"Встречайте: Новый год!" Предновогодние классные часы в начальной школе

14147

Весь декабрь в школах - это "праздник ожидания праздника". Предновогоднее настроение создают и нарядные елки, и выставки-конкурсы елочных украшений, и репетиции утренников. И конечно, помимо общешкольных мероприятий в каждом классе проводится свой предпраздничный классный час. Он должен быть интересным, развлекательным, запоминающимся, соответствовать уровню знаний детей.

Согласитесь, скучно из года в год рассказывать о новогодних обычаях в разных странах. Не так просто подобрать и развлечения для школьников на новогоднем классном часе: обычный репертуар аниматоров (в т. ч. подвижные игры) плохо вписывается в условия школьного кабинета, к тому же есть риск, что эти забавы уже включены в сценарий новогоднего утренника. А ведь новогодний классный час - это способ не просто приблизить долгожданный и любимый детьми праздник, но и дополнить знания детей, полученные ими на уроках, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В начале декабря в ГБУК Новосибирской области "Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького" и в школах, с которыми библиотека сотрудничает, появляются объявления: "Вы с нетерпением ждете Новый год? Вы считаете этот праздник самым-самым важным? Вы хотите знать о нем все? Тогда именно для вас открывается Академия новогодних наук! Вы станете настоящими академиками в области дедморозоведения и снегурочкологии, истории новогодних традиций и обычаев, поздравлений и дарения подарков, украшения елок, а также игр и развлечений. Вас ждут встречи с книгами: знакомыми и любимыми, а также пока вам неизвестными. Все учащиеся академии обязательно встретят Новый год на отлично!"

Как в настоящей академии каждому "курсу" необходимо посетить занятие по своей программе, поэтому в разных классах начальной школы можно провести классные часы с разными названиями и содержанием: 1-й класс - "Когда приходит Новый год" (основные сведения о празднике), 2-й класс - "Новогодний фейерверк" (история елки, елочных украшений), 3-й класс - "Путешествие с Дедом Морозом по карте мира" (новогодние обычаи и традиции), 4-й класс - "Любимые книги Деда Мороза"(книги о новогодних праздниках).Познавательный классный час в 1-м классе "Когда приходит Новый год"Учитель: Здравствуйте, уважаемые... студенты! Не удивляйтесь, теперь вы не обычные первоклассники, а первоклассные студенты Академии новогодних наук. Вы никогда не слышали о такой академии? А о таком празднике - Новый год?.. Конечно же, вы его с нетерпением ждете. Кстати, обожают его не только дети, но и взрослые. У этого праздника своя история, своя география, обычаи, традиции. Многое вы уже знаете, ведь не раз встречали Новый год, но еще больше вам предстоит узнать. Приступаем к изучению "новогодних наук"!
Знаете ли вы, какой это праздник - Новый год? Попробуйте дать ему определение, а для этого надо подобрать слово, отвечающее на вопрос «какой?». Понятно, что это зимний праздник. Постарайтесь передать его характер, настроение.

(Варианты определений: веселый, радостный, волшебный и т. д. Дети могут называть по одному слову, по принципу аукциона. Повторяться нельзя. Это задание тренирует внимательность, учит слушать и слышать одноклассников.)

Представьте, что вы - художники, которым необходимо нарисовать Новый год. Краски каких цветов вам понадобятся? Подумайте 10 секунд и назовите по одному цвету каждый. Будьте внимательны: повторяться нельзя!

Ученики: Зеленый, красный, белый.Учитель: Что же художник будет рисовать этими красками?Ученики: Белый - цвет снега, зеленый - елки, красный - это цвет елочных украшений, шубы Деда Мороза.Учитель: Красный у многих народов считается самым праздничным и самым красивым цветом. Вспомните, в русских народных сказках встречается выражение "красна девица", т. е. очень красивая девушка.
Ребята, вы назвали много цветов. Действительно, все они пригодились бы художнику. Посмотрите на обложки книг, посвященных Новому году. (Учитель может подготовить книжную выставку или оформить в презентации соответствующий слайд.) Какие они яркие, красочные! Можно сказать, что Новый год - разноцветный праздник, а будет ли он очень красивым - зависит от нас.
Какой же год наступает и какой заканчивается? (Первоклассники, как правило, сначала называют не «порядковый номер» года, а его символ по китайскому календарю, т. е. животное.) А, может быть, кто-то знает, в каком веке мы живем? (Учащиеся предлагают свои ответы.) С наступлением нового года век изменится или останется прежним?
(Этот вопрос довольно сложный, однако большинству первоклассников знакомо слово "век", им интересно узнать, в каком веке родились они, а в каком их родители.) Ребята, двадцать первый век начался совсем недавно и продлится еще долго.
Мы приготовились встречать Новый год. Очень важный вопрос: когда же он наступает? Назовите день и месяц. Другими словами, какой день самый первый в году? (Вариантов ответа обычно бывает несколько, дети называют разные числа декабря, января и даже ноября, очень популярная версия - "в ночь с тридцать первого на первое".) Появились сомнения? Давайте посмотрим на самый обычный календарь. (Изображение календаря можно включить отдельным слайдом в презентацию.) Какой месяц в календаре самый первый?

Ученики: Январь.

Учитель: С какого числа начинается этот месяц?Ученики: С первого.

Учитель: Легко запомнить, что первое января - это первый день года. Итак, первого января - Новый год, в нашей стране это государственный праздник. Почему же иногда даже взрослые люди ошибочно называют вечер 31 декабря началом нового года? Дело в том, что каждый день начинается с полуночи, т. е. с 00 часов 00 минут. Новый год - особенный праздник, люди хотят встретить самое-самое начало этого дня, поэтому и ждут с вечера предыдущих суток, т. е. с 31 декабря.
Наверняка вы знаете очень много стихов про Новый год. А про старый, уходящий?.. Послушайте стихотворение Елены Валентиновны Григорьевой:
Все ждут, конечно, Новый год,
А я — жалею Старый.
Ведь он совсем от нас уйдет!
Мне даже грустно стало.
А я уже привык к нему,
Я за год с ним сдружился.
Я с ним сдружился потому,
Что плавать научился,
Что море видел первый раз
И что сестренка родилась.
Мне, правда, грустно стало,
Что год уходит Старый.

Конечно же, у каждого из вас в этом году случилось что-то такое хорошее, что вы обязательно вспомните, когда год будет уходить. У всех ребят вашего класса случилось общее радостное событие - вы стали учениками, школьниками, поэтому этот год вы не забудете, даже когда станете взрослыми. Может быть, прощаясь с этим годом, вы чуть-чуть погрустите... но потом с радостью встретите новый год, который тоже будет счастливым! Без кого, на ваш взгляд, невозможно представить Новый год?Ученики: Без Деда Мороза, Снегурочки, Санта-Клауса, елки... (Слово "елка", как правило, всегда звучит. Но дети поправляют себя сами: елка не "кто", а "что".)
Учитель: Все знают, кто такой Дед Мороз?.. Тогда представьте, что вам нужно объяснить это какому-нибудь иностранцу, который очень хорошо говорит по-русски, но о Деде Морозе не имеет никакого представления. Подумайте, как бы вы описали Деда Мороза?
При описании не забудьте:

  • указать возраст (примерный ответ: старый дедушка с длинной седой бородой);
  • описать характер (примерные ответы: добрый, справедливый);
  • одежду (примерные ответы: шуба и шапка);
  • транспортное средство, на котором Дед Мороз передвигается (примерные ответы: сани, в которые запряжена тройка лошадей; часто дети называют оленей);
  • основное занятие дедушки (примерные ответы: приносить детям подарки, украшать деревья снегом, с помощью волшебного посоха создавать морозную погоду);
  • место, где он живет (у детей могут быть разные варианты ответа на этот вопрос (в лесу, на севере, на Северном полюсе, в Новосибирске, в Москве), учителю нужно рассказать детям о месте жительства Деда Мороза подробнее).

Те, кто перед Новым годом смотрят телевизор, слушают радио, наверняка знают, что Деду Морозу можно отправить письмо. Как и у каждого из нас, у Деда Мороза есть почтовый адрес, который обязательно нужно написать на конверте. Нам повезло, что Дед Мороз живет в нашей стране - в Российской Федерации. И не в сказочном городе, а в самом настоящем - Великом Устюге (учитель показывает город на карте). Этот город на севере России знаменит на весь мир, ведь здесь находится резиденция Деда Мороза.
Итак, что нужно написать на конверте письма Деду Морозу: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза. И ваше письмо обязательно дойдет. А вот что в нем можно написать, мы обсудим позднее.
Как вы считаете, Дед Мороз и Санта-Клаус - один и тот же волшебник? Если нет, в чем отличия? (Дети чаще всего упоминают внешние различия: на Санта-Клаусе надета не шуба, а куртка.) Давайте разбираться.
(Учитель предлагает детям ответить на вопросы. Если они не справляются, то отвечает на них сам.

Вопросы:

  • Кто запряжен в сани, на которых едет Санта-Клаус? (Ответ: один или несколько оленей.)
  • Где живет Санта-Клаус? (Ответ: в Лапландии. Название звучит сказочно, и такой страны на карте не найти, потому что это северная область двух европейских стран - Финляндии и Швеции. Желательно показать Лапландию на карте.)
  • Где дети находят подарки Санта-Клауса? (Ответ: в заранее подготовленных специальных чулках или сапожках.)
  • На какой праздник дети получают подарки от Деда Мороза? (Ответ: на Новый год, накануне 1 января.)
  • На какой праздник дети получают подарки от Санта-Клауса? (Ответ: на Рождество, причем тогда, когда его празднуют в Европе и Америке, т. е. 25 декабря. В России Рождество отмечают 7 января, поэтому вряд ли российским детям стоит ждать подарков от Санта-Клауса.)
  • Кто попробует рассказать все-все-все о Снегурочке? (Ответ: Снегурочка молодая красивая девушка, очень добрая, внучка Деда Мороза. Помогает ему дарить детям подарки. Живет в Костроме. Одежда - шуба и шапка или кокошник.))

Еще один зимний "персонаж" - снеговик. Кто пробовал его лепить? (Дети отвечают на вопрос учителя.) Послушайте стихотворение Андрея Алексеевича Усачева и приготовьтесь выполнить задание:
Снеговик письмо шлет другу:
"Я тебе желаю вьюгу...
Чтоб метель весь год мела...
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов "минус сорок"...
И душевного тепла!"

Кому это поздравление может быть адресовано, кто этот загадочный друг снеговика?

Ученики: Дед Мороз, Снегурочка, другой снеговик...

Учитель: Правильно, пожелания должны быть приятными и уместными; когда будете придумывать новогодние поздравления, учитывайте характер и интересы людей, - кому-то нужно пожелать спортивных успехов, а кому-то - отличных оценок. Помните, мы выяснили, как отправить письмо Деду Морозу? В нем можно написать не только о себе и о том, какие подарки вы мечтаете получить, хорошо бы поздравить и самого дедушку. А теперь пришла очередь обсудить, без чего трудно представить Новый год.Ученики: Без елки!..Учитель: Согласитесь, новогодняя елка - самое красивое дерево в мире, конечно, если мы постараемся ее украсить. А для этого давайте выясним, какими же бывают украшения. Конечно, их можно купить в магазине. Но есть способ сделать свою новогоднюю ель неповторимой. Знаете его? (Ответ: сделать украшения своими руками.) Поднимите руки те, кто хоть раз делал елочные игрушки. А теперь вспомните и назовите материал, из которого вы их делали. Условие: не повторяться! (Чаще всего дети называют цветную бумагу, фольгу, картон.) А еще можно использовать бисер, солому, соленое тесто, грецкие орехи, желуди, яичную скорлупу, игрушку можно сшить или связать. (Желательно показать игрушки или их изображения.) Вообще, если вы занимаетесь рукоделием, ваша елка не останется без украшений. Но есть такие игрушки, которые нельзя повесить на елку в квартире или другом помещении, хотя они очень красивые. Какие это игрушки?

Ученики: Ледяные, они растают в тепле.Учитель: Правильно! Зато они отлично украсят деревья, которые растут возле вашего дома (даже те, которые сейчас стоят без листвы). Вам понадобятся формочки (для печенья или для песочницы), красивые, яркие мелкие предметы (пуговицы, бисер, фольга, ломтики фруктов), веревка или нитки и вода. В формочку кладете украшение, наливаете воду, делаете из нити петельку и опускаете ее концы в воду. Формочку ставите на мороз (на улицу или в морозильную камеру) и ждете, пока вода превратится в лед. Игрушка готова, ее нужно достать из формы (для этого может понадобиться опустить ее на несколько секунд в теплую воду) и быстро вынести на улицу. Как вы знаете, лед блестит на солнце и от электрического освещения, поэтому ваши деревья будут сверкать, как будто украшены драгоценными камнями!
Без чего еще не бывает Нового года? Конечно, без подарков! Поднимите руки, кто получал подарки? А теперь те, кто сам их дарил кому-нибудь?.. (Среди первоклассников таких единицы.) Согласитесь, это не менее приятно, чем их получать. Теперь, когда вы уже повзрослели, стали школьниками, вы наверняка не оставите без внимания своих родных и близких людей, своих друзей и выступите в роли Деда Мороза. А существуют ли какие-то правила дарения подарков? Давайте обсудим это. (Ученики обсуждают правила дарения подарков. Затем совместно с учителем выводят перечень правил.)
Итак, важно помнить:

  • дарить нужно то, что человеку понравится (может быть, бабушке и не пригодится футбольный мяч.);
  • нельзя дарить домашних животных без предварительного согласия, а если получатель подарка - ребенок, то без согласия его родителей;
  • вручая подарок, нужно поздравить, сказать какие-то добрые слова, пожелания;
  • следует красиво оформить подарок. Упаковку можно сделать самим из бумаги, ткани.

Можно придумать зимнюю или даже новогоднюю упаковку (сделать мешок Деда Мороза, сапожок Санта-Клауса), завернуть подарок в форме эскимо, торта или конфеты.
А еще на Новый год обязательно звучит одна песня... Догадались какая? Конечно же, "В лесу родилась елочка"! Вы ее знаете? Тогда вспомним ее все вместе. Правда, петь мы сейчас не будем, а по цепочке скажем по одному слову из этой песни. (Обычно дети могут вспомнить только первый куплет.) Конечно, эту песню вы учили в детском саду и уже подзабыли. Но, наверное, помните такие слова из песни: "Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок". Как вы себе это представляете? (Все дети считают, что дровни - это дрова.) Бедная лошадь, как бы ей было тяжело!.. К счастью, дровни - это сани, их-то и везет лошадка. Эту песню вы слышали десятки раз, но не обратили внимания на незнакомое слово, чтобы выяснить, что оно означает. Возьмите на заметку!
На этом уроке мы выяснили много очень важных вещей: когда наступает Новый год, кто такие Дед Мороз и Снегурочка, как можно нарядить елку, как дарить подарки. Вспомнили главную новогоднюю песню и даже успели поиграть. Вы были внимательны, находчивы и сообразительны. Молодцы!Сценарии познавательных классных часов во 2, 3, 4-ом классах: "Новогодний фейерверк", "Путешествие с Дедом Морозом по карте мира" читайте в журнале "Управление начальной школой" №11/2013

Автор: Мацько Г.Р.,  гл. библиотекарь зала литературы на иностранных языках ГБУК Новосибирской области "Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького"

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль