Классный час "Великая Отечественная война: учителя и ученики"

7070
Классный час

Цели:Формирование представления об учениках и учителях, работающих в годы Великой Отечественной войны в учреждениях образования.Воссоздание обстановки тех лет на примере конкретных жизненных ситуаций.Формирование патриотических чувств молодёжи.Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения.Повышение престижа профессии учителя.

Предварительная подготовка

В ходе мероприятия используется видеообеспечение, мультимедийное (слайд-шоу с военными фотографиями) и музыкальное оформление. В ходе классного часа используются фрагменты интервью уральцев, прошедших войну в качестве учеников или работников образования. На столе стоят свечи, стакан с водой и 125-граммовым блокадным кусочком хлеба.

Ход классного часа

Классный час начинается с песни А.Розенбаума, где есть слова:    А может, не было войны… И людям всё это приснилось:Опустошённая земля,Расстрелы и концлагеря,Хатынь и братские могилы?А может, не было войны,И у станков не спали дети,И бабы в гиблых деревняхНе задыхались на полях,Ложась плечом на стылый ветер?А может, не было войны?И "шмайсер" - детская игрушка,Дневник, залитый кровью ран,Был не написан Анной Франк,Берлин не слышал грома пушек?А может, не было войны,И мир её себе придумал?"Но почему же старикиТак плачут в мае от тоски?" -Однажды ночью я подумал.А может, не было войны, И людям всё это приснилось?..

Ведущий. 9 мая 2014 года исполняется 69 лет с того дня, когда завершилась небывалая по своей жестокости битва против фашизма. К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны, как педагоги, несмотря на всю опасность и трудности старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх, смерть.

Звучит песня из художественного фильма "Офицеры". Во время звучания песни на экране проходят слайды с военными фотографиями.

Ведущий. Гитлеровской оккупации подверглись 13 областей России. Для большинства мест, подвергшихся оккупации, этот период продолжался 2-3 года. Немцы открыли школы, где школьное обучение было обязательным. Родителей, не посылавших своих детей в школы, принуждали к этому наложением штрафов. С учителями проводились собеседования в гестапо и организовывались 2-недельные политические курсы. С апреля 1943 года преподавание истории было запрещено в школах и введены так называемые "уроки текущих событий", для которых требовалось использовать немецкие газеты и специальные немецкие политические брошюры. В школах при церквях были организованы детские группы для обучения Закону Божьему. Оккупанты уничтожили огромное количество книг в библиотеках.

Ведущий. А вот в Богатенской средней школе учебный год начался 1 сентября 1941 года, но, когда линия фронта в октябре приблизилась, занятия в школе пришлось прекратить. В здании школы стала находиться немецкая комендатура. Деревья, посаженные вокруг здания школы, были немцами вырублены. Школа возобновила свою работу в феврале 1943 года с приходом Советской Армии в село. Имущество школы не уцелело: не было парт, столов, стульев, шкафов, досок, не было книг, тетрадей и других принадлежностей. Писать приходилось на газетной бумаге, скамейки были сделаны руками родителей.Григоренко Виктору Ивановичу было всего 6 лет, когда началась война. Вот его воспоминания о том периоде.

Ведущий: Шло лето 1941 года. Я не помню тот момент, когда объявили о начале войны, но хорошо запомнил, как провожали отца на фронт. Потом нас научили, что во время бомбежки и артобстрелов, если не успел добежать до бомбоубежища, нужно быстро найти любое углубление (канаву, русло реки, воронку от бомбы) и, прыгнув в него, лечь на живот. Для того, чтобы не оглохнуть от близко разорвавшейся бомбы, уши надо закрыть ладонями, а  рот держать открытым.Наше село стали бомбить каждый день, иногда по два раза. Одна бомбежка запомнилась особо. Мы сидели в бомбоубежище и чуть не задохнулись. В ушах была сильная боль, окоп трясло так, что, казалось, мы находимся на подвесном мосту. Люди друг другу что-то кричали, но ничего не было слышно. В носу и в горле першило-то ли от пыли, то ли от газа, и когда, наконец, бомбежка кончилась, и все повылезали из окопа, мне казалось, что это были не люди, а какие-то обезумевшие существа. Придя в себя, мы с матерью двинулись к своему дому и увидели страшную картину: здание сельсовета рухнуло, а на месте нашей хаты зияла большая воронка. Недалеко от воронки валялись убитые куры. Помню, как мать плакала и приговаривала: "Сынок, мы с тобой, в чем стоим, в том и остались. Ничего у нас больше нет — ни хаты, ни одежды. Как нам теперь жить?" 

Ведущий. Неуютно было немецким оккупантам на белорусской земле. В дневнике гитлеровского офицера Ф.Бушеле, убитого партизанами, есть такие строки: «В мрачную пустыню вступили мы…Кругом ни одного человека, но всюду и везде, в лесах и болотах носятся тени мстителей. Неожиданно, будто вырастая из-под земли, они нападают на нас, рубят, режут и исчезают, как дьяволы, проваливаясь в преисподнюю. Мстители преследуют нас на каждом шагу, и нет от них спасенья…Сейчас я пишу дневник и с тревогой смотрю на заходящее солнце. Лучше не думать. Наступает ночь, и я чувствую, как из темноты неслышно ползут, подкрадываются тени, и меня охватывает леденящий ужас». О делах белорусских партизан, среди которых были работники образования, написано множество  книг – так велик их вклад в нашу победу над фашизмом.

Ведущий. Особые трудности выпали на долю учителей западных районов Союза. Из этих местностей были эвакуированы на восток страны оборудование сотен школ, техникумов, тысячи учащихся и преподавателей. На оккупированной территории многие бывшие учителя и преподаватели участвовали в партизанской борьбе, немало учителей погибло. Даже в осаждённых фашистами городах продолжали работу школы. Фашисты уничтожили материальные ценности школ, учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Оккупанты закрыли почти все ВУЗы.
Ведущий. В августе 1941 г., когда фронт приблизился к Петрозаводску, было принято решение об эвакуации университета в Сыктывкар. Наиболее трудным был первый год войны. Учебные занятия в высшей школе начались 1 ноября 1941 г. Но не все студенты смогли прибыть в Сыктывкар. В связи с мобилизацией на фронт пришлось объявить дополнительный прием, в ноябре на первый курс было зачислено 30 человек. Несмотря на то, что многие студенты были физически истощены из-за постоянного недоедания и недосыпания, не имели помощи из дома и жили на стипендию и студенческий паек (400 граммов хлеба), они учились на "хорошо" и "отлично". В мае 1942 15 студентов завершили курс обучения и выдержали выпускные государственные экзамены. По-разному сложились судьбы этих выпускников. Трое погибло в боях с фашистами, двое пропало без вести. Пятеро посвятили свою жизнь работе в школе. Это был первый выпуск Карело-Финского университета. В последующие годы, несмотря на трудности военного времени, учеба продолжалась.

Ведущий. Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда. Ежедневная норма хлеба упала до 125 граммов, электрический свет и отопление остались только в воспоминаниях. Во время осады города было повреждено здание университета. В течение долгих месяцев зимы университет не отапливался, не имел электричества, воды, оконные стёкла заменяла фанера. Но и в это время здесь читались лекции, шли практические занятия. В такой обстановке группа учителей под руководством учительницы истории Марии Михайловны Шарый создаёт для осиротевших детей, которых становилось больше с каждым днём, детский дом № 51. Дети, родители которых сражались на фронте или погибли от вражеских обстрелов и бомбёжки (частенько бывало, что детей просто подбирали на улицах или в пустых квартирах, так как их матери или родственники умерли от голода), получали медицинскую помощь, еду, крышу над головой. Некоторых детей спасти не удавалось: сильное истощение, дистрофия последней степени, цинга уносили маленький народ из жизни.
Звучит песня  в исполнении учащейся Больскис Альбины "Молитва" (песня исполнялась Людмилой Гурченко, слова и музыка Анатолия Доровских). Далее текст о блокадном Ленинграде может произноситься на фоне мелодии М.Таривердиева из кинофильма "Семнадцать мгновений весны" (сцена в кафе) или Поля Мориа "MAMA"
Ведущий. Первые 29 человек. Они тихо лежали и молчали, у них не было сил ни говорить, ни улыбаться. Причина поступления почти у всех одинакова: «Мать умерла, отец в Красной армии». Семилетние, пятилетние, трёхлетние… Под номером 18 –просто: Неизвестный Валентин, 5 лет. И скорбное свидетельство – умер 26 февраля 1942 года. Да, из тех 29 поступивших 9 умерло от голода, а 20 Дорогой жизни по льду Ладоги были вывезены на Большую землю. Этажом выше были казармы истребительного батальона, а мы в подвале, в бомбоубежище. Бойцы узнали о детях – шоколад принесли. Вот и всё питание в первый день: кусочек шоколадки и тёплая водичка. Потом достали мешок подмоченной муки, жидкую кашицу варили. Школы продолжали работать и в голодном Ленинграде. Сохранилась рукопись Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец (1889-1949) о работе учителей и школы в блокадном Ленинграде.
 

Учитель рассказывает о записях из этой рукописи:

"Электричества в школе нет. Комнату освещает коптилочка, сделанная из чернильницы. Очень холодно, так как окна без стёкол, забиты фанерой, и в них такие щели, что ясно слышны скрип валенок по снегу и разговоры проходящих под окнами… Я видела покойника, везомого в дешёвеньком гардеробе, видела другого – просто в одежде и с закрытым газетой лицом; видела и более жуткую сцену: старуха по Невскому без всякой доски или салазок волокла за верёвку труп. На углу улицы Восстания женщина-милиционер остановила старуху, сказав, что так мертвеца тащить нельзя, надо под него подвязать хотя бы фанерную доску. Собралась огромная толпа, и мнение раскололось – одни на стороне милиционера, другие – вступились за старуху, обезумевшую; у неё нет слёз, просто качается и трясётся лицо… Ещё одна смерть в школе – умер А.М.Москалёв. Он был давно очень слаб. Засыпал на дежурстве в коридоре. Я его часто освобождала от дежурств в коридоре и столовой. Старик очень бодрился, ему очень хотелось жить. Всё ждал улучшения продовольственного положения и говорил: "Я креплюсь, деньков на десять меня хватит" Его хватило на семнадцать… А однажды пришла Аня Тырса: "Знаете, я вам скажу один секрет, только вам, и не говорите никому. Я ела кошку, до чего это вкусно!" Оказывается, какой-то естественник из университета и часовщик наладили это дело. Они убивают кошку, снимают шкурку и очень тщательно и чисто приготавливают мясо. За это они берут себе полкошки. Е.А.Тырса вымочила мясо в воде с уксусом и получилось вкусное мясо, слегка напоминающее кролика. Теперь уже было так голодно, что и мы мечтали о кошке… Холодно. Чернила замёрзли, 8 и 9 классы вынуждены заниматься в одном помещении. Уроки начинаются в 11 часов, длятся по 30 минут, и заканчиваются к половине второго. Звонков нет, учителя сами сменяют друг друга… Среди урока может войти ученица и, не спрашивая разрешения, сесть за парту. "В чём дело? Урок ведь начался в 11 часов?" - "Я стою за мясом, ну и пришла пока в класс" Несмотря на все трудности, некоторые ребята прекрасно учатся. В классах народу мало, поэтому присутствующих спрашивают чаще обычного. Но удивительно, как они ухитряются учить уроки… Ужасные есть дети: едва ходят, с потухшим сознанием. За уроком в 5 классе у меня плачет мальчик. Судороги сводят ноги. Веду его в кабинет к врачу, так как судороги перекидываются и на руки. Авитаминоз, сделать врач ничего не может»

Ведущий. Вот ещё одно детдомовское воспоминание Августа Петровича Штира.   В 1942 году были мобилизованы в трудовую армию в Карпинск моя мать и старшая сестра Элла, а я был определён в Талицкий дом Сведловской области. И началось безрадостное детство, которое длилось вплоть до 1945-го. В таком раннем возрасте я умел делать и хорошее, и плохое. А главное, научился постоять за себя. И хоть мы были детьми, но даром хлеб не ели. Готовили настоящие деревянные винтовки для обучения допризывников, делали цельные деревянные лопаты, табуретки для собственных нужд, ящики для фронта. У нас не было техничек – уборкой помещения занимались тоже сами, как сами же отапливали помещение. Благо, что было просторное подполье, и мы старались забить его дровами. Большое подсобное хозяйство тоже легло на плечи немногочисленных женщин и подростков. Поэтому-то я и прошёл здесь свои университеты.  Так получилось, что мне пришлось оставить девятый класс, а потом долго восстанавливался в десятый. В школе № 1 работали умнейшие преподаватели, интеллигенты, и мы, учащиеся, были благодарны им за всё, чему они нас обучили. Александр Степанович Сгибнев преподавал кроме литературы, психологию, логику и даже черчение. Он был страстный поклонник творчества Владимира Маяковского, и у нас захватывало дыхание, когда он декламировал его стихи, а в заключение всегда добавлял:  "Вот так нужно читать Маяковского!" Нам же ставил за чтение двойки. Его хватало выслушать от силы двух человек.

Ведущий. В 1943 году, оставив школу, Делидов Василий Александрович  в 11 лет стал рабочим Невьянского механического завода. Рабочая продовольственная карточка, которую он получил, помогла кормить младших братьев и сестёр. В старом учебнике истории есть фотография подростка, который, чтобы дотянуться до станка и работать на нём, стоит на ящиках. Из-за малого роста он так же стоял на ящиках и вытачивал детали к снарядам. Только не хватало у него сил эти детали поднимать, и его перевели в курьеры. Одиннадцатилетний мальчик занимался доставкой секретных бумаг начальникам цехов. Документы были настолько важны, что за их потерю его могли расстрелять. Военное время быстро делало детей взрослыми. С них и спрос был как со взрослых. Однажды Вася со своими друзьями после тяжёлого трудового дня заигрался в футбол. От усталости, недоедания, впечатлений от игры он крепко заснул и … проспал дольше обычного. По законам военного времени за опоздание на работу и детей, и взрослых судили и лишали свободы на разные сроки. Сосед пожалел перепуганного мальчика, одолжил ему свой велосипед. Как великую награду бывший подросток со слезами на глазах вспоминает буханку белого хлеба, кусок сала и фронтовую чарку, которую ему наравне со взрослыми налил начальник цеха 9 мая 1945 года со словами: "Выпей за нашу Победу, сынок!" И в этот пасмурный дождливый день тринадцатилетний мальчик Вася Демидов впервые получил выходной и с радостным известием бросился домой.

Ведущий. Будущий педагог-математик Колисецкая Маргарита Павловна, которая сейчас живёт в нашем городе, вспоминает о том времени: Когда началась война, мы жили в посёлке Лебяжье около Тавды. Тогда принимали в школу не в 7 лет, а в 8. Так как в посёлке школы не было, то нас, несколько человек ходило за шесть километров в деревню Большие Таборы. Чаще нас возили на лошадях, а в сильные морозы мы оставались ночевать. Потом отца перевели в Свердловск и мы жили в каком-то общежитии. Было довольно голодно. В школе нам давали какие-то булочки с щепоткой сахара. Очень хорошо помню карточки, по которым получали хлеб. Много было воровства. Мы жили на первом этаже, родители получили паёк и положили между рамами, так как тогда не было холодильников. Утром рано кто-то выдавил стекло и всё забрал. День Победы встречали в Свердловске. Это был потрясающий день, кто плакал, кто смеялся, угощали друг друга, знакомых и незнакомых, а вечером весь город горел в салютных огнях. Мне было десять лет.

Ведущий: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: "Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!" Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. Пускай всегда годину ту, На память нам приводит И первый снег, и рожь в цвету, Когда под ветром ходит, И каждый дом, и каждый сад В ряду – большой и малый, И дня восход, и дня закат Над тёмным лесом алый. Пускай во всём, чем жизнь полна, Во всём, что сердцу мило, Нам будет памятка дана О том, что в мире было. Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья, Затем, чтоб нам счастливым быть, А счастье – не в забвенье!
 

Ведущий. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Профессор филологии В. К. Журавлёв, прошедший всю войну, говорил, что войну выиграл русский учитель, потому что именно благодаря ему наши солдаты, командиры, рабочие оказались, по сравнению с немцами, лучше подготовленными к преодолению трудностей, к сопротивлению врагам. Для учителя важнее всего не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
 

Классный час заканчивается песней "День Победы"

Практический журнал для классных руководителей и заместителя директора по воспитательной работе "Справочник классного руководителя"

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Классный час Великая Отечественная война: учителя и ученики



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль