-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Психологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска

7 октября 2013
6108
Средний балл: 5 из 5

Семинар-практикум для классных руководителей

Автор: Грибоедова О.И.,  педагог-психолог 1 квалификационной категории МБОУ муниципального образования Плавский район "Центр диагностики и консультирования "Доверие", г. Плавск, Тульская обл.
Данный семинар-практикум для классных руководителей позволит педагогам увидеть и почувствовать вербальные и невербальные барьеры во взаимодействии с родителями группы риска, понять их причины и научиться психологическим методам и приемам эффективного общения с данной категорией родителей. Важная часть семинара - практические упражнения, которые дают возможность классным руководителям, анализируя собственные эмоции и чувства, понять их и у родителей группы риска и научиться новым приемам взаимодействия с ними.

Цель - повышение профессиональной компетенции классных руководителей.

Задача - актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям группы риска:

  • обратить внимание педагогов на типологию родителей группы риска;
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями группы риска;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями группы риска, развитию эмпатии по отношению к ним.

Оптимальное количество человек - 12-15. Предварительной работы с участниками семинара не проводится кроме информирования о теме, дате и месте проведения семинара. Семинар организуется посредством направления приглашений по электронной почте всем образовательным организациям района, которые до определенной в письме даты присылают информацию о количестве участников с указанием Ф.И.О. классного руководителя. Семинар состоит из 2 частей с перерывом 5-7 минут, каждая из которых имеет продолжительность от 1 часа до 1,2 часа.
Общее время проведения семинара - 2-2,5 часа.
Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты.
Формы работы: мини-лекция, "мозговой штурм", работа в группах, упражнения.

Ход семинара-практикума 

I. Организация пространства. Размещение прибывающих участников семинара за столами, заранее поставленными в форме квадрата, чтобы педагоги оказались лицом друг к другу и видели всех участников.
II. Приветствие ведущего. Знакомство с участниками. Введение в тему1. Упражнение "Имя + настроение руками"
Инструкция. Ведущий называет свое имя и показывает настроение, в котором он пребывает в данный момент, с помощью рук, без слов. Следующий за ним участник называет его имя, показывает его настроение, после чего называет свое имя и показывает собственное настроение. И так - до последнего участника.

2. Упражнение "Продолжи предложение"
Инструкция. Участникам раздаются карточки с началом фразы: "родители группы риска - это...". Задача - быстро, не раздумывая, написать в течение 1 минуты продолжение фразы и передать карточку ведущему. Листочки не подписываются.
Ведущий обобщает представления участников о родителях группы риска: раскладывает их, советуясь с участниками, на три группы - "нейтральное отношение", "негативное отношение", "позитивное отношение".
Как правило, негативного восприятия родителей группы риска бывает в разы больше, чем остального.

Далее обсуждаются результаты выполнения задания и причины негативного восприятия большинством педагогов родителей группы риска.

III. Основная частьПЕРВЫЙ БЛОК
Ведущий просит участников разделиться на три группы с помощью расчета на "солнце - воздух- воду". Сформированные таким образом группы размещаются в разных частях аудитории.1. Упражнение "Ассоциации, или Если бы родители группы риска были..."
Инструкция. Каждой группе необходимо сформулировать и записать ассоциации, вызываемые фразой "родители группы риска" в сочетании с определенным словом;

  • первая группа - ассоциация со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были быг..";
  • вторая группа - ассоциация со словами "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были быг..";
  • третья группа - ассоциация со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были быг..".

Время выполнения - 2 минуты.
После выполнения задания представитель каждой группы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет причины подобного сравнения. Далее ведущий предлагает участникам проанализировать, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных - и почему.
Обобщение: все родители разные. И даже родители группы риска при однозначном, казалось бы, критерии отнесения к этой группе - тоже разные.2. Мини-лекция "Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей группы риска"
Примечание. Материалов о типах неблагополучных семей в разных источниках достаточно много, поэтому мы не стали приводить тезисы с тем, чтобы педагоги-психологи самостоятельно изучили данный вопрос, самостоятельно определили для себя критерии, по которым выделяются эти типы, и подробно ознакомились с психологическими особенностями родителей группы риска.
Мы используем классификационное деление неблагополучных семей на педагогически несостоятельные, конфликтные и асоциальные (асоциальнокриминальные) и материалы книги В.М. Целуйко "Психология неблагополучной семьи".3. Упражнение "Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска"
Инструкция. Каждому участнику предлагается на листе с помощью двух кругов изобразить себя и типичного (в собственном восприятии) родителя группы риска во взаимодействии.
Примечание. Как правило, на выполнение данного задания дается от 3 до 5 минут, не более! И это важно, т. к. реальное отражение типичной для педагога позиции во взаимодействии с родителем выявляется на уровне подсознания в первые минуты.
После выполнения задания каждый участник показывает свой рисунок и поясняет его. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия классного руководителя с родителем группы риска.4. Упражнение "Мозговой штурм"
Инструкция. Выполняется в группах, образованных в ходе предыдущего упражнения. Тема: "Позиции родителей группы риска по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия". Участники заполняют таблицу (7-10 минут), после чего про- ходит представление работ и обсуждение5. Упражнение "Где моя пара?"
Инструкция. Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу "Размер ладони у нас похож" только путем накладывания "ладонь-ладонь".
Примечание. Цель упражнения не только разбиться на пары, но и ТАКТИЛЬНО повзаимодействовать друг с другом, стать ближе. Опыт показывает, что данное уточнение необходимо, т. к. часто педагоги предпочитают находить себе пару "на глаз", порой даже не вставая со своего места.

6. Упражнение в парах "Чувства родителей группы риска при взаимодействии с классными руководителями, педагогами"
Инструкция. Участники делятся на пары и распределяют между собой роли: один - "классный руководитель", другой - "родитель группы риска". Каждой паре дается карточка с описанием ситуации. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: со своей позиции понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель группы риска, предположить причину. Далее участники меняются ролями и проигрывают другую ситуацию. По завершении проходит обсуждение. На проигрывание одной ситуации дается до 5 минут.
Комментарий для ведущего. Как правило, проигрывание той же ситуации, но с обменом ролей снижает интерес педагогов к выполнению данного упражнения, т. к. происходит либо повторение способов общения, продемонстрированных партнером по паре ранее, либо возникновение трудностей с расширением вариативности поведения персонажа. Смена ситуации при смене ролей дает возможность педагогу продемонстрировать собственную линию поведения в предложенной ситуации без "невольной подсказки" партнера по данному упражнению.Примеры ситуаций
Ситуация 1. Классный руководитель после долгих попыток повлиять на поведение ребенка из семьи группы риска, который всегда пропускает первые два урока, на занятиях невнимательный и шумный, домашние задания выполняет редко и небрежно, с одноклассниками ссорится, с учителями оговаривается, пригласил одного из родителей ребенка на разговор.
Ситуация 2. Ребенок в школе - новичок. Из прежней школы в данную пришел по причине трудностей в обучении и конфликта с классным руководителем. Педагоги прежней школы сообщили классному руководителю, что семья ученика - неблагополучная, находится на учете во многих структурах, родители на контакт не идут. Классный руководитель решил пригласить одного из родителей для знакомства.
Перерыв 5 минут.ВТОРОЙ БЛОК 1. Упражнение "Разгоняем паровоз"
Упражнение направлено на снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Инструкция. Участникам предлагается по очереди хлопнуть в ладони по два раза так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков.2. Мини-лекция "Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"
В ходе лекции выполняются упражнения. Тезисы
Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю группы риска), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).
Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя группы! риска: 1) установление контакта; 2) прояснение предмета разговора; 3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
Вопрос группе: какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?
Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя группы риска происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).
Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.
Прояснение предмета разговора. Методы и приемы:

  • "рефлексивное" и "активное слушание";
  • "обратная связь";
  • "Я-сообщение";
  • приемы снижения эмоционального напряжения.

Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).
Рефлексивное слушание требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате родитель чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя группы риска (может быть, его больше и некому выслушать), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).Упражнения, используемые в ходе лекции Упражнение "Здравствуйте!"
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово "здравствуйте", пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово. Дополнительно участникам можно задать вопросы: а что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?
Слова для карточек: подозрение, злость, крайняя усталость, истерия, грусть, уверенность, доброжелательность, вредность, отвращение, страх, превосходство, раздражение, ярость, осторожность, самодовольство, подавленность, скука, удивление, беспокойство (тревога), понимание чувств другого, сочувствие, радость, обида, гнев, досада, обвинение, сердитость, строгость.Упражнение-эксперимент "Уважаемая Мария Ивановна..."
Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача - произнести предложенную фразу так, как написано в карточке. Еще 5 участников представляют родителей группы риска. Их задача - отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Текст фразы: "Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".
Варианты произношения:

  • доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю;
  • доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя;
  • улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза;
  • доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза;
  • доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.

Вывод: чувства родителя группы риска и его настрой на общение с классным руководителем зависят от нашего настроя (принятие -понимание - поддержка), невербального и вербального поведения.

Продолжение читайте в следующем номере "Справочник педагога-психолога. Школа" >>


Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.