Музыка как средство межнациональной коммуникации

1139
Музыка как средство межнациональной коммуникации

Автор: М.В. Анестратенко, преподаватель академического вокала РАМ им. Гнесиных, г. Москва

В связи с изменениями в политике нашего государства в области межнациональных вопросов остро встает проблема организации дополнительных специальных внеурочных мероприятий в общеобразовательных школах.

Внимание педагогов необходимо ориентировать на поиск оптимального решения в вопросе воспитания у будущих поколений чувств уважения и толерантности к другим национальностям.

Одним из таких решений может стать использование музыки и всего, что с ней связано: песен, танцев, театральных постановок и т. д. Ведь музыка не только развлечение. Это искусство формировалось веками, и любое произведение несет в себе определенную информацию, заложенную авторами.

Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны. Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает и музыка, отражая влияние той или иной культуры. Бывает так, что из-за взаимовлияния одного государства на соседнее, в силу ряда исторических событий внешние изменения культурно-эстетических ценностей двух народов проступают не столь заметно, как это проявляется в их музыке, которая отражает большинство национальных особенностей обеих стран.

Перейдем к описанию процесса создания цикла внеклассных мероприятий "С музыкой вокруг света", обеспечивающих знакомство школьников с национально-музыкальными культурами мира. Цикл таких занятий позволяет полно погрузиться в музыку народов мира (а за урок, длящийся всего 45 мин, сделать это невозможно). Каждое мероприятие будет раскрывать музыкальные произведения, представляющие культуру различных стран. Вот некоторые из примерных тем, входящих в общий план такого цикла:

  • "С музыкой вокруг света";
  • "Музыка народов России и стран ближнего зарубежья";
  • "Музыка народов Европы";
  • "Музыка народов Америки";
  • "Музыка народов Азии и Африки".

На первом вводном занятии вся инициатива должна исходить от классного руководителя. На его плечи ложится ответственная задача - представление ученикам нового цикла внеклассных занятий. Формат - интерактивная лекция. Однако простое описание плана и распределение обязанностей в приказном порядке вряд ли вызовут интерес у школьников. Необходимо иначе привлечь их внимание, постепенно погружая в многогранную тему "С музыкой вокруг света".

Классному руководителю предстоит подготовка краткого вступительного слова, небольших аудио- и видеофрагментов музыкальных материалов, отражающих палитру культур различных народов, населяющих нашу планету. Повысить интерес учащихся к циклу внеклассных мероприятий могут приглашенные профессиональные музыканты или музыковеды, общение с которыми вовлечет школьников в последующий процесс непосредственного участия в них.

В конце первого занятия необходимо провести предварительную подготовку учащихся, распределить обязанности и роли учеников в процессе. Следует узнать их творческий потенциал, т. е. музыкальные возможности, которыми они обладают. Хорошо, если кто-то из обучающихся класса дополнительно занимается музыкой, вокалом или танцами. Если нет - школьник всегда может попробовать раскрыть свои способности в области музыкального искусства благодаря таким мероприятиям.Классному руководителю, решившему организовать подобный цикл мероприятий, нужно сформировать из учащихся класса небольшие группы по 3-4 человека. Осуществить такую компоновку можно и по желанию самих детей. В результате деления класса мы получим около 7 мини-групп при среднем количестве человек в классе общеобразовательной школы (21-28). Каждой группе будет дано индивидуальное задание: максимально широко в ограниченный период времени представить музыкальную культуру одного народа или страны (песнями, инструментальными композициями и т. д.). Процедуру выбора стран можно сделать увлекательной, если предварительно подготовить реквизит, обеспечивающий своего рода жеребьевку. Например, можно использовать глобус или карту мира с прикрепленными к ним листочками бумаги с названиями разных стран или народов. Каждой мини-группе в результате достанется название той страны, музыкальное произведение которой учащиеся должны будут представить.

Следует отметить, что по желанию ученики из одной группы могут подготовить несколько выступлений. Если дети укладываются в отведенный отрезок времени, такое решение поможет наиболее полно раскрыть национальную музыкальную палитру той страны, которая выпала по жребию одной мини-группе. Этот позволит существенно расширить понимание учащимися всего класса этнических особенностей другой музыкальной культуры, с которой они познакомятся на внеклассных мероприятиях.

Выступления учеников не должны затягиваться по времени. Следует ограничить регламент - не более 5-10 мин. Каждое выступление учащиеся должны сопроводить предварительным словом, состоящим из нескольких предложений, повествующих о том музыкальном материале, который представляется их минигруппой в настоящий момент. Это может быть рассказ об истории создания исполняемого музыкального произведения, его сюжете или примерном переводе (если оно исполняется не на русском языке или только в инструментальной форме). Это необходимо для того, чтобы остальные учащиеся класса поняли эмоциональный и духовный смысл каждого музыкального произведения.Структуру двух занятий данного цикла "С музыкой вокруг света" и "Музыка народов России и ближнего зарубежья" читайте в журнале "Справочник классного руководителя" №11/2013 г. >>

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль