Конспект занятия "Лидер и качества его личности"

4589

Длительность занятия – 15 минут (условно – большая переменка)
Аудитория – подростки 15–16 лет, старосты и актив групп.
Оборудование: папки с опорными конспектами, цветные ручки. Возможно – мультимедийная установка, флешкарта с материалами для проецирования на экран.

Цели занятия: 

  • Развивать коммуникативные способности, умение и желание разнопланового и бесконфликтного общения со сверстниками.
  • Развивать саморазвитие, самоконтроль, умения рефлексии.
  • Обогатить психологический словарь участников новыми понятиями – ЛИДЕР, ХАРИЗМА, АУТСАЙДЕР.
    Использовать их в своём опыте руководства группой.
  • Формировать активность, ответственность, инициативу и лидерские качества.

Мы собрались сегодня, чтобы поговорить на тему "Лидер и лидерские качества". Чтобы немного разогреться, давайте поиграем в начале занятия?

1. Сегодня для этого я принесла моток бельевой верёвки. Встанем в кружок. Наша игра называется "Паутинка". Каждый стоящий берётся двумя руками за верёвку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

А теперь пришло время распутать "паутинку"! Сколько времени это займёт?

Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает. Оглашаем время, за которое ребята справились.

Вопросы к "лидеру":

  • Трудно ли было решиться распутывать «паутинку»?
  • Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?
  • Помогает ли тебе это в жизни?
  • Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?

2. Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" и традиционно несколько вопросов по теме сегодняшней переменки! Надо определить свою позицию.

- Как ты сам думаешь, считают ли однокурсники тебя своим лидером?
- Может ли лидер давить на других , заставлять что-то сделать?
-Есть ли у тебя такой учитель, кого бы ты мог назвать настоящим лидером?
-Может ли лидер быть слабым у всех на виду?
-Нравится ли тебе узнавать что-то новое на таких лидерских занятиях?

3. Отлично, замечательно. Спасибо всем.
На следующих занятиях мы сможем участвовать в дискуссии и искать ответы на эти вопросы.

Тема нашего занятия – лидерство, сегодня мы поговорим о лидерах и о том, какие качества характера присущи лидеру (садимся по кругу ).
В нашей папке есть опорный конспект, откройте его. Найдите строчку ЛИДЕР. Как же мы можем сформулировать, КТО такой лидер?

(участники пытаются с помощью наводящих вопросов ведущей сформулировать и записывают ответ)

  • Лидер – это какая личность? ( сильная, авторитетная)
  • Какая роль у лидера группы? ( принимающая решение, организующая, объединяющая)
  • Какая основная функция лидера? ( влиять, вдохновлять, двигать )

( Для справки психологу – из интернета ( Википедия ):

Ли́дер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  • по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  • по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

  • формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

·Авторитарный – установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
·Демократичный – лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
·Либеральный – лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Румынский известный психолог Якоб Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству. Характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2) лидер по популярности. Люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3) "чёрная овца" – человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный, не принятый – АУТСАЙДЕР )

7. Какие качества личности присущи лидеру?

Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаю из круга ко мне 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у вас эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … Упражнение называется "Десять шагов к цели".

(Участники, оставшиеся в кругу, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в опорном конспекте) У вас напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито ваше качество, тем выше балл вы себе ставите!

(Вслух называются качества и 2 участника "идут к цели")

Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним !

1. Уверенный в себе
2. Интеллигентный
3. Рациональный
4. Трудолюбивый
5. Заслуживающий доверие
6. Самоотверженный
7. Активный, инициативный
8. Надёжный
9. Общительный
10. Весёлый, с чувством юмора

Вопросы к участникам, дошедшим до "цели":

- Как себя чувствуешь, дойдя до цели?
- Хотелось бы и в жизни достичь своих целей?

На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир ! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!

4. Для примера посмотрите на известных в мире лидеров (демонстрация портретов из серии "100 человек, которые изменили мир".

Лидер – не пассивная, отстранённая гениальная личность, а активно преобразующая мир личность. Дела, идеи лидера часто остаются в истории на века, или навсегда. Но даже если дело лидера изменило одну маленькую группу людей – это уже большая заслуга, вклад в их жизни !

5. Притча "Два волка".

6. Метафора о ценностях ( мешочек с жемчужинами ).

В Библии написано, что Бог сделает нас главою, а не хвостом, если мы будем поступать правильно. (Ветхий завет, Второзаконие 28 :13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им. )

7. Подведение ИТОГОВ.

У нас есть возможность быстрее идти к цели и стать успешнее! Для этого нужно осознание, нужно желание и стремление!

8. ЗАДАНИЕ на НЕДЕЛЮ!

Понаблюдайте за собой, какие лидерские качества у вас проявляются ярче всего? Понаблюдайте за однокурсниками, у кого лидерские качества так же сильны? Заняты ли они в группе? Чем можно было бы их еще занять в соответствии с их интересами и талантами? Попробуйте привлечь к общей работе аутсайдеров – не принятых ребят, у кого лидерских качеств явно не видно, тех, кто обычно сидит «серой мышкой» в коллективе, увидеть их таланты и способности, задействовать их вместе с собой в поручениях !

9. В завершении занятия-

Мне было приятна ваша активность и участие. Мы освоили несколько новых понятий – лидер, харизма, аутсайдер. Думаю, что будете использовать их в своей речи, наблюдать за собой, развивать себя!

Хочу отметить особо самых активных лидеров этой группы. И поощрить!

( предлагается лидеру отметить других активных участников и раздать небольшие призы тем, кто был особенно энергичным !

ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, кто считает, что приобрёл что-то полезное сегодня, кому было интересно и познавательно сегодня на занятии.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!

Автор: Виткова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Тихорецкого индустриального техникума
 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль