Диагностика первоклассников. Трудности адаптации в начальной школе

21268

Адаптация первоклассников

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести диагностику адаптации к школе, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

Диагностика отношения первоклассника к начальной школе

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст __________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________

№ уровня показателя адаптации Показатели адаптации и характеристика

их различных уровней

Выбранный уровень
показателя адаптации
Примечание
Настроение ребенка
1 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
2 Эпизодические проявления снижения настроения
3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий
4 Вялость, рассеянность
5 Заторможенность, истерия, плач
6 Выражение негативного отношения к школе
7 Полное нежелание идти в школу
Контакты со сверстниками
1 Легко и уверенно входит в коллектив
2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками
4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении
5 Не поддерживает социальных контактов
6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
Познавательная активность
1 На уроках проявляет активность и интерес
2 Посещает все уроки без принуждения
3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
4 Учится без видимого желания
5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
Дисциплина
1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
4 Требования учителя выполняет неохотно
5 На уроках часто отвлекается
6 Игнорирует требования учителя
Реакции агрессии, гнева
1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
Страх
1 Страх отсутствует
2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
3 Робок, застенчив, легко теряется
4 Указанные черты ярко выражены
5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
Двигательная активность на перемене
1 Ребенок подвижен, активен
2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
3 Двигательная активность низкая
4 Двигательная активность всегда низкая
Общее самочувствие
1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
3 Периодически жалуется на недомогания
4 Жалобы принимают устойчивый характер
5 Проявление невротических расстройств
Успеваемость
1 Хорошая
2 Хорошая/удовлетворительная
3 Удовлетворительная
4 Удовлетворительная/плохая

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации Баллы Уровни адаптации
Благоприятная 9–17 Высокий
Условно благоприятная 18–24 Средний
Неблагоприятная 25 и выше Низкий

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________

Дата _________________________________________________________

Трудности школьной адаптации

1. В поведении _________________________________________________

2. В учебной деятельности _______________________________________

3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________

2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)

Мать ________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________

4. Наличие других членов семьи ___________________________________

5. Материальные условия жизни семьи ______________________________

6. Жилищные условия ___________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________

8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.

наверх

Простатина О.Ю., педагог-психолог школы № 1416, г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль