• Главная страница
  • » Статьи
  • » Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

6881

Понятие муниципальных автономных учреждений

Муниципальное автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная МО для выполнения работ, оказания услуг с целью осуществления полномочий органов МСУ в соответствии с законодательством РФ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах. (Закон "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ от 03.11.06)

Предпосылки перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения

  • Наличие нормативной правовой базы:
    – § ФЗ-174 "Об автономных учреждениях"
    –§ ФЗ-175 "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях"
  • Указ Президента РФ № 825:("Доля АУ от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в субъекте РФ")
  • Указ Президента РФ № 607 ("Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных, автономных) в городском округе (муниципальном районе)
  • Снижение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за деятельность учреждений
  • Стремление к самостоятельности ряда бюджетных учреждений

Создание автономного учреждения происходит, в том числе, путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Создание автономного учреждения путем изменения типа

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Основные препятствия и риски перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение (смотреть).

Основные условия для решения вопроса
о переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Условие

Показатели

Примечание

Добровольность перехода

Необходимое условие

Наличие рынка предоставления аналогичных услуг

Количество учреждений, предоставляющих аналогичные услуги

Монополизм учреждения на рынке услуг в условиях большей самостоятельности может привести к неоправданному повышению цены и снижению качества услуг

Приспособленность учреждения к работе в рыночных условиях
  • соотношение численности потребителей, получающих услуги учреждения за счет бюджетных средств и с частичным или полным возмещением затрат
  • доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования;
  • репутация учреждения

Возможность развития и устойчивого функционирования учреждения в случае уменьшения государственного заказа и соответственно уменьшения бюджетного финансирования

Управленческий потенциал учреждения, оцениваемый на основании стратегического (перспективного) и трехлетнего финансового планов развития

Факторы, которые следует принять во внимание при переводе

  • Объемы бюджетного финансирования
  • Ограниченность полномочий руководителя (необходимость решений Наблюдательного совета по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью)
  • Взаимодействие автономного учреждения с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя
  • Большие требования к отчетности и публичности
  • Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения
  • Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью
  • Необходимость самостоятельного принятия решений внутри учреждения

Факторы, препятствующие ускорению процесса создания и развития автономных учреждений

На федеральном уровне с 2007 г. создано лишь четыре автономных учреждения, т. к.:

  • Сложная процедура создания автономных учреждений (по каждому учреждению – решение Правительства РФ) не позволяет осуществить массовый переход к автономным учреждениям
  • Отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится
  • Нет явных стимулов к переходу в автономные учреждения с учетом существующих на практике широких возможностей для бюджетных учреждений
  • Нормативные ограничения для бюджетных учреждений нивелируются слабым контролем за их соблюдением

Условия и стимулы для органов власти по реструктуризации бюджетного сектора

  • упростить процедуры реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации;
  • установить в нормативных правовых актах правило о сохранении объемов бюджетных ассигнований органам власти при реорганизации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

Схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений(проект)

Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений
(проект)

  • Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений приведет к:

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением "закрепленного" собственником особо ценного движимого имущества

  • Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения

  • Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений
при переходе к новому статусу

При переходе к новому статусу остается неизменным:

  • Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (т.ч. военнослужащих, служащих правоохранительной службы)
  • На все закупки распространяется действие Закона № 94-ФЗ
  • Счета учреждений по-прежнему открываются только в казначействе
  • Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника
  • Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать
  • Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

Вывод: В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав

Требования к организационным мероприятиям
при создании казенных учреждений в силу закона

При создании казенных учреждений в силу закона:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не закрепляетсяза учреждениемвновь (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Яговкина В. А., кандидат юридических наук, старший эксперт Института реформирования общественныхфинансов

Сравнительный анализ бюджетного учреждения и автономного учреждения

Подробнее можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки Челябинской Области Перевод муниципальных учреждений в автономные.ppt (356Kb )

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль