети. Это звуки, которые можно потянуть, пропеть, и при произношении не встречают препятствий – двери (губы, зубы не закрываются).

Логопед. Какие гласные звуки мы с вами уже изучили?Дети. Мы изучили гласные звуки: [а], [о], [у], [и].

Логопед. А какие согласные звуки мы изучили?

Дети. Мы изучили согласный звук [т].Логопед. Какие звуки мы называем согласными?Дети. Согласными мы называем звуки, которые нельзя пропеть, потянуть. При произнесении которых воздух встречает преграду – закрываются двери домика – губы и зубы.

Логопед. Молодцы. А теперь посмотрите на меня внимательно, когда я произношу звук [п], у домика для язычка двери открыты или закрыты? Какие двери закрываются? (губы). Значит этот звук встречает преграду? Этот звук можно протянуть или пропеть?
Как вы думаете, звук [п] гласный или  согласный?Логопед. А этот звук звонкий или глухой?Дети. Звук п глухой. Потому что голосок спит, и мы его произносим тихо, шепотом.

Поймай звук.Логопед. Давайте поймаем звук п среди других. Подготовьте свои кулачки.
Звуки: [п], [т], [ш], [п], [к], [м], [н], [п], [с], [з], [г], [п].Логопед. А теперь поймайте звук п в слогах:
Ап, па, та, да, ат, ко, то, по, му, пу, пэ, тэ, хэ, па.Логопед. А теперь в словах:
Пушка, суп, сыроежка, клубника, подосиновик, волнушка, малина, тапки, микроскоп, подосиновик.Логопед. Звук [п] твердый или мягкий?Дети. Звук [п] твердый.Логопед. Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?Дети. Твердый согласный звук мы обозначаем синим цветом.Логопед. У звука [п] есть младший братик – мягкий звук [п’]. Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (ответы детей) Давайте будем различать звуки [п] и [п’]. Возьмите в одну руку зеленый флажок, а в другую – синий. Когда вы услышите слово с твердым звуком [п], какой флажок поднимите? (ответы) А когда услышите мягкий звук [п’], какой флажок поднимите?
Слова: палатка, пальма, пирамидка, пень, парус, пианино, пила, письмо, полотенце, пирог.  

Соедини паутинки.Логопед. Следующее задание от  старичка- боровичкаЛогопед. Посмотрите, на деревьях паучки сплели паутинки. У каждого паучка на спине свой узор. Эти паучки любят слова со звуком [п]. Но каждый из них любит, чтобы этот звук стоял на своем месте. Как вы думаете, этот паучок любит, чтобы звук [п] стоял в начале, середине или конце слова? (ответы детей).
Кто мне покажет  паучка, у которого звук [п] стоит в середине слова?
А на каком дереве находится паучок, который любит, чтобы звук [п] стоял в конце слова?
Посмотрите, а под деревом лежат картинки. Возьмите по одной. Максим, назови свою картинку. (Ребенок называет).
Как ты думаешь, в этом слове есть звук [п]? А в этом слове звук [п] стоит в начале, середине или в конце слова? Какому паучку ты подаришь свою картинку?
(и так каждый ребенок).Пальчиковая гимнастика "Орехи"
Научусь я два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

Звуковой анализ слова "папа"Логопед. А вот папа хочет, чтобы мы с вами провели звуковой анализ слова «папа».
Проходите за столы. Разделите слово «папа» на слоги. (ответы детей) Скажите, пожалуйста, какой звук стоит в начале этого слова. (Ответы детей). Произнеси слово так, чтобы было слышно какой звук стоит вторым. (и т.д.)
Затем логопед предлагает прочитать слово «папа» по звуковой схеме.
Знакомство с буквой П.Логопед. Ребята, а звуки [п] и [п’] обозначаются буквой П(показ). Скажите пожалуйста, на что похожа буква П? (Ответы детей).
Итог занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект занятия  Лес.  Грибы. Ягоды

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль