Экспериментальная работа в учреждениях образования

9989
 

Д.Айсина,

редактор журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"

 

Летом в Москве состоялся Всероссийский семинар-совещание на тему “Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования”, созванный Федеральным институтом развития образования (далее – ФИРО). В нем приняли участие 150 чел. из различных субъектов РФ. Среди участников были представители образовательных учреждений (далее – ОУ), муниципальных органов управления образованием, региональных институтов развития образования.

Цели проведения семинара-совещания:

•      повышение методологического уровня работников образования по организации опытно-экспериментальной работы;

•      определение сущности, принципов, этапов педагогического эксперимента;

•      указание на эксперимент как неотъемлемый компонент инновационной деятельности ОУ;

•      организация взаимодействия опытно-экспериментальных площадок ФИРО по приоритетным направлениям развития образования в РФ;

•      создание сетевого взаимодействия опытно-экспериментальных площадок.

Директор ФИРО Ф.Ф. Харисов особо остановился на оценке роли экспериментальной работы на базе ФИРО: “Минобрнауки России и Рособразование поручили Институту осуществить поиск проблем, которые могут лечь в основу исследовательской деятельности. Большая работа, проводимая по экспериментальным площадкам, позволит не только сделать имеющийся опыт достоянием других регионов, но и оценить его с точки зрения исследовательской деятельности. В России появятся центры для обобщения опыта экспериментальной работы. А когда ее результаты станут известны, возрастет и мотивация совершенствовать образовательную деятельность”.

Консультант отдела взаимодействия с общественными организациями по вопросам образования Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Р.В. Селюков в своем докладе на тему “Актуальные проблемы развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе” назвал пять основных проблем, требующих немедленного разрешения. К ним относятся:

1. Развитие сети образовательных учреждений.

2. Повсеместное внедрение нормативного подушевого финансирования.

3. Разработка новой системы оплаты труда.

4. Расширение общественного участия в работе ОУ.

5. Улучшение системы оценки качества образования.

Работа по этим направлениям должна проводиться одновременно, поэтапно и комплексно, иначе любые действия будут неэффективны.

Решение первой из перечисленных актуальных проблем предполагает принятие мер по обеспечению доступности современного качественного образования, независимо от места проживания. Внедрение нормативного подушевого финансирования позволит решить задачу доведения средств по нормативу до ОУ, а не до муниципалитетов и, как следствие, обеспечит финансово-хозяйственную самостоятельность школы. Еще одна задача – разработка и апробация новой системы оплаты труда (далее – НСОТ). Среди условий, предъявляемых к НСОТ, называют установление ее зависимости от качества работы, а также повышение ее стимулирующих функций. В настоящее время уже 24 региона вводят модели, благодаря реализации которых происходит усиление стимулирующих функций системы оплаты труда, и до 2009 г. число таких регионов возрастет.

Несомненным преимуществом общественного участия является независимая оценка качества образования на разных уровнях. А на ее основе уже формируется общероссийская система оценки качества образования, которая позволит решить актуальную задачу информирования граждан о качестве предлагаемого образования.

Таким образом, на результаты рассмотрения заявления о статусе экспериментальной площадки ФИРО может повлиять степень соответствия решаемых ОУ (или рядом образовательных учреждений, или управлением образованием) задач тем приоритетным направлениям развития российского образования, которые были изложены представителем Минобрнауки России.

Однако, как отметил Ф.Ф. Харисов, есть также местные организационные задачи и проблемы, которые нуждаются в скорейшем решении, а потому признаются актуальными темами для эксперимента.

Если в ОУ (или управлении образованием) реализуется интересный актуальный проект, если решено подать заявление на получение статуса экспериментальной площадки ФИРО, то важно узнать о процедуре присвоения данного статуса. О ней в своем выступлении рассказала главный специалист Управления планирования, координации и обеспечения деятельности ФИРО Э.Р. Карцева. Она сообщила, что именно данное Управление осуществляет прием заявлений на присвоение статуса экспериментальной площадки ФИРО, координирует и обеспечивает реализацию Положения об экспериментальной площадке ФИРО. Кроме того, сотрудники Управления осуществляют мониторинг результатов деятельности экспериментальных площадок.

Рабочая группа по присвоению статуса экспериментальной площадки ФИРО анализирует основные тенденции в развитии экспериментальной деятельности.

Пакет документов, подаваемых для оформления экспериментальной площадки, включает в себя:

•      заявление;

•      договор о создании экспериментальной площадки ФИРО;

•      план экспериментальной работы;

•      паспорт экспериментальной площадки;

•      форму аудита (самоаудита) экспериментальной площадки.

Особый интерес у собравшихся вызвал доклад заведующего кафедрой Учебного центра ФИРО Т.А. Сергеевой. Она представила анализ феномена экспериментальной площадки. Так, после завершения эксперимента, основанного на реализации новой идеи, работа по его внедрению проходит на инновационных площадках и далее уже распространяется в ОУ в качестве новой практики.

Существует несколько подходов к проведению эксперимента:

•      Культурно-образовательная инициатива – развитие средствами образования социокультурной среды с учетом историко-педагогического опыта и современного состояния теории и практики образования.

•      Системно-деятельностный подход – организация в ОУ работы экспериментального типа, направленной на апробацию и создание нового.

•      Конъюнктурный подход предполагает решение с помощью экспериментальных площадок иных целей.

В теоретическом плане от экспериментальных площадок ждут появления соответствующих современным условиям подходов к развитию образования, новых педагогических моделей, технологий, средств, механизмов и систем. В плане расширения программно-методического знания на базе экспериментальных площадок появляются учебно-программная документация, методические рекомендации, практические руководства, учебные пособия, учебники, рабочие тетради и др.

Таким образом, работа по реализации новой идеи в форме эксперимента проводится в три этапа:

1) проектировочно-аналитический (создается пакет нормативных документов, готовятся аналитические справки, обзоры, средства анализа, протоколы и пр.);

2) исполнительский (сбор материала для промежуточного отчета, теоретические разработки и их описание, составление учебно-программных материалов, методических разработок, написание статей и контента для сайта);

3) обобщающий (подготовка реферата, итогового отчета, написание и защита диссертации, составление учебных и методических пособий или рекомендаций, публикации статей).

Т.А. Сергеева обратила внимание собравшихся на то, что в ФИРО начинает формироваться институт экспериментальных площадок (”точек развития” образования), который должен обеспечить создание образцов практики нового типа. Пока появившиеся 74 экспериментальные площадки ФИРО не организованы в единую систему экспериментальной деятельности. Но ФИРО берет на себя решение задачи поддержки и систематизации опытно-экспериментальной работы. И, несмотря на то, что ФИРО напрямую не финансирует экспериментальные площадки, он участвует в тендерах по различным проектам, а уже выигранные по проекту деньги могут быть направлены на тематическую экспериментальную площадку.

На сегодня экспериментальные площадки действуют в 39 регионах России. При этом 63 площадки относятся к категории индивидуальных (учебные заведения исследуют, как правило, реализацию какого-то одного краткосрочного эксперимента), а 11 – сетевых площадок, в которых участвуют и четыре, и пять учреждений (в Бурятии, к примеру, одна площадка создана на базе трех учреждений разного уровня). Всего в экспериментальной работе принимают участие:

•      31 учебное заведение среднего профессионального образования;

•      30 дошкольных ОУ;

•      22 средних общеобразовательных школы;

•      19 учебных заведений начального профессионального образования;

• 10 заведений дополнительного профессионального образования (цент­ров и институтов повышения квалификации и др.);

•      5 вузов.

Что касается направлений деятельности, то экспериментальные площадки ФИРО распределяются следующим образом:

•      освоение (апробация) новых педагогических технологий и методик – 15 площадок;

•      разработка и реализация нового содержания образования (новые специальности, новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), интегрированные образовательные программы, бакалавриат и др.) – 13 площадок;

•      разработка механизмов взаимодействия образования с необразовательными сферами – 10 площадок;

•      создание новых моделей ОУ (многоуровневых, многопрофильных, интегрированных, открытых социообразовательных инфраструктур, комплексов, учебно­-производственных центров, автономных ОУ и др.), обеспечивающих преемственность и непрерывность профессионального образования, – 9 площадок;

•      разработка новых подходов к воспитанию детей дошкольного, школьного возраста и молодежи – 9 площадок;

•      разработка новых образцов управленческой деятельности – 6 площадок;

•      формирование механизмов социализации детей и молодежи – 4 площадки;

•      разработка и апробация новых форм мониторинга и контроля в образовательном пространстве – 2 площадки;

•      дистанционное обучение – 2 площадки;

•      профильное обучение –1 площадка;

•      другие направления – 3 площадки.

Т.А. Сергеева отметила также тенденцию повышения инициативы по созданию экспериментальных площадок со стороны ОУ, в отличие от органов управления образованием.

Кроме того, был указан ряд недочетов:

•      отсутствие системы взаимодействия ФИРО с региональными органами управления образованием на предмет управления сетью экспериментальных площадок;

•      неполное соответствие тематики ряда экспериментальных площадок основным направлениям концепции развития ФИРО;

•      недостаточное научно-методическое обеспечение практики деятельности экспериментальных площадок;

•      отсутствие системы целевой подготовки кадров для экспериментальных площадок.

В ближайшей перспективе Учебный центр ФИРО ставит перед собой следующие задачи:

1. Обозначить перечень приоритетных для развития российского образования научно-практических проблем и делегировать их решение экспериментальным площадкам.

2. Выработать и согласовать с руководителями экспериментальных площадок (со стороны ОУ) требования к технологическому оформлению промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности.

3. Разработать модели и механизмы внедрения результатов деятельности экспериментальных площадок в массовую практику.

4. Создать на базе ФИРО институт научных консультантов экспериментальных площадок, которые могли бы ликвидировать разрыв науки и практики, технологизировать процесс экспериментальной деятельности без потери содержания, снижения уровня сложности и эффективности.

5. Организовать в Учебном центре ФИРО постоянно действующую систему повышения квалификации для управленцев, методистов и педагогов экспериментальных площадок.

6. Создать постоянно действующие “согласовательные площадки” (форумы, семинары, конференции и др.) для участников экспериментальных площадок: руководителей ОУ, методистов, педагогов.

7. Поручить организацию, координацию и контроль деятельности экспериментальных площадок специально созданной структуре ФИРО (отделу, лаборатории).

8. Обеспечить преемственность в реализации инновационной политики на федеральном и региональном уровнях.

9. Создать единую информационную базу экспериментальных площадок ФИРО, аккумулирующую информацию о них и результатах экспериментальной деятельности.

10. Сформировать консалтинговую службу, обеспечивающую эффективность работы экспериментальных площадок.

11. Разработать концепцию информационного освещения деятельности экспериментальных площадок.

12. Продумать модели и механизмы внедрения результатов деятельности экспериментальных площадок в массовую практику.

Одно из наиболее востребованных направлений экспериментальной деятельности – создание новых подходов к воспитанию. О важности экспериментальной площадки “Реализация модели воспитания в профессиональном образовании в диалектическом единстве традиций и общецивилизационных ценностей” подготовила сообщение О.А. Курлеева, заместитель директора по воспитательной работе Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова. Она осветила основные положения экзистенциально-гуманистической концепции воспитания жизнеспособной личности, среди которых уважение и поощрение внутренне присущего человеку стремления к личностному совершенствованию.

Еще одно очень перспективное для образования направление – внедрение здоровьеразвивающих технологий. С презентацией экспериментальной площадки по охране и укреплению здоровья школьников на основе психофизиологической тренировки (далее – ПФТ) выступила Н.Н. Нежкина, д­р мед. наук, зав. кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании Ивановского ИПКиППК.

Тематический план программы психо-физиологической тренировки включает в себя теоретические и практические занятия (табл.).

Темы занятий

Число учебных часов, отводимых

на теорию

на практику

Общие основы психофизиологической тренировки

2

ПФТ при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

4

12

ПФТ при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

6

12

ПФТ при заболеваниях нервной системы

4

10

ПФТ при нарушениях зрения

4

10

Второй день Всероссийского семинара-совещания был посвящен проведению круглых столов. Их темы были связаны с направлениями экспериментальной деятельности:

•      “Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детского сада”;

•      “Повышение качества начального и среднего профессионального образования: содержание, технологии, модели развития образовательных учреждений”;

•      “Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей и молодежи”;

•      “Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей”.

На каждом круглом столе обсуждалась работа действующих экспериментальных площадок, оценивалась актуальность представленных инноваций соискателей данного статуса, формировались предложения по включению в резолюцию Всероссийского семинара-совещания дополнительных рекомендаций.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 10. С. 31-36.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль