Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

2315
Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Бронхиальная астма (далее – БА) – глобальная проблема здравоохранения. В мире насчитывается около 300 млн больных БА, в России, по некоторым оценкам, – 7 млн.

Бронхиальная астма – заболевание, основу которого составляет хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гипер-реактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции.

По данным ВОЗ, ежегодно от астмы умирают до 250 тыс. человек. Распространенность БА в разных странах мира колеблется в пределах от 1 до 18%, причем уровень  заболеваемости детей за последние 20 лет значительно повысился. По данным Роспотребнадзора,  распространенность бронхиальной астмы среди детей в России менее 1%, по данным эпидемиологических исследований, – более 9%, а в некоторых регионах – до 17%. Подобные несовпадения связаны с гиподиагностикой заболевания.

В клинической практике БА у детей часто не диагностируют, диагноз подменяется понятием "обструктивный синдром", "обструктивный бронхит", "астматический компонент при респираторно-вирусных инфекциях", "рецидивирующий обструктивный бронхит" и т. п. Не случайно в международных согласительных документах
по диагностике и лечению бронхиальной астмы рекомендуется избегать таких неопределенных терминов применительно к детской диагностике, следует использовать понятие "бронхиальная астма", чтобы разработать стратегию противоастматической терапии.Что влияет на развитие БА
Факторы, оказывающие влияние на риск развития БА, можно разделить на обусловливающие развитие заболевания (внутренние) и провоцирующие появление
симптомов (внешние) (табл. 1).
Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Бронхиальная астма у детей симптомы и лечение
БА можно заподозрить на основании следующих симптомов:
– эпизоды одышки;
– свистящие хрипы;
– кашель и заложенность в грудной клетке.

Огромное значение для диагностики БА имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие в семейном анамнезе случаев БА или аллергических заболеваний.

Вместе с тем существует так называемый кашлевой вариант бронхиальной астмы, когда у пациентов главным, а иногда единственным проявлением  заболевания является кашель.

Кашлевая БА особенно распространена у детей, наиболее выраженные симптомы обычно отмечаются в ночное время.

Еще один важный аспект в постановке диагноза – связь между появлением симптоматики и физической нагрузкой. Бронхоспазм вследствие физической нагрузки  обычно развивается через 5–10 минут после прекращения нагрузки (редко – во время нагрузки).

Постановка диагноза БА основывается на жалобах, клинических симптомах, данных физикального осмотра, определении функции легких, исследовании аллергологического статуса.

Межнациональные различия в трактовке диагностики и лечения БА привели к тому, что в 1993 г. Национальный институт сердца, легких и крови США совместно с ВОЗ  разработали Глобальную стратегию лечения и профилактики БА, которая получила название GINA (Global Initiative for Asthma). GINA рекомендует использовать следующей опросник при подозрении на БА:
1. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, в т. ч. повторяющиеся?
2. Беспокоит ли пациента кашель по ночам?
3. Отмечаются ли у пациента свистящие хрипы или кашель после физической нагрузки?
4. Бывают ли у пациента эпизоды свистящих хрипов, заложенности в грудной клетке или кашля после контакта с аэроаллергенами или поллютантами?
5. Отмечает ли пациент, что простуда у него "спускается в грудную клетку" или продолжается более 10 дней?
6. Уменьшается ли выраженность симптомов после применения соответствующих противоастматических препаратов?Физикальное обследование
Чаще всего у детей при аускультации (выслушивании) выявляют свистящие хрипы, подтверждающие наличие бронхиальной обструкции.

Однако у некоторых больных свистящие хрипы могут отсутствовать или обнаруживаться только во время форсированного выдоха даже при наличии выраженной
бронхиальной обструкции. У таких детей обычно имеются другие клинические признаки, обусловленные дыхательной недостаточностью:
– сонливость;
– затруднения при разговоре;
– вздутая грудная клетка;
– тахикардия;
– участие вспомогательных мышц в акте дыхания;
– втяжение межреберных промежутков.Методы исследования
Оценка функции легких. Существуют различные методы оценки степени бронхиальной обструкции, но, к сожалению, они используются только у пациентов в возрасте старше пяти лет: спирометрия для определения объема форсированного выдоха за первую секунду (далее – ОФВ1) и форсированной жизненной емкости  легких (далее – ФЖЕЛ); пикфлоуметрия – измерение пиковой скорости выдоха (далее – ПСВ).

Общепринятым критерием диагностики БА служит прирост ОФВ1 ≥ 12% (или ≥ 200 мл) по сравнению со значением до ингаляции бронхолитика. ПСВ, измеряемая с помощью пикфлоуметра, – важный метод диагностики и оценки эффективности терапии БА.

Современные портативные пластиковые пикфлоуметры отличаются  сравнительно невысокой стоимостью и являются идеальным выбором  для ежедневной оценки выраженности бронхиальной обструкции в домашних условиях.

Оценка аллергического статуса. Прослеживается четкая взаимосвязь БА с аллергическими заболеваниями, поэтому наличие аллергических реакций, аллергических заболеваний, в особенности аллергического ринита, увеличивает вероятность БА у пациентов с симптомами заболевания дыхательных путей. Кроме того, выявление у больных БА аллергии (подтвержденной с помощью кожных проб или определения специфических IgE в сыворотке крови) может помочь в установлении факторов риска, вызывающих симптомы БА у конкретных пациентов.Особенности проявления БА у детей раннего возраста
У детей раннего возраста в силу анатомо-физиологических особенностей одышка чаще бывает смешанного характера и подчас сопровождается повышением температуры тела. В связи с этим нередко таким больным необоснованно ставится диагноз ОРЗ и назначаются антибиотики. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой вязкой мокроты.

Положение ребенка в момент астматического приступа – вынужденное ортопноэ (нежелание лежать). Отмечается раздувание крыльев носа, набухание шейных вен,  бледность кожных покровов; цианоз носогубного треугольника, акроцианоз. При физикальном обследовании в легких на фоне неравномерно проводимого дыхания  выслушиваются диффузные сухие, свистящие хрипы, а также разнокалиберные влажные хрипы. Последние особенно характерны для астматических приступов у  детей раннего возраста (так называемая "влажная астма"), т. е. меньшая острота  и большая продолжительность приступов, за счет преобладания отека и гиперсекреции над бронхоспазмом.

Типичные приступы БА возникают чаще после контакта с аллергеном. У маленьких детей велика провоцирующая роль ОРИ в развитии обострений. В зависимости от  возраста возникновения БА отличается тяжестью течения заболевания, наличием  ремиссий (табл. 2).
Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечениеКлассификация БА
Классификация БА по степеням тяжести. В зависимости от выраженности симптомов, тяжести бронхиальной обструкции и вариабельности показателей функции легких выделяют четыре степени тяжести БА (табл. 3).
Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Классификацию БА по степени тяжести целесообразно использовать при первичной диагностике и выборе начальной терапии, т. к. данная классификация не учитывает того, что степень тяжести БА зависит не только от тяжести основного заболевания, но и от ответа на терапию.Контроль над БА
Термин "контроль" может обозначать предотвращение заболевания или излечение. Однако при БА эти цели пока недостижимы, и контроль означает устранение проявлений заболевания.

Существуют следующие критерии контроля над БА:
– отсутствие (или наличие до 2 эпизодов в неделю) дневных симптомов;
– ночных симптомов или пробуждений из-за астмы;
– ограничений повседневной активности, включая физические нагрузки;
– потребности в препаратах "скорой помощи" (или наличие до 2 эпизодов в неделю);
– обострений;
– нормальные или почти нормальные показатели функции легких.

Критерии контролируемой, частично контролируемой или неконтролируемой БА приведены в таблице 4.

Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Выявление неконтролируемой астмы

Простой способ выявления неконтролируемой астмы – частое применение препаратов скорой помощи (пользование ингалятором «спасательной терапии» более двух раз в неделю или расход более двух баллончиков короткодействующего бронходилататора за год).

В соответствии с международным руководством GINA потребность в "спасательной терапии" более двух раз в неделю может указывать на неконтролируемую астму. Если пациент использует два раза в неделю по две ингаляции КДБА, то в течение года (52 недель) ему потребуется 208 ингаляций (2 х 2 х 52). Так как в наиболее распространенных баллончиках вентолина и сальбутамола содержится по 200 доз препарата, потребность в двух баллончиках в год будет указывать на избыточную потребность в КДБА.

Подтвердить отсутствие контроля над бронхиальной астмой у школьников можно с помощью теста по контролю над астмой у детей (АСТ), который состоит из 7 вопросов: на первые четыре вопроса должен ответить ребенок, на последующие три – родители. Этот тест рекомендован к использованию Союзом педиатров России и Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов.Тест по контролю над астмой у детей

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы
1. Как у тебя дела с астмой сегодня?
– очень плохо (0);
– плохо (1);
– хорошо (2);
– очень хорошо (3).
2. Как сильно астма мешает тебе бегать, заниматься физкультурой или играть в спортивные игры?
– очень мешает, я совсем не могу делать то, что мне хочется (0);
– мешает, и это меня расстраивает (1);
– немножко мешает, но это ничего (2);
– не мешает(3).
3. Кашляешь ли ты из-за астмы?
– да, все время (0);
– да, часто (1);
– да, иногда (2);
– нет, никогда (3).
4. Просыпаешься ли ты по ночам из-за астмы?
– да, все время (0);
– да, часто (1);
– да, иногда (2);
– нет, никогда (3).

Вопросы для родителей
5. Как часто за последние 4 недели ваш ребенок испытывал какие-либо симптомы астмы в дневное время?
– ни разу (5);
– 1–3 дня (4);
– 4–10 дней (3);
– 11–18 дней (2);
– 19–24 дня (1);
– каждый день (0).
6. Как часто за последние 4 недели у вашего ребенка было свистящее дыхание из-за астмы в дневное время?
– ни разу (5);
– 1–3 дня (4);
– 4–10 дней (3);
– 11–18 дней (2);
– 19–24 дня (1);
– каждый день (0).
7. Как часто за последние 4 недели ваш ребенок просыпался по ночам от астмы?
– ни разу (5);
– 1–3 ночи (4);
– 4–10 ночей (3);
– 11–18 ночей (2);
– 19–24 ночь (1);
– каждую ночь (0).
Итого: _________

Обработка результатов: чем меньше выражены проявления астмы, тем выше балл за ответ. Максимально возможное количество баллов за тест (суммарно) – 27. Это наилучший результат.Лечение БА у детей
Ингаляционная терапия – краеугольный камень лечения БА. Почти все дошкольники могут научиться правильно пользоваться ингаляторами. Для эффективного лечения детей разного возраста требуются различные ингаляторы. Тип ингалятора выбирается индивидуально (табл. 5).

Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль