План работы классного руководителя

18171

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает задачи системы организации воспитательного процесса.

  • Она должна облегчать процесс преодоления подростковых сообществ от аналогичных сообществ младших школьников и взрослых, гарантировать своевременную и всеобъемлещую социализацию.
  • План воспитательной работы классного руководителя должен учитывать особенности психологии детей - подростков.
  • Подростковый период не спроста называют переходным, поскольку в социальном аспекте он является неким переходом от детства к взрослению, появлению ответственности и самостоятельности. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Образовательное учреждение выступает не только в роли носителя педагогической культуры, но и является социальным объектом, выполняющим функцию воспитания, активно учавствует в социализации подростков, объединяя старания педагогов, родителей, учащихся и социальных партнеров.

В этом контексте следует придерживаться принципов системности в организации воспитательных технологий в работе классного руководителя с классом. 

План воспитательной работы классного руководителя

План воспитательной работы классного руководителя лежит в основе управления коллективом класса. Классный руководитель в качестве воспитателя, в ходе планово-прогностической деятельности, подбирает наиболее эффективные варианты осуществления поставленных целей, посредством использования  целого комплекса средств, мер и способов воздействия. Все это позволяет педагогу, руководящему классом, активизировать детский коллектив, перевести его на более совершенный уровень.

Образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом представляет собой комплекс мер, распределенных между исполнителями с четко оговоренными сроками, согласно задачам и целям. Классруку необходимо осуществлять научную организацию труда – заниматься планированием деятельности, выполнять свои обязанности согласно плану на основе научно проверенных методов и форм, календарного планирования

План работы классного руководителя позволяет ему:

  • Ознакомиться с коллективом класса, уровнем процесса воспитания в нем, изучить окружающие условия;
  • Выделить цель усовершенствования классной системы воспитания, тактические и стратегические задачи;
  • Выбрать средства и содержание, методы и формы организации, воспитательный план классного руководителя;
  • Оценивать и давать прогнозы результативности руководства над коллективом детей, корректируя развитие коллектива класса и каждого субъекта системы воспитания в школе.  

План воспитательной работы: управление в действии

Управленческая деятельность классрука тесно связана с планированием и осуществлением ряда функций: 

  • Аналитика общевоспитательной деятельности на прошлый учебный год с выделением педагогических проблем. 
  • Постановка цели и задач, воспитательных технологий в работе классного руководителя. 
  • Выбор мер, помогающих реализовать поставленные задачи и цели. 
  • Определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования:

  • коллегиальность.
  • системность.
  • целенаправленность.
  • принцип системного контроля.
  • принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования.
  • принцип сочетания государственных и общественных начал.

В современной школе используются следующие образцы планов воспитательной работы классного руководителя с классом:

  1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).
  2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
  3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
  4. План организации внеурочной деятельности обучающихся.
  5. План воспитательного мероприятия.
  6. План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем коллектива детей.
  7. План действий по развитию индивидуальности обучающихся.

План воспитательной работы: технологии создания

Технология разработки образца плана воспитательной работы классного руководителя предусматривает предварительные действия. Педагог-воспитатель должен изучить внешнюю и внутреннюю информацию, прежде чем приступать к планированию общевоспитательного процесса. 

  • К внешней информации относят нормативно-правовые документы, в которых содержатся ключевые вопросы касаемо воспитания детей, научно-педагогическая литература по методике планирования, внедрения воспитательных технологий в работе классного руководителя, календаря знаменательных дат.
  • К внутренней информации относят образовательную программу школы, программу развития системы воспитания в школе, перспективный план воспитательной деятельности, годовую циклограмму мероприятий, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.

Помимо обработки информации, классруку стоит сделать коллективный анализ воспитательной среды класса и коллективное планирование. В результате педагогический работник сможет корректно сформулировать задачи и цели развития общевоспитательной системы, определить список мероприятий и дел, актуальных для решения задач, – это и будет проектом плана воспитательной работы классного руководителя 8 класса или 11 класса. Когда проект сформирован, нужно уточнить сроки и наметить исполнителей. 

На финальном этап классрук определяет форму представления и образец плана воспитательной работы классного руководителя 8 класса, оформляет его в документ, один экземпляр которого сдает заместителю руководителя школы по воспитательной деятельности. 

Обрацез плана воспитательной работы классного руководителя: коллективное планирование

Коллективное планирование (п. 3) допускается в различных формах, включая, классные часы "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", в форме письменного опроса, анкетирования, конверта предложений, "мозгового штурма" и прочих. Образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом подтвреждает, что пользуется популярностью игра "От любви до ненависти". 

Цели игры:

  • определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;
  • развить умения учащихся заниматься в группе.

Задачи:

  1. создания и развитие коллектива учащихся;
  2. построение системного взаимодействия с классом;
  3. формирование положительных психолого-педагогических условий для построения нравственного формирования личности школьников, самоутверждения, сохранения неповторимости, стимулировании способностей; 
  4. создании системы взаимоотношений одноклассников посредством использования разных форм общевоспитательной деятельности; 
  5. защита интересов и прав учащихся;
  6. создание гуманных отношений между детьми в классе, учащимися и педагогами; 
  7. стимулирование здорового образа жизни;
  8. симулирование духовных ориентиров и нравственных смыслов у детей; 
  9. формирование творческой и социально значимой деятельности детей. 

Данная игра упрощает аналитическую деятельность по оценке и планированию, и позволяет сформулировать цели и задачи воспитательной работы классного руководителя.

Инструкция для учащихся:

  • Катя говорит, что очень любит школу, а вот Саша терпеть не может уроки: ему в школе скучно.
  • Следует выяснить, что радует коллектив класса, что является для него интересным, а что скучным?
  • Для этого достаточно выделить 10 минут на то, чтобы учащиеся составили два списка: интересное и скучное в школе.
  • Затем еще 10 минут нужно потратить на объединение списков отдельных групп детей, а после обсудить списки и подумать над тем, как сделать классную жизнь увлекательнее и интереснее. 

После координации дел и мероприятий (п. 6) классрук составляет план действий (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:

  • Характеристика класса (на диагностической основе).
  • Цели и задачи воспитательной работы классрука (поставленные исходя из анализа общевоспитательной деятельности за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
  • Формы и методы воздейсвтия (образец плана воспитательной работы классного руководителя с классом).
  • Индивидуальная деятельность (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:

I. Общие сведения о коллективе учащихся. История его формирования.

  1. Количество обучающихся.
  2. Из них мальчиков.
  3. Из них девочек.
  4. Возрастной состав.
  5. Число второгодников.
  6. Были ли слияния с другими классами.
  7. Смена классрука.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

  1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
  2. Взаимопомощь.
  3. Дисциплина на уроках.
  4. Отрицательные моменты в учебной работе.
  5. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

  1. Заинтересованность в спортивных секциях, кружках, экскурсиях. 
  2. Классные традиции.
  3. Занятость класса в жизни школы.
  4. Социально полезная деятельность, труд в классе и школе.
  5. Степень воздействия родителей на класс.
  6. Социально неблагополучные семьи.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

  1. Актив класса, его деятельность.
  2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
  3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

  1. Степень сплоченности.
  2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
  3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
  4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

VI. Обобщающие выводы.

  1. Развитость коллектива.
  2. Состояние эмоционального фона в классе.
  3. Дисциплинированность.
  4. Выделение ключевых недостатков организации классной жизни, конфликтных ситуаций и принципы их преодоления. 

Если составить характеристику класса по такому принципу, классный руководитель может более точно и конкретно обосновать цели и задачи процесса воспитания. Только при наличии удобной формы реализации воспитательного плана классного руководителя может стать рабочим документом. 

Опыт показывает, что графическое планирование является наиболее наглядным и эффективным. Образец плана воспитательной работы классного руководителя 8 или 5 класса в виде графика показывает цели, задачи, способы и средства воздействия на коллектив класса. Нельзя забывать о:

  • Традиционных для учебного года задачах, которые характеризуют особенности деятельности, а также годовую циклограмму;
  • Принципах функционирования образовательной организации, классных традициях;
  • Инновационных формах и принципах организации общевоспитательной деятельности в контексте поставленных задач и целей.

Примером может служить план-таблица воспитательной деятельности классрука, которая составлена на базе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся:

Пример шапки таблицы:

План работы классного руководителя

На этапе выводов стоит сказать, что планово-прогностическая функция классрука по ФГОС продемонстрирует свою эффективность только в том случае, если педагог поставит своей целью формирование благоприятных психолого-педагогических условий для построения социальной активной позиции у школьников с учетом инноваций социокультурного развития региона и многообразия традиций.

Добиться результативности создания такой среды невозможно без реализации ряда положений:

  • формирование цели и задачи воспитательной работы классного руководителя в детском коллективе, основываясь на национальных ценностях и национальном общевоспитательном идеале;
  • ориентирование воспитательного процессе на личности школьника, насыщение воспитательного процесса общечеловеческими проблемами;
  • построение общевоспитательного процесса, не как комплекса мероприятий, а в форме целостной системы взаимодействия социальных партнеров, родителей, учителей и учащихся;
  • ориентирование воспитания и духовно-нравственного развития учащихся в контексте национальной и мировой культуры, социального многообразия;
  • поддержка самобытности и индивидуальности детей, помощь в развитии субъективных качеств;
  • повышение профессиональных навыков и знаний, педагогической культуры в контексте труда над педагогической компетентностью. 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя". Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль