Викторина для учащихся школы "В мире животных"

10590

Учиться беречь и охранять природу дети должны с детства. Показать им красоту и величие окружающего мира, заинтересовать и увлечь игрой классный руководитель может с помощью занимательной викторины.

Цели занятия:

  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать воображение, внимание, мышление;
  • пробудить интерес к окружающему миру;
  • развивать инициативу и активность.

Занятие проводится в форме путешествия-викторины. Для наглядности используется презентационный материал. "Путешествуя" по материкам, учащиеся закрепляют знания о них, выполняют задания викторины, узнают интересные факты из жизни животных. Внимание обращается на необычность представленных животных, их красоту и необходимость беречь природу.

Перед занятием был проведен конкурс рисунков на тему "Животные планеты Земля".

Содержание мероприятия

Учитель: Сегодня вы отправитесь в путешествие по планете Земля. Вы будете вести наблюдение за животными и птицами, отвечать на мои вопросы и выполнять задания.

Путешествие началось.

Сейчас мы находимся на территории Евразии. Материк Евразия занимает больше трети твердой поверхности всего земного шара и состоит из двух частей света: Европы и Азии. Его омывают океаны: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский.

В Евразии расположена самая большая страна – Россия. Здесь есть все природные зоны нашей планеты: тундра и тайга, лиственные леса и степи, саванны и пустыни, тропические леса и джунгли.

И везде своя, неповторимая жизнь!

Звери и птицы, рыбы и насекомые, черви и пауки – у каждого свое, отведенное ему природой место.

Каких вы знаете животных и птиц, обитающих на этой территории?

(Учащиеся отвечают на вопрос.)

Загадки

1. Пастуху нужна двустволка,

Напугать чтоб злого…(волка).

2. Будет сильно тот реветь,

Кому встретится…(медведь).

3. Что случилось? Что стряслось?

На опушку вышел…(лось).

4. Ищет ягель целый день

В тундре северный…(олень).

Учитель: Определите животное по описанию:

  • Зимой белый – на снегу его не заметить. Летом – бурый, лишь брюхо белое. (Заяц-беляк.)
  • Дикий вид этого животного сохранился только в Монголии, в самых глухих уголках кустарниковых пустынь. Зимует в горах: спасается от холодных ветров. Кормится колючими кустарниками, молодыми побегами саксаула. Может подолгу не есть и не пить. Пищу и воду запасает в виде жира "впрок" в горбах.(Верблюд.)
  • Хоть и хищница, но не отказывается от фруктов и ягод, а в голодный год – и от падали. Знаменитая участница большинства детских сказок.(Лиса.)

Учитель: Определите, что это за птица или зверь. К ним даются подсказки в виде ребусов.

  • Крупный родственник курицы. Живет в хвойных и смешанных лесах. Летом склевывает на земле ягоды, цветы, листья, насекомых – и все бегом.

(Глухарь.)

  • Крупный европейский бык. Живет в равнинных, частично заболоченных или горных лесах. Ест траву, листья, побеги деревьев, кору.

(Зубр.)

  • Похож на овцу на тонких ногах. Морда вздутая, с носом-хоботком, нависшим надо ртом. Ест степные травы, отыскивая посочнее, и тщательно скусывает каждый зеленый побег. По открытому месту бежит вровень с автомобилем.

(Сайгак.)

  • Гигантская ящерица с острова Комодо (Малайский архипелаг), весит до 150 кг. Живет в густых прибрежных джунглях. Хищник: нападает на оленей, кабанов, обезьян, буйволят. Добычу подстерегает и стремительным броском либо хвостом сбивает с ног.

Замени первую букву в слове "баран" на третью букву алфавита, и ты узнаешь, как его зовут.

(Варан.)

А теперь поговорим о тропических лесах.

В Южной и Восточной Азии постоянно дуют влажные ветры с океана – пассаты и муссоны, поэтому там особенно влажно и растут многоярусные заболоченные леса. Это область тропического пояса.

Пальмы, акации, гигантский бамбук и другие тропические растения, нередко густо переплетенные лианами, почти непроходимы.

Это и есть знаменитые джунгли, в которых рос герой Киплинга Маугли.

Определи, кто лишний?

  • орангутанг,
  • лангур,
  • носач,
  • гавиал,
  • гиббон.

(Гавиал – крокодил, остальные – обезьяны.)

Кого называют бамбуковым медведем?

  • гималайского медведя,
  • бурого медведя,
  • большую панду,
  • белого медведя?

(Большую панду.)

Знаете ли вы, что…

  • Белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей.
  • Белая медведица спит на боку, прижимая медвежонка лапой к своей мохнатой груди.
  • Мышь ложится спать на своих мышат, накрыв их собой, как одеялом, чтобы они не замерзли.
  • Самка снежного барса, когда спит, прижимает малыша к себе и закрывает его хвостом, чтобы ему было тепло.
  • Волк вытаскивает из лапы занозу зубами, а если заболевает, лечится голодом и лекарственными травами.
  • Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные тонкие уши, в которых множество кровеносных сосудов.
  • У лисиц в основании хвоста есть небольшая проплешина. Отдыхая и свернувшись клубочком, лисицы часто утыкаются туда носом. Там у них расположена железа, источающая запах фиалки. Фиалковая железа есть и у лиса, и у лисицы, и особенно ароматна она зимой. А для чего она нужна лисицам, ученые пока точно не знают.
  • Калан (морская выдра) пользуется камнем как наковальней. Перевернется на спину, положит камень на грудь и, крепко зажав в лапах ракушку, с силой ударяет ею по камню. Разобьет – и съест содержимое.
  • Многие птицы преподносят подругам подарки: жених крачки дарит невесте рыбу, чомга и северная олуша – обрывки водорослей, цапля – палки.
  • Лис приносит лисичке, ожидающей потомство, корм и заботится о ее чистоте: вытаскивает блох из меха.
  • Верблюд может подолгу обходиться без воды, но зато потом за один раз выпивает сразу несколько ведер.
  • Индийский носорог, погружаясь в воду, спасается от слепней и оводов, которые откладывают в складках его кожи яйца.
  • Родственница большой панды – малая панда. Она втягивает когти и умывается, как кошка, взбирается на деревья, как медведь, и передвигается вприпрыжку, как енот.
  • Индийский слон меньше африканского, и уши у него не такие большие, но зато он менее агрессивен, очень сообразителен и легко приручается.

Учитель: А сейчас мы оказались в Африке.

Африка – огромный континент. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил и находится самая большая пустыня – Сахара.

В Африке нет привычных для нас зимы и лета, осени и весны. А можно выделить лишь два времени года: сухое и дождливое. Причем сухое время – особенно жаркое и знойное.

Загадки

1. Страшен гривы этой гнев.

Царь зверей, конечно, …(лев).

2. Ходит важно, словно граф

С длинной шеей наш…(жираф).

3. В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них…(обезьяны).

4. Через зарослей заслон

Шел по джунглям толстый…(слон).

Отгадай!

Жако – это попугай, рыба или антилопа?

(Попугай. Самый большой говорун из всех попугаев. Он может запомнить более 100 слов.)

Голиаф – это змея, ящерица или лягушка?

(Лягушка. Самая крупная лягушка в мире. Весит до 3 кг и может достигать в длину 25 см. Это очень редкая лягушка, и ее можно встретить только в Камеруне.)

Скарабей – это скорпион, обезьяна или жук-навозник?

(Жук-навозник. Из навоза этот жук скатывает шарики, в которые откладывает яйца.)

Учитель: Из Африки мы отправляемся в Австралию и Океанию.

Австралия – самый маленький континент Земли. Обычно с ней объединяют группу островов (около 10 тысяч), расположенных неподалеку в Тихом океане. Их называют Океанией.

Из животных, населяющих Австралию, 90% видов больше нигде не встречаются.

Здесь нет копытных, обезьян и хищников, естественных почти для всех остальных частей суши.

Встречаются только те их них, которых завез в разное время человек.

А теперь задание: на карточках написаны названия животных (кролик, кенгуру).

Один учащийся изображает животное, а остальные должны отгадать, кто это. Победит тот, кто первый правильно его назовет.

(Учащиеся выполняют задание.)

А сейчас мы побываем в Северной Америке.

Если вы разгадаете все слова, написанные в кроссворде по горизонтали, то в первой строке слева по вертикали прочитаете о том, как в Канаде называют северных оленей.

По горизонтали:

1. Слеп да тупорыл, всю землю перерыл. Мороз пришел – в землю ушел.

2. Под водой живет народ, ходит задом наперед.

3. Кто под мостиком виляет хвостиком?

4. Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом.

5. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

6. Это кто там лентой черной к ручейку скользит проворно?

Итак, как же в Канаде называют северных оленей?

(Карибу.)

Загадки

1. Острозубы, но добры

В реках плотники-… (бобры).

2. Прыгай в прорубь, не дрожи –

Закаляйся, как… (моржи).

3. Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть… (тюлень).

Знаете ли вы, что…

  • Бобр перегрызает ствол ивы толщиной 12 см за 5 мин. А если дерево толще, бобры работают вдвоем: пока один грызет, другой отдыхает, а потом они меняются.
  • Одна из плотин в США, построенная бобрами, достигла в длину 700 м. А хатка, которую бобры каждый год достраивали, поднялась на 13 м.
  • Отличить моржа от моржихи можно по клыкам. У моржей они длиннее и толще, чем у моржих.
  • У овцебыков шерсть длиннее, чем уз всех других обитающих на Земле зверей. На спине – до 16 см, а на животе и груди – до 90 см.
  • Лошадей в Америке не было, пока их не завезли туда испанцы. Эти невиданные туземцами животные помогли европейцам завоевать новые земли.
  • Из птиц на Земле больше всего домашних кур. На втором месте – воробьи.

Узнай животное

  • Это небольшой зверек, весом до 2,5 кг. Его хвост, пушистый и лохматый, обычно длиннее тела. Он часто задирает хвост кверху торчком, чтобы его далеко было видно. На этого зверька редко кто нападает. Он сразу "выстреливает" во врага из особых желез отвратительно пахнущую ослепляющую жидкость. (Скунс.)
  • Днем спит, свернувшись калачиком в дупле или на развилке ветвей. В сумерках медленно передвигается по дереву в поисках гнезд древесных муравьев. Найдет, разрушит стенки гнезда острыми когтями передних лап и собирает липким языком добычу.(Карликовый муравьед.)
  • Расставь буквы по порядку, и ты узнаешь, какая птица является национальным символом США.

(Белоголовый орлан.)

Учитель: Из Северной Америки давайте отправимся в Южную Америку.

Самые маленькие в мире птицы живут в Южной Америке. Некоторые из этих птиц взмахивают крылышками 200 раз в минуту.

По земле они почти не ходят: у них очень слабые лапки. Питаются они нектаром цветов, мелкими мягкими насекомыми и паучками. Гнездо самой маленькой из этих птиц размером с половинку грецкого ореха, а яйцо весит 2 г.

Что это за птицы?

(Колибри. Самая маленькая среди птиц – колибри-шмель. Она лишь немного крупнее обычного шмеля и весит чуть больше 1,5 г, а яйцо у нее – с горошину.)

Выбери правильный ответ!

Самое медлительное в мире животное. С одной ветки на другую, соседнюю, он может перебираться больше получаса:

а) нехочуха;

б) медлительный ползун;

в) ленивец.

Маленькая летучая мышь. Живет на равнинах и в горах колониями, где их десятки и сотни. Днем отсиживается в дуплах, пещерах, на чердаках – там, где темно и прохладно. Ночью вылетает и нападает на спящих лошадей, коз, свиней. Двумя острыми резцами она надрезает кожу жертвы и пьет кровь. Слюна летучих мышей обезболивает ранку и не дает крови свертываться. Ранка долго кровоточит, воспаляется. Эти летучие мыши хорошо летают и быстро бегают, сложив крылья вдоль предплечья. Каждый год мать рождает по одному детенышу. Люди придумали сказочное существо, которое превращается в летучую мышь:

а) колдун;

б) вампир;

в) человек-паук.

Житель тропиков Южной Америки, один из самых крупных жуков мира. Длина его тела чуть больше 15 см, но ее половину занимает огромный рог на передней части спинки. Есть каша, которая называется так же, как этот жук. Кстати, каша эта очень полезна и детям, и взрослым.

а) манка;

б) гречка;

в) геркулес.

Учитель: И вот наконец мы попадаем в последний пункт назначения нашего путешествия – Антарктиду.

Континент Антарктида расположен вокруг Южного полюса Земли. Он покрыт толстым слоем льда. В центре континента высота ледяного покрова доходит до 4 км, к краям – снижается. Почти везде льды обрываются в море отвесной стеной от 15 до 40 м.

Отгадай!

Какие самые крупные животные на нашей планете. В шкуре этого животного может разместиться стадо из 12 африканских слонов.

Собери "льдину" из кусочков, и ты узнаешь, как называется это животное. (Задание раздается в конвертах.)Детали следует собирать по ходу часовой стрелки.

(Синий кит.)

Каких пингвинов не бывает?

а) королевских;

б) царских;

в) императорских.

Учитель: Наше путешествие по континентам закончилось, но мне хочется, чтобы вы выполнили еще 3 задания: послушайте, что птицы расскажут о себе, и назовите их имена.

1. Я живу на Галапагосских островах. Я – единственная птица, которая добывает пищу при помощи "орудий труда". Для начала я внимательно обследую стволы и ветки деревьев, лазая по ним, как поползень, вверх и вниз головой. Постукивая по коре клювом, я, словно доктор, то и дело прикладываю ухо к стволу, стараясь уловить шорох потревоженных стуком личинок. Обнаружив личинку, я быстро раздалбливаю кору и вскрываю личиночный ход. Если личинка сидит глубоко и достать ее клювом невозможно, то я поступаю следующим образом. В пустынной береговой зоне, где растут опунции, я отламываю подходящий по длине шип, а если дело происходит во влажном горном лесу, отыскиваю на земле подходящую тонкую и прямую палочку. Взяв орудие в клюв за один конец, я зондирую им вскрытый ход. Обычно не выдерживая такого обращения, личинка выползает наружу. Тут я ее и склевываю. Иногда же если я использую острый и длинный шип кактуса, личинка оказывается наколотой на него, и я самостоятельно вытаскиваю добычу. Если мне понравилась выбранная палочка, то я, перелетая с дерева на дерево, ношу ее за собой в клюве. На время поисков следующей личинки я закрепляю палочку или шип в какой-нибудь трещине коры. Я даже могу "обрабатывать" свои орудия – укорачивать слишком длинные палочки или обламывать их разветвления. Угадай, как меня зовут? Можешь воспользоваться загадками-подсказками.

1) Зря он времени не тратил –

Излечил деревья…(дятел)

Из ответа загадки убери четвертую букву и к оставшейся части слова присоедини буквы -ловый.

2) Не найти мне домик друга –

Замела дороги…(вьюга).

Из ответа загадки убери последние две буквы и соедини их с ответом следующей загадки, заменив в нем последнюю букву на "к".

3) Дом, где наш язык живет,

Называем все мы…(рот).

Вспомнив рассказ, ты узнаешь, как меня зовут. (Дятловый вьюрок.)

2. Обитаю я в Вест-Индии и строю себе там гнезда на деревьях. Увижу на ветке подходящий лист и начинаю пришивать к нему другой, старый, подобранный на земле. Иногда я соединяю два растущих листа. В результате получается висячее гнездо со входом сверху. Стены своего жилища я выкладываю растительным пухом.

Я – настоящая мастерица своего дела. Задолго до человека я "изобрела" нитку и иголку, правда, без ушка. Нитка – это растительное волокно, иногда хлопковая нить или конский волос, а игла – собственный клюв.

Ловко орудуя им, я проделываю в листьях отверстия, а затем продеваю в них нить.

Говорят, что среди людей тоже есть такая профессия. А ты догадался, как меня зовут? (Птица-портниха.)

3. Среди диких птиц человек нередко находит себе добрых помощников. Я обитаю в саваннах Африки, и меня называют секретарем. На голове у меня есть хохолок из длинных перьев. Степенностью я и впрямь напоминаю старинного чиновника с гусиным пером за ухом.

Есть у меня одно очень ценное свойство. Я умело истребляю змей, хотя не отказываюсь и от другой живности, однако охота на пресмыкающихся – моя "главная профессия". Я нагоняю змею и затаптываю ее ногами. От смертельных змеиных укусов я защищаюсь быстрыми и сильными ударами крыльев. Сельские жители иногда приручают меня для того, чтобы я оберегала курятники от змей и крыс.

Если ты еще не догадался, какой я владею профессией, то для этого тебе придется разгадать ребус.

(Куриный сторож.)

На этом наша викторина завершилась. До новых встреч.

О.А. Потахина,учитель начальных классов МОУ СОШ, п. Шальский Пудожского района, Республика Карелия

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль