Обеспечение пожарной безопасности школ

17728

Для обеспечения комплексной безопасности школ Минобрнауки России разработаны Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года. При подготовке к проверке руководителю особое внимание следует уделить обеспечению пожарной безопасности в школе.

В целях ежегодной подготовки образовательных учреждений (далее – ОУ) к новому учебному году и обеспечения их комплексной безопасности разработаны и доведены (в совместном письме от 12.03.2008 Роспотребнадзора № 05/2050­8­23, МЧС России № 43­828­19 и Минобрнауки России № АФ-102/09 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" (далее – совместное письмо)) до руководителей органов управления образованием: порядок организации работы в сфере обеспечения комплексной безопасности ОУ, формы сбора сведений о ее состоянии, а также типовой перечень мероприятий по подготовке ОУ к новому учебному году.

В развитие положений совместного письма издан приказ Минобрнауки России от 23.07.2008 № 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году". Также Минобрнауки России разработаны и согласованы с МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минрегионом России, Минфином России и Ростехнадзором Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года (далее – Единые требования) (приложение).

Единые требования включают в себя план организационно-методических мероприятий по созданию системы постоянного межведомственного контроля за безопасностью школ и других детских учреждений. Требованиями предусматривается проверка ОУ и их филиалов к началу учебного года комиссиями, в которые входят представители: ОУ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Рособразования.

К проверке ОУ могут также привлекаться представители:

  • коммунальных служб по: энерго-, тепло-, водоснабжению и водоотведению;
  • профессиональных союзов и их объединений;
  • комиссий по делам несовершеннолетних;
  • органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих функции в области охраны здоровья граждан (контроль: соответствия оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, лицензирования медицинской деятельности организаций здравоохранения);
  • государственной инспекции труда.

Перечень привлекаемых к проверке организаций может быть расширен, исходя из особенностей субъекта РФ. Он определяется непосредственно при создании комиссии.

В рамках подготовки ОУ к началу учебного года, 29 мая 2009 г. состоялось совместное селекторное совещание представителей МЧС России, Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, Минрегиона России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзора и Ростехнадзора, на котором были обсуждены вопросы противопожарного состояния ОУ.

Меры, предпринимаемые совместными усилиями МЧС России, Минобрнауки России, Рособразованием, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, позволили в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) уменьшить: на 25% – количество пожаров в ОУ (с 577 до 432 случаев); в 2,4 раза – число погибших на пожарах (с 12 до 5 чел.); в 3 раза – число травмированных (с 64 до 20 чел.) и не допустить гибели детей.

За период с 1 сентября 2008 г. по 30 апреля 2009 г. (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего учебного года) количество пожаров в ОУ сократилось на 24% (с 348 до 263 случаев), число погибших на пожарах людей снизилось в 6 раз (с 12 до 2 чел.), число травмированных уменьшилось более чем в 12 раз (с 74 до 6 чел.). Гибели детей также не было допущено.

Следует отметить, что устойчивая тенденция по снижению количества пожаров и погибших людей на данных объектах прослеживается на протяжении последних 5 лет.

В 2008 г. по результатам проверок ОУ органами государственного пожарного надзора было:

  • выдано более 53 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • привлечено к административной ответственности более 32 тыс. должностных и 7 тыс. юридических лиц;
  • направлено в суды 2377 материалов для принятия решения о приостановке работы объектов в целом и 1364 материала – о приостановке функционирования отдельных помещений, на основании которых судами принято 1794 решения об административном приостановлении деятельности объектов и отдельных помещений.

Огромный общественный резонанс вызвало размещение на сайте МЧС России и в федеральных СМИ "черных списков" объектов, на которых государственные инспекторы по пожарному надзору выявили грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, создающие непосредственную угрозу жизни людей, и по которым судами приняты решения о приостановлении их эксплуатации.

Несмотря на принимаемые меры по повышению пожарной безопасности ОУ , 1 сентября 2008 г. 2420 школ или 4,3% от общего их количества органами государственного пожарного надзора приняты не были. Наибольшее их количество располагалось в Центральном (743), Сибирском (511) и Южном (248) федеральных округах. Для сравнения, в 2007 г. и 2006 г. по этим причинам не были приняты соответственно 8% и около 20% школ.

Значительная часть указанных объектов до настоящего времени не оборудована системами противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и дымоудаления). В достаточной мере не финансируются мероприятия режимного характера: периодическая обработка строительных конструкций огнезащитными составами, перезарядка огнетушителей и т. д. В ряде школ опрошенные директора и персонал учебных заведений, а также учащиеся не знают требований правил пожарной безопасности. Не во всех ОУ проводятся систематические тренировки по эвакуации детей.

Вышеназванные и другие нарушения выявляются нередко в период работы комиссий, фактически перед самым началом нового учебного года, и на их устранение не остается времени.

Не смотря на общую тенденцию снижения количества пожаров, за текущий учебный год зафиксировано увеличение их количества в ОУ: Тюменской (с 1 до 6) и Астраханской (с 0 до 4) областей, в Удмуртской Республике (с 2 до 8) и в Ханты-Мансийском автономном округе (с 1 до 4).

Основными причинами пожаров были: неосторожное обращение с огнем – 39%, нарушение правил эксплуатации электрооборудования – 30%, поджоги – 14%.

В 14 субъектах РФ отмечено увеличение числа пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за детской шалости с огнем. Так, например, в Чеченской Республике отмечено увеличение числа таких пожаров на 240%, в Томской области – на 75%, в Республике Дагестан – на 57,1%, в Нижегородской и Свердловской областях – на 16,7%, в Новгородской области – на 12,5%, в Брянской области – на 7,7%.

Это свидетельствует, прежде всего, о том, что в этих субъектах не уделяется должного внимания вопросам обучения мерам пожарной безопасности и, особенно, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

С наилучшей стороны в этом отношении можно отметить регионы, где число пожаров уменьшилось: Орловскую (-100%), Ярославскую (-81,8%), Курскую (-78,6%), Белгородскую (-72,2%), Кемеровскую (-70,0%), Вологодскую (-66,7%), Ивановскую (-66,7%) и Омскую (-63,3%) области, Республику Хакасия (-75,0%) и Красноярский край (-64,7%).

В качестве положительного примера можно привести ликвидацию пожара, произошедшего 28 мая текущего года в 12 ч 16 мин в здании школы № 422 Департамента образования г. Москвы. Вследствие поджога произошло загорание кресел и паркета в коридоре 3-го этажа здания. Благодаря тому, что сигнал о срабатывании пожарной сигнализации был выведен на пульт "01", а также слаженным действиям пожарных подразделений, сотрудников внутренних дел и персонала школы, удалось потушить возгорание на его ранней стадии и избежать жертв. Были спасены четверо детей, эвакуировано 85 чел., из них 65 детей.

По результатам селекторного совещания был подготовлен протокол, в котором отражены основные направления деятельности, включающие в т. ч. следующие:

  1. Продолжить работу по выполнению Плана первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений, добиться устранения в полном объеме выявленных в ходе проверок недостатков, а также организовать деятельность по проведению проверок ОУ к началу учебного года в соответствии с Едиными требованиями.
  2. Инициировать рассмотрение на заседаниях комиссий по ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ вопросы обеспечения пожарной безопасности ОУ с заслушиванием руководителей, в чьем ведении имеются объекты, находящиеся в неудовлетворительном противопожарном состоянии.
  3. Обеспечить проверку работоспособности систем противопожарной защиты, внутреннего и наружного противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов.
  4. Обеспечить строгое соблюдение противопожарного режима в ОУ при проведении торжественных мероприятий, связанных в т. ч. с выпускными вечерами, а также в школах, на базе которых организован летний оздоровительный отдых детей. Взять на особый контроль обеспечение пожарной безопасности в специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся с отклонениями в развитии и в школах-интернатах.
  5. В каждом субъекте РФ с руководителями учебных заведений на базе одной из школ организовать проведение показательных занятий по обучению правилам и нормам пожарной безопасности. В сентябре и далее ежеквартально организовать проведение в ОУ практических тренировок по эвакуации учащихся.
  6. Используя опыт Центрального федерального округа, провести во всех федеральных округах РФ учебно-методические сборы с ректорами высших учебных заведений по вопросам обеспечения пожарной безопасности ОУ.
  7. Организовать работу Комиссий по приемке ОУ к новому учебному году с 1 июля до 31 августа.
  8. Обеспечить до начала нового учебного года разработку деклараций пожарной безопасности ОУ и их представление в территориальные органы МЧС России.
  9. Исключить случаи подписания актов готовности ОУ при наличии нарушений требований пожарной безопасности, непосредственно влияющих на безопасность людей при пожаре. При выявлении нарушений использовать в полной мере права, предоставленные государственному пожарному надзору.

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к организации проведения проверок образовательных учреждений
к началу учебного года

Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года подготовлены в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.10.2008 № АЖ-П44-6246 и в развитие совместного письма Минобрнауки России, МЧС России, Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23.

1. В целях обеспечения безопасности обучающихся в образовательных учреждениях рекомендуется проводить проверки образовательных учреждений к началу учебного года в следующем порядке.

1.1. Проверка образовательных учреждений, их филиалов к началу учебного года осуществляется комиссиями, в которые входят представители: органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования; органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; образовательных учреждений; МЧС России; МВД России; ФСБ России; Роспотребнадзора; Ростехнадзора и Рособразования (далее – межведомственная комиссия).

1.2. К проверке образовательных учреждений к началу учебного года могут также привлекаться представители:

  • коммунальных служб по направлениям: энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение;
  • профессиональных союзов и их объединений;
  • комиссий по делам несовершеннолетних;
  • органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих функции в области охраны здоровья граждан, осуществляющих контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, лицензирования медицинской деятельности организаций здравоохранения;
  • государственной инспекции труда.

Перечень привлекаемых к проверке организаций может быть расширен, исходя из особенностей субъекта РФ, и определяться непосредственно при создании комиссии.

2. В целях организации проведения проверок руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования:

2.1. Осуществляют мероприятия по:

  • разработке, утверждению и, при необходимости, согласованию с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России планов своевременной качественной подготовки образовательных учреждений к началу учебного года;
  • организации подготовки образовательных учреждений к началу учебного года сразу после завершения учебного процесса.

2.2. Организуют и обеспечивают оценку готовности образовательных учреждений к началу учебного года.

Пожарная безопасность в школе оценивается в соответствии с планом мероприятий конкретного образовательного учреждения и включает в себя проверку выполнения мероприятий типового перечня (плана) по подготовке образовательных учреждений к началу учебного года, приведенного в письме Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09/ 43-828-19/01/2050-8-23 (далее – мероприятия типового перечня (плана)), исходя из реального состояния дел с учетом перспективного планирования исполнения мероприятий типового перечня (плана), включая вопросы финансового, материально-технического и иных видов обеспечения в рамках бюджетного финансирования, реализации федеральных и региональных целевых программ и иных способов практической организации выполнения мероприятий типового перечня (плана).

2.3. Докладывают о результатах проверок главам субъектов РФ.

2.4. Ежегодно до 26 августа представляют в Рособразование и (копии) в учебно-методические центры по оценке степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных) ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности", доклады о готовности образовательных учреждений к началу учебного года в соответствии с типовой формой доклада, приведенной в письме Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 № АФ-102/09/ 43-828-19/ 01/2050-8-23.

3. Минобрнауки России совместно с Рособразованием:

3.1. Обеспечивают сбор и обобщение сведений об оценке готовности образовательных учреж­дений к началу учебного года на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в соответствии с типовой формой доклада о готовности образовательных учреждений к началу учебного года (далее – единая система информации).

3.2. Осуществляют взаимный обмен данными для ведения единой системы информации по состоянию образовательных учреждений по итогам проверок к началу учебного года.

3.3. Организуют и обеспечивают взаимодействие с МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам информирования и обмена сведениями о состоянии готовности образовательных учреждений к началу учебного года, выработке согласованных мероприятий, направленных на совершенствование комплексной безопасности образовательных учреждений.

4. Проведение мероприятий по организации проверок образовательных учреждений к началу учебного года осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

При необходимости федеральный орган исполнительной власти осуществляет методическую и консультационную поддержку по применению настоящих Единых требований к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года.

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 23.07.2008 № 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году"
  • Письмо от 12.03.2008 Роспотребнадзора № 05/2050-8-23, МЧС России № 43-828-19 и Минобрнауки России № АФ-102/09 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году"

А.Н. Нестругин,
начальник отдела Департамента надзорной деятельности МЧС России

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль