• Главная страница
  • » Статьи
  • » Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

6904

Понятие муниципальных автономных учреждений

Муниципальное автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная МО для выполнения работ, оказания услуг с целью осуществления полномочий органов МСУ в соответствии с законодательством РФ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах. (Закон "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ от 03.11.06)

Предпосылки перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения

  • Наличие нормативной правовой базы:
    – § ФЗ-174 "Об автономных учреждениях"
    –§ ФЗ-175 "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях"
  • Указ Президента РФ № 825:("Доля АУ от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в субъекте РФ")
  • Указ Президента РФ № 607 ("Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных, автономных) в городском округе (муниципальном районе)
  • Снижение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за деятельность учреждений
  • Стремление к самостоятельности ряда бюджетных учреждений

Создание автономного учреждения происходит, в том числе, путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Создание автономного учреждения путем изменения типа

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Основные препятствия и риски перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение (смотреть).

Основные условия для решения вопроса
о переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Условие

Показатели

Примечание

Добровольность перехода

Необходимое условие

Наличие рынка предоставления аналогичных услуг

Количество учреждений, предоставляющих аналогичные услуги

Монополизм учреждения на рынке услуг в условиях большей самостоятельности может привести к неоправданному повышению цены и снижению качества услуг

Приспособленность учреждения к работе в рыночных условиях
  • соотношение численности потребителей, получающих услуги учреждения за счет бюджетных средств и с частичным или полным возмещением затрат
  • доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования;
  • репутация учреждения

Возможность развития и устойчивого функционирования учреждения в случае уменьшения государственного заказа и соответственно уменьшения бюджетного финансирования

Управленческий потенциал учреждения, оцениваемый на основании стратегического (перспективного) и трехлетнего финансового планов развития

Факторы, которые следует принять во внимание при переводе

  • Объемы бюджетного финансирования
  • Ограниченность полномочий руководителя (необходимость решений Наблюдательного совета по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью)
  • Взаимодействие автономного учреждения с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя
  • Большие требования к отчетности и публичности
  • Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения
  • Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью
  • Необходимость самостоятельного принятия решений внутри учреждения

Факторы, препятствующие ускорению процесса создания и развития автономных учреждений

На федеральном уровне с 2007 г. создано лишь четыре автономных учреждения, т. к.:

  • Сложная процедура создания автономных учреждений (по каждому учреждению – решение Правительства РФ) не позволяет осуществить массовый переход к автономным учреждениям
  • Отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится
  • Нет явных стимулов к переходу в автономные учреждения с учетом существующих на практике широких возможностей для бюджетных учреждений
  • Нормативные ограничения для бюджетных учреждений нивелируются слабым контролем за их соблюдением

Условия и стимулы для органов власти по реструктуризации бюджетного сектора

  • упростить процедуры реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации;
  • установить в нормативных правовых актах правило о сохранении объемов бюджетных ассигнований органам власти при реорганизации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

Схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений(проект)

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений
(проект)

  • Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений приведет к:

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением "закрепленного" собственником особо ценного движимого имущества

  • Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения

  • Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений
при переходе к новому статусу

При переходе к новому статусу остается неизменным:

  • Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (т.ч. военнослужащих, служащих правоохранительной службы)
  • На все закупки распространяется действие Закона № 94-ФЗ
  • Счета учреждений по-прежнему открываются только в казначействе
  • Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника
  • Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать
  • Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

Вывод: В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав

Требования к организационным мероприятиям
при создании казенных учреждений в силу закона

При создании казенных учреждений в силу закона:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не закрепляетсяза учреждениемвновь (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Яговкина В. А., кандидат юридических наук, старший эксперт Института реформирования общественныхфинансов

Сравнительный анализ бюджетного учреждения и автономного учреждения

Подробнее можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки Челябинской Области Перевод муниципальных учреждений в автономные.ppt (356Kb )

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль