2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Формирование библиотечного фонда

  • 24 апреля 2019
  • 18614

Формирование библиотечного фонда школы – это многоступенчатый процесс, направленный на сбор, систематизацию и хранение печатных изданий.  В статье рассматриваем порядок составления и учета материалов библиофонда ОО, а также рассказываем, как провести проверку, переоценку и списание книг и документов из библиотечного фонда.

Для формирования библиотечного фонда в школе и поддержания его состава в актуальном состоянии требуется приобрести и поставить на учет необходимые пособия, издания и документальные материалы, а также регулярно проводить проверку фонда. Порядок работы библиотеки регламентируется приказом о библиотечном фонде школы. С образцом этого документа можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

Ресурсы специализированного библиотечного фонда школы

В состав специализированного библиотечного фонда, сформированного при школе входят практикумы, рабочие тетради, хрестоматии, учебные наглядные пособия и задачники. Данные издания выпускаются организациями, которые входят в перечень, утвержденный приказом Минобрнауки № 699 от 09.06.2016.

Образовательное учреждение в самостоятельном порядке утверждает список учебных материалов из федерального перечня (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Каждый школьник должен быть обеспечен, как минимум, одним учебным материалом по каждому из преподаваемых предметов, достаточным для освоения программы в полноценном объеме. Эта норма регулируется п. 27 ФГОС НОО, п. 26 ФГОС ООО и п. 27 ФГОС СОО. При этом, согласно письму Минобрнауки от 02.02.2015 № НТ-136/08, формат изданий – электронный или печатный – школа может выбирать на свое усмотрение.

Состав библиотечного фонда школы

Библиотечный фонд школы состоит из двух подразделений: основного и специализированного.

Основное содержит справочно-библиографическую литературу, например, словари, справочники и энциклопедии, различные отраслевые издания (учебно-методические по образовательно-воспитательным направлениям и предметам, реализуемым учреждением в рамках образовательной программы, научно-популярные), периодические издания (газеты, журналы), художественную литературу (современную, классическую, зарубежную и отечественную), издания по профессиональному и социальному самоопределению учащихся. При создании основного библиотечного фонда школы нужно следовать рекомендациям Минобрнауки (письма № НТ-41/08 от 14.04.2016 и № 08-709 от 16.01.2013).

Специализированное подразделение состоит из различных учебных пособий, допущенных к использованию в рамках аккредитованных программ основного, начального и среднего общего образования, и учебных изданий из федерального перечня.

Специфика финансирования покупки изданий для библиотечного фонда школы

При формировании библиотечного фонда в школе используются разные способы: основные, в виде подписки или покупки, и вспомогательные – обмен документами, дар. В соответствии с п. 4.1.2 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры № 1077 от 08.10.2012, учебные пособия и другие ресурсы для основного и специализированного библиотечного фонда школы можно приобрести или принять в дар от юридических лиц или граждан в виде пожертвования по договору. Нередко в качестве дарителей и спонсоров, желающих оказать помощь в укреплении материально-технической базы библиофонда школы, выступают организации, территориально расположенные в районе учебного заведения.

Издания также могут быть закуплены за счет бюджетных средств – целевых благотворительных пожертвований, средств от деятельности, приносящей доход, и общих или целевых субсидий. Процедура закупки должна соответствовать требованиям законодательства о контрактной системе.    

Порядок учета материалов библиотечного фонда в школе

Для того, чтобы зарегистрировать, обобщить сведения и обеспечить всесторонний контроль библиофонда учебного заведения, все поступающие материалы ставят на учет и маркируют. Данная процедура регулируется в соответствии с п. 1.4 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры № 1077 от 08.10.2012. Перед этим разрабатываются Правила, в которых прописываются цели, задачи, форма, порядок и сроки учета, а также способы маркировки, контроля соответствия данных и многое другое.  

В рамках осуществления учета библиотечного фонда в школе ответственные сотрудники выполняют следующие работы:  

  • присваивают каждому экземпляру основного фонда ИРН (индивидуальный регистрационный номер) и задают шифр хранения, которые затем вносят в специальные регистры – компьютерную базу данных, картотеку или инвентарную книгу – и Книгу суммарного учета документов основного фонда;

  • ставят на обороте титульного листа (или на первой странице под заглавием текста) каждого издания и на семнадцатой странице под текстом в левом нижнем углу, а также на обороте каждого приложения прямоугольный оттиск штемпеля с данными школы (размером не более 1,5х4 см). На журналах и брошюрах штемпель ставят на первой странице текста или на обложке;

  • прикрепляют к материалам внутрибиблиотечные атрибуты: штрих-коды, книжные формуляры, листки срока возврата.

Для удобного поиска изданий в библиотечном фонде школы также создают поисковую электронную базу данных или алфавитный каталог.

Специализированный фонд необходимо учитывать автономно от основного. Так как учебные издания хранятся во многих экземплярах, их группируют и регистрируют в картотеке регистрационных карточек и Книге суммарного учета учебного фонда. При этом, на каждый тип учебника отдельно заводят учетную карточку и отмечают ее в специальном журнале. Все карточки, содержащие библиографические описания учебных изданий, помещают на хранение в картотеку, группируя по классам. Карточки внутри классов расставляют в алфавитном порядке по заглавиям названий или фамилиям авторов.

Также, кроме маркировки, на последней странице каждого учебного материала приклеивают паспорт учебника, который заполняется во время выдачи и приемки экземпляра.

Формирование и учет состава школьной библиотеки осуществляются согласно положению о библиотечном фонде школы. Ознакомиться с содержанием данного документа можно, пройдя по ссылке.

Вся информация, касающаяся объема и состава библиотечного фонда школы за год по видам, темам и другим параметрам, передается в Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры РФ до 15 января.    

Проверка библиотечного фонда школы

Для определения наличия, сохранности и выявления соответствия изданий и документов поисковым ресурсам и учетной документации регулярно проводятся проверки библиотечного фонда школы. Специфика данных процедур прописана в п. 7.2 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры № 1077 от 08.10.2012.

Виды проверок:

  • плановые: осуществляются 1 раз в 5 лет – при объеме фонда менее 50 000 учетных единиц и 1 раз в 7 лет, если в состав фонда входит от 50 000 до 200 000 экземпляров;

  • внеплановые: проводятся при реорганизации или упразднении школы (п. 7.1 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры № 1077 от 08.10.2012), после чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, при выявлении злоупотреблений, краж или порчи материалов.  

Перед началом проверки разрабатывается локальный акт об утверждении состава комиссии, в которую входят сотрудники учреждения. Проверяются все виды материалов, документы учета, а также используемое в работе ПО. При этом, проводятся сверка каждой единицы с регистрами индивидуального учета и сопоставление библиографических записей с содержанием файлов. При выявлении ошибок или неточностей проводятся их исправления. Первоочередной проверке подлежат Книги суммарного учета, акты предыдущих проверок, акты списания материалов между проверками, инвентарные книги и др.

Конкретный способ проверки библиотечного фонда выбирается в зависимости от его объема, территориального размещения и опыта работников. Мероприятия могут осуществляться по инвентарным книгам и талонам контроля, а также с применением средств автоматизации или комбинированным споcобом.    

По результатам проверки заведующим библиотечного фонда школы формируется соответствующий актовый документ, в который вносятся данные об общем количестве имеющихся в наличии изданий и указывается количество отсутствующих экземпляров. Также учитываются документы, которых нет по неизвестной причине; к акту прилагают их список, а затем утерянные издания списывают. В документе также указывают дату и регистрационный номер акта предыдущей проверки. Кроме того, оформляется протокол с рекомендациями по возмещению убытков. Все сформированные документы подписываются членами и председателем комиссии, после чего их утверждает руководитель библиофонда.  

Переоценка школьного библиотечного фонда

Периодическая переоценка библиофонда школы осуществляется по единой методике для того, чтобы установить соответствие балансовой стоимости изданий актуальным условиям ценообразования. Она проводится на двух уровнях:

  • переоценка по отдельным материалам выполняется при списании документа из фонда, при этом, первоначальная стоимость издания умножается на коэффициент, предусмотренный Росстатом;

  • переоценка всего библиотечного фонда школы с учетом переоценки исключенных изданий осуществляется при введении Росстатом новых коэффициентов, при этом, балансовая стоимость библиофонда индексируется на дату проведения последней переоценки. Индексации также подлежит стоимость приобретенных материалов с учетом даты их приобретения. Из полученной суммы вычитается стоимость документов, прошедших переоценку и удаленных из фонда.

Порядок и сроки осуществления переоценки устанавливаются Правительством РФ.   

Списание библиотечного фонда школы

В правилах, утвержденных при формировании библиотечного фонда в школе, прописываются такие моменты, как порядок приема материалов и их классификация по сроку хранения, учет документации постоянного и временного хранения, причины выбытия отдельных экземпляров из библиофонда (вследствие появления дефектов, износа, устаревания содержания, непригодности электронных файлов для использования, утери, невостребованности, изменения учебных программ) и т.д. Учебное учреждение самостоятельно определяет общее количество материалов и изданий, которые необходимо исключить.

Списание учетных единиц из библиотечного фонда школы проводится в несколько этапов. Подготавливаются документы на исключение и подаются на ознакомление членам специально сформированной комиссии. Составляются перечни изданий на списание и разрабатывается акт с их стоимостью и причинами исключения из фонда, к которому прилагается записка с указанием характеристик списываемого материала – шифра хранения, номера регистрации, сжатого библиографического описания, закрепленной в регистре стоимости, коэффициента переоценки и цены после проведения переоценки.

К акту также прилагают пояснительную записку, протокол или заключение уполномоченных органов или финансовый документ на возмещение ущерба в случае списания издания вследствие его кражи. Кроме того, составляется документация, в которой фиксируется утеря материала. На списываемых изданиях ставят штамп, который в дальнейшем требуется погасить, а в учетные документы вносят соответствующие изменения.

Готовый акт подписывают и регистрируют в Книге суммарного учета библиофонда, один экземпляр передают в бухгалтерию.

Все списанные документы, кроме утерянных или похищенных, перераспределяют или реализуют. Например, материалы, списываемые из-за физического старения, наличия дефектов или устаревания содержания, сдают на предприятия по переработке вторичного сырья.


Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.