План работы классного руководителя

17863

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает задачи системы организации воспитательного процесса.

  • Она должна облегчать процесс преодоления подростковых сообществ от аналогичных сообществ младших школьников и взрослых, гарантировать своевременную и всеобъемлещую социализацию.
  • План воспитательной работы классного руководителя должен учитывать особенности психологии детей - подростков.
  • Подростковый период не спроста называют переходным, поскольку в социальном аспекте он является неким переходом от детства к взрослению, появлению ответственности и самостоятельности. 

Образовательное учреждение выступает не только в роли носителя педагогической культуры, но и является социальным объектом, выполняющим функцию воспитания, активно учавствует в социализации подростков, объединяя старания педагогов, родителей, учащихся и социальных партнеров.

В этом контексте следует придерживаться принципов системности в организации воспитательных технологий в работе классного руководителя с классом. 

План воспитательной работы классного руководителя

План воспитательной работы классного руководителя лежит в основе управления коллективом класса. Классный руководитель в качестве воспитателя, в ходе планово-прогностической деятельности, подбирает наиболее эффективные варианты осуществления поставленных целей, посредством использования  целого комплекса средств, мер и способов воздействия. Все это позволяет педагогу, руководящему классом, активизировать детский коллектив, перевести его на более совершенный уровень.

Образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом представляет собой комплекс мер, распределенных между исполнителями с четко оговоренными сроками, согласно задачам и целям. Классруку необходимо осуществлять научную организацию труда – заниматься планированием деятельности, выполнять свои обязанности согласно плану на основе научно проверенных методов и форм, календарного планирования

План работы классного руководителя позволяет ему:

  • Ознакомиться с коллективом класса, уровнем процесса воспитания в нем, изучить окружающие условия;
  • Выделить цель усовершенствования классной системы воспитания, тактические и стратегические задачи;
  • Выбрать средства и содержание, методы и формы организации, воспитательный план классного руководителя;
  • Оценивать и давать прогнозы результативности руководства над коллективом детей, корректируя развитие коллектива класса и каждого субъекта системы воспитания в школе.  

План воспитательной работы: управление в действии

Управленческая деятельность классрука тесно связана с планированием и осуществлением ряда функций: 

  • Аналитика общевоспитательной деятельности на прошлый учебный год с выделением педагогических проблем. 
  • Постановка цели и задач, воспитательных технологий в работе классного руководителя. 
  • Выбор мер, помогающих реализовать поставленные задачи и цели. 
  • Определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования:

  • коллегиальность.
  • системность.
  • целенаправленность.
  • принцип системного контроля.
  • принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования.
  • принцип сочетания государственных и общественных начал.

В современной школе используются следующие образцы планов воспитательной работы классного руководителя с классом:

  1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).
  2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
  3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
  4. План организации внеурочной деятельности обучающихся.
  5. План воспитательного мероприятия.
  6. План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем коллектива детей.
  7. План действий по развитию индивидуальности обучающихся.

План воспитательной работы: технологии создания

Технология разработки образца плана воспитательной работы классного руководителя предусматривает предварительные действия. Педагог-воспитатель должен изучить внешнюю и внутреннюю информацию, прежде чем приступать к планированию общевоспитательного процесса. 

  • К внешней информации относят нормативно-правовые документы, в которых содержатся ключевые вопросы касаемо воспитания детей, научно-педагогическая литература по методике планирования, внедрения воспитательных технологий в работе классного руководителя, календаря знаменательных дат.
  • К внутренней информации относят образовательную программу школы, программу развития системы воспитания в школе, перспективный план воспитательной деятельности, годовую циклограмму мероприятий, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.

Помимо обработки информации, классруку стоит сделать коллективный анализ воспитательной среды класса и коллективное планирование. В результате педагогический работник сможет корректно сформулировать задачи и цели развития общевоспитательной системы, определить список мероприятий и дел, актуальных для решения задач, – это и будет проектом плана воспитательной работы классного руководителя 8 класса или 11 класса. Когда проект сформирован, нужно уточнить сроки и наметить исполнителей. 

На финальном этап классрук определяет форму представления и образец плана воспитательной работы классного руководителя 8 класса, оформляет его в документ, один экземпляр которого сдает заместителю руководителя школы по воспитательной деятельности. 

Обрацез плана воспитательной работы классного руководителя: коллективное планирование

Коллективное планирование (п. 3) допускается в различных формах, включая, классные часы "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", в форме письменного опроса, анкетирования, конверта предложений, "мозгового штурма" и прочих. Образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом подтвреждает, что пользуется популярностью игра "От любви до ненависти". 

Цели игры:

  • определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;
  • развить умения учащихся заниматься в группе.

Задачи:

  1. создания и развитие коллектива учащихся;
  2. построение системного взаимодействия с классом;
  3. формирование положительных психолого-педагогических условий для построения нравственного формирования личности школьников, самоутверждения, сохранения неповторимости, стимулировании способностей; 
  4. создании системы взаимоотношений одноклассников посредством использования разных форм общевоспитательной деятельности; 
  5. защита интересов и прав учащихся;
  6. создание гуманных отношений между детьми в классе, учащимися и педагогами; 
  7. стимулирование здорового образа жизни;
  8. симулирование духовных ориентиров и нравственных смыслов у детей; 
  9. формирование творческой и социально значимой деятельности детей. 

Данная игра упрощает аналитическую деятельность по оценке и планированию, и позволяет сформулировать цели и задачи воспитательной работы классного руководителя.

Инструкция для учащихся:

  • Катя говорит, что очень любит школу, а вот Саша терпеть не может уроки: ему в школе скучно.
  • Следует выяснить, что радует коллектив класса, что является для него интересным, а что скучным?
  • Для этого достаточно выделить 10 минут на то, чтобы учащиеся составили два списка: интересное и скучное в школе.
  • Затем еще 10 минут нужно потратить на объединение списков отдельных групп детей, а после обсудить списки и подумать над тем, как сделать классную жизнь увлекательнее и интереснее. 

После координации дел и мероприятий (п. 6) классрук составляет план действий (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:

  • Характеристика класса (на диагностической основе).
  • Цели и задачи воспитательной работы классрука (поставленные исходя из анализа общевоспитательной деятельности за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
  • Формы и методы воздейсвтия (образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом).
  • Индивидуальная деятельность (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:

I. Общие сведения о коллективе учащихся. История его формирования.

  1. Количество обучающихся.
  2. Из них мальчиков.
  3. Из них девочек.
  4. Возрастной состав.
  5. Число второгодников.
  6. Были ли слияния с другими классами.
  7. Смена классрука.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

  1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
  2. Взаимопомощь.
  3. Дисциплина на уроках.
  4. Отрицательные моменты в учебной работе.
  5. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

  1. Заинтересованность в спортивных секциях, кружках, экскурсиях. 
  2. Классные традиции.
  3. Занятость класса в жизни школы.
  4. Социально полезная деятельность, труд в классе и школе.
  5. Степень воздействия родителей на класс.
  6. Социально неблагополучные семьи.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

  1. Актив класса, его деятельность.
  2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
  3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

  1. Степень сплоченности.
  2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
  3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
  4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

VI. Обобщающие выводы.

  1. Развитость коллектива.
  2. Состояние эмоционального фона в классе.
  3. Дисциплинированность.
  4. Выделение ключевых недостатков организации классной жизни, конфликтных ситуаций и принципы их преодоления. 

Если составить характеристику класса по такому принципу, классный руководитель может более точно и конкретно обосновать цели и задачи процесса воспитания. Только при наличии удобной формы реализации воспитательного плана классного руководителя может стать рабочим документом. 

Опыт показывает, что графическое планирование является наиболее наглядным и эффективным. Образец плана воспитательной работы классного руководителя 8 или 5 класса в виде графика показывает цели, задачи, способы и средства воздействия на коллектив класса. Нельзя забывать о:

  • Традиционных для учебного года задачах, которые характеризуют особенности деятельности, а также годовую циклограмму;
  • Принципах функционирования образовательной организации, классных традициях;
  • Инновационных формах и принципах организации общевоспитательной деятельности в контексте поставленных задач и целей.

Примером может служить план-таблица воспитательной деятельности классрука, которая составлена на базе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся:

Пример шапки таблицы:

План работы классного руководителя

На этапе выводов стоит сказать, что планово-прогностическая функция классрука по ФГОС продемонстрирует свою эффективность только в том случае, если педагог поставит своей целью формирование благоприятных психолого-педагогических условий для построения социальной активной позиции у школьников с учетом инноваций социокультурного развития региона и многообразия традиций.

Добиться результативности создания такой среды невозможно без реализации ряда положений:

  • формирование цели и задачи воспитательной работы классного руководителя в детском коллективе, основываясь на национальных ценностях и национальном общевоспитательном идеале;
  • ориентирование воспитательного процессе на личности школьника, насыщение воспитательного процесса общечеловеческими проблемами;
  • построение общевоспитательного процесса, не как комплекса мероприятий, а в форме целостной системы взаимодействия социальных партнеров, родителей, учителей и учащихся;
  • ориентирование воспитания и духовно-нравственного развития учащихся в контексте национальной и мировой культуры, социального многообразия;
  • поддержка самобытности и индивидуальности детей, помощь в развитии субъективных качеств;
  • повышение профессиональных навыков и знаний, педагогической культуры в контексте труда над педагогической компетентностью. 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя". Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль