Зачисление учащихся в образовательные учреждения

7731

Д.А. Якунин,

юрист­-консультант журнала “Справочник руководителя образовательного учреждения”

Общие требования к зачислению в образовательные учреждения установлены ст. 16 Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” (далее – Закон РФ “Об образовании”). Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ “Об образовании” в государственные и муниципальные школы на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также в учреждения начального профессионального образования принимают всех граждан, которые проживают на прилегающей к учебному заведению территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

По п. 5 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется утверждаемыми Правительством РФ типовыми положениями. Во исполнение этой нормы постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении. Согласно п. 46 этого документа гражданам, не проживающим на прилегающей территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест. Дело в том, что наполняемость класса не должна превышать 25 чел. Аналогичное предписание содержится и в Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178­02 Минздрава России от 28.11.02 № 44). При наличии необходимых условий (учителей, материальной базы, учебных помещений и пр.) допустимо комплектование классов и групп продленного дня с меньшим числом детей. Наполняемость определяется Уставом общеобразовательного учреждения. А в сельских школах (в т. ч. малокомплектных) количество и наполняемость классов рассчитываются исходя из потребностей населения.

Для зачисления ребенка в 1-­й класс родители (законные представители) представляют в школу заявление о приеме, детскую медицинскую карту, справку о месте проживания.

Запись в 1-­й класс общеобразовательной школы начинается с первого апреля и по мере поступления заявлений родителей. Документы, принесенные родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в Журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления выдается документ, содержащий следующую информацию:

• входящий номер заявления о приеме учащихся в школу;

• перечень представленных документов;

• отметка об их получении, заверенная подписью секретаря (или другого лица, ответственного за прием документов) и печатью общеобразовательного учреждения;

• сроки уведомления о зачислении в 1-­й класс;

• контактные телефоны школы;

• телефон органа управления образованием, т. е. учредителя.

После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом директора школы. Он издается не позднее 30 августа и доводится до сведения родителей (законных представителей).

Если в школе имеются свободные места, то отказ зачислить ребенка неправомерен. Сведения о количестве детей в классах можно получить в самой школе или в окружном органе управления образованием. Если в образовательном учреждении мест нет, то для зачисления необходимо лишь одно условие – факт проживания ребенка на данной территории. Под ней, по нашему мнению, следует понимать ближайший к учебному заведению район проживания либо район, закрепленный за школой актами органов местного самоуправления. Словом, в случае возникновения трудностей при определении надлежащей для посещения школы следует обращаться в компетентные местные органы власти (в Москве – управления образования префектур административных округов).

Но согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.93 № 5242­1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее – Закон № 5242­1) проживание подразделяется на постоянное (по месту жительства) и временное (по месту пребывания). И для зачисления ребенка в школу не имеет значения, проживает он на данной территории постоянно или временно.

По ст. 3 Закона № 5242­1 граждане (в т. ч. и несовершеннолетние) обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства. Тем не менее там же сказано, что регистрация или отсутствие таковой не служат основанием или условием для ограничения или реализации гражданином прав (в т. ч. и на образование) и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и законами. Таким образом, несмотря на то что регистрация обязательна, зачисление ребенка в школу не должно ставиться в зависимость от ее оформления. Определяющее обстоятельство – сам факт проживания ребенка в районе, закрепленном за школой. Проживание подтверждают справкой из жилищной организации.

Директору школы необходимо знать, что некоторые категории граждан пользуются льготами при зачислении детей в образовательные учреждения. Например, в соответствии с Законом РФ от 18.04.91 № 1026­1 “О милиции” (с изм. и доп.) детям сотрудников милиции по месту жительства семей в первоочередном порядке предоставляются места в школах и детсадах, а также в летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Порядок реализации этого права уточняется в нормативном акте субъекта РФ.

Обучение в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения детьми шести лет, но не позже того, как им исполнится восемь. Это правило применяют при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии готовности ребенка к освоению программ начального общего образования. Дети более раннего возраста могут начать обучение по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя.

С целью выбора программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления допускается проведение психолого­педагогической диагностики или собеседования с ребенком.

В 10­е классы государственных образовательных учреждений принимаются ученики, желающие получить среднее (полное) общее образование. Для этого необходимы такие документы, как:

• личное заявление;

• аттестат об основном общем образовании;

• медицинские документы установленного образца.

Количество 10-­х классов, открываемых в государственном образовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех тех выпускников 9-­х классов данного учебного заведения, которые освоили учебные программы основного общего образования и желают получить среднее (полное) общее образование в этой школе.

Школа обязана обеспечить возможность на ступени среднего (полного) общего образования продолжить обучение по гимназическим, лицейским программам, программам углубленного изучения отдельных предметов, а также, естественно, по общеобразовательным программам.

При комплектовании лицейских, гимназических классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов приоритетным правом пользуются выпускники 9-­х классов этого же государственного образовательного учреждения и выпускники соответствующих классов других школ. Из других образовательных учреждений дети могут обращаться в связи с переменой места жительства.

На обучение в кадетской школе в 1-е и 5-е классы принимаются несовершеннолетние, по состоянию здоровья годные обучаться в образовательных учреждениях такого рода. Согласно п. 24 Типового положения о кадетской школе­интернате, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.97 № 1427, преимущественным правом при зачислении в такого рода школу пользуются:

• дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

• дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;

• дети­сироты;

• дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети из многодетных и малообеспеченных семей;

• дети одиноких матерей или отцов;

• дети, находящиеся под опекой и попечительством.

Преимущественным правом при приеме в гимназию пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие программы начального общего образования. Приоритет при зачислении в лицей отдается обучающимся с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победителям олимпиад по учебным предметам, конкурсов и интеллектуальных марафонов.

Что касается комплектования государственных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, то, к примеру, в Москве оно производится независимо от места проживания детей в городе и их национальной принадлежности.

В среднее общеобразовательное учреждение “Школа надомного обучения” принимаются дети на основании заключения городской психолого-­медико­-социальной комиссии и по направлению органа управления образованием. Он же утверждает индивидуальное штатное расписание “Школы надомного обучения”. Наполняемость классов при классно­урочной организации обучения составляет не более восьми обучающихся, при групповой – не более четырех.

Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые государственные образовательные учреждения определяются учредителем. По такому же принципу формируется кадетский класс в общеобразовательной школе. 

В целях обеспечения реализации права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности органов государственной власти, муниципалитетов и образовательных учреждений государством организуются органы контроля за соблюдением прав на получение общего образования. Отраслевые, функциональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и внутренних дел в пределах своей компетенции оказывают содействие территориальным органам исполнительной власти в проведении данной работы.

Органы управления образованием осуществляют организационное и методическое руководство данной работой и создают единую информационную базу данных о детях, подлежащих обучению в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Во взаимодействии с органами местного самоуправления образовательные учреждения осуществляют проверку приема и явки в них детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от учреждения, в соответствии со списками, предоставленными управами районов.

В соответствии с п. 28 Типового положения об учреждении начального профессионального образования (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.94 № 650) прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом учебного заведения. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области профессионального образования и обеспечивать зачисление на обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению профессии (специальности) соответствующего уровня. Образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Порядок приема в учреждение начального профессионального образования в части, не отрегулированной законодательством РФ, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.

Правовые акты предписывают процедуру приема граждан для получения ими начального профессионального образования. Так, в государственные учреж­дения начального профессионального образования принимаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории. Все поступающие должны иметь основное общее или среднее (полное) общее образование. Граждане имеют право получить начальное профессиональное образование в государственных учреждениях бесплатно, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Применительно к этому пункту стоит обратить особое внимание руководителей учебных заведений относительно прав иностранцев и лиц без гражданства на получение начального профессионального образования. В последнее время участились отказы указанным выше группам лиц, что грубо нарушает гарантированное российским законодательством право на образование. Неправомерно отказывать в приеме в учреждения начального профессионального образования не только иностранцу, но и гражданину России, приехавшему поступать в учебное заведение из другого города.

По вопросам приема на обучение в учреждения начального профессионального образования иногородних граждан на бюджетной основе на основе информации Генпрокуратуры России было составлено письмо Минобразования России от 13.05.02 № 277/19­12 “Разъяснение по поводу приема на обучение в образовательные учреждения начального профессионального образования иногородних граждан”. В нем, со ссылкой на ст. 43 Конституции РФ, до сведения руководителей учреждений начального профессионального образования доводится информация о неправомерности отказа в приеме иногородних граждан в школу, так как это нарушает их неотъемлемое право на образование. Данное решение выходит за пределы компетенции учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 1 ст. 16 Закона РФ “Об образовании”).

Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иных государств в учреждениях начального профессионального образования осуществляется по прямым договорам. Они заключаются органами управления образованием, образовательными учреждениями, ассоциациями, другими юридическими, а также физическими лицами в соответствии с международными соглашениями.

Учреждения начального профессионального образования обеспечивают соблюдение прав граждан на получение образования, установленных законодательством РФ, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей поступающих. Данные учебные заведения обязаны ознакомить поступающих со своими уставами, лицензиями на право ведения образовательной деятельности по конкретным профессиям и специальностям, а также с другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, работу приемных комиссий и порядок рассмотрения апелляций.

Возможен прием в отдельные группы учебного заведения лиц, не имеющих основного общего образования. В этом случае объем общеобразовательной подготовки поступающих на обучение должен быть признан приемными комиссиями достаточным для освоения выбранной профессии (специальности).

Количество мест для приема обучающихся за счет государственного бюджета определяется расчетными показателями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов, устанавливаемыми Минобрнауки России, в отделеных случаях — приказами ВШК в школе. 

Прием на обучение в эти учреждения проводится по личным заявлениям граждан на основе представленных документов об уровне образования. Необходимо определить возможности освоить образовательные программы начального профессионального образования. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих.

К заявлению о приеме в государственные учреждения начального профессионального образования поступающие прилагают документы, удостоверяющие личность и гражданство, документы государственного образца об уровне образования (подлинники) и необходимое количество фотокарточек.

Дополнительные документы представляются поступающими, если они претендуют на льготы, установленные российским законодательством, или при наличии особых условий для получения образования, что для ряда профессий (специальностей) актуально. Прием на обучение проводится с учетом медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению по конкретным профессиям (специальностям). Медицинский отбор лиц, поступающих на обучение в учреждения начального профессионального образования, проводится на основании справок установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности.

При приеме учреждения начального профессионального образования должны руководствоваться принципами социальной защиты, в первую очередь лиц, пользующихся преимуществами согласно существующему законодательству, а также испытывающих затруднения в реализации своих прав на получение начального профессионального образования.

Учреждения начального профессионального образования обеспечивают обязательный прием на обучение лиц из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и направленных территориальными службами занятости и воинскими формированиями с целью их профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по профессиям (специальностям).

При приеме по профессиям, требующим от поступающих более глубоких знаний по тем или иным предметам, в учреждениях начального профессионального образования могут проводиться вступительные экзамены. Поступление на кадетское образование в школе может также осуществляться после сдачи экзаменов.

В части, не противоречащей законодательству, учреждение начального профессионального образования самостоятельно разрабатывает правила приема и закрепляет их в своем Уставе.

Сроки приема заявлений, порядок проведения и система оценок вступительных экзаменов, условия конкурсного отбора и зачисления в составе обучающихся, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций определяются правилами приема в данное учебное заведение.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. № 8. С 56-63.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль