Арт-терапия – помощь в адаптации школьников начальных классов

16360

Существенную помощь в работе с детьми в период адаптации к школе оказывает использование приемов арт-терапии. В МОУ "Гимназия № 42" г. Пензы разработана программа "Цветной мир" для детей, посещающих школу раннего развития, и первоклассников. В программе содержатся приемы арт-те­рапев­тических методик. По итогам работы по программе специалисты образовательного учреждения отметили снижение у детей уровня тревожности, психоэмоционального напряжения и повышение интереса к занятиям.

  • Тренинговые занятия
  • Коррекционно-развивающая программа "Цветной мир"
  • Блоки программы и их направленности
  • Особенности арт-терапевтических занятий
  • Приемы арт-терапии в работе с детьми
  • Основные принципы арт-терапевтических занятий
  • Материалы к занятиям
  • Преимущества арт-терапии перед другими формами работы
  • Эффективность программы
  • Тематический план занятий коррекционно-развивающей программы "Цветной мир"

Гимназия – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

Гимназическая среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.

Задачи психолога в работе с младшими школьниками:

  • помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
  • развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
  • сохранить познавательные интересы;
  • преодолеть негативные представления о собственной личности.

Тренинговые занятия в начальной школе

Основная форма работы психолога в МОУ "Гимназия № 42" г. Пензы – тренинговые занятия, которые являются разновидностью активного обучения, позволяют самостоятельно формировать навыки и умения, учебную деятельность, развивать способности познания и понимания себя и других в процессе работы.

Для удобства организации тренинговой работы в гимназии создана комната психологической разгрузки, где имеются игровые модули, батут, наборы мягких игрушек, эмоциональные экраны и другое оборудование, помогающее детям в спокойной обстановке снять психоэмоциональное напряжение, настроиться на определенную деятельность, получить заряд бодрости, выполнить специальные упражнения. Здесь проходят тренинговые занятия в период адаптации с первоклассниками, детьми школы раннего развития, индивидуальные и групповые занятия с младшими школьниками.

Коррекционно-развивающая программа "Цветной мир"

Коррекционно-развивающая программа для школьников "Цветной мир" (далее – программа) разработана специально для детей, посещающих школу раннего развития, и первоклассников и включает ряд арт-терапевтических методик.

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Коррекционно-развивающая программа составлена по блокам, каждый из которых помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях.

Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

Практическая работа в рамках программы позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Ритуал начала занятия, приветствие помогают нормализовать общую атмосферу в группе, настроить детей на работу.

Блоки программы и их направленности

Каждый блок программы имеет определенную направленность:

  • 1-й блок: работа с песком и цветной манкой способствует снижению психофизического напряжения, развитию тактильной чувствительности, расслаблению, активизации интереса к деятельности;
  • 2-й блок: музыка, живопись, лепка из теста помогают формировать у детей умение распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;
  • 3-й блок: путешествие в волшебный мир позволяет детям расслабиться, способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира;
  • 4-й блок: развитие креативности средствами монотипии, коллажа способствуют снятию мышечного напряжения, развитию функций правого полушария.

Особенности арт-терапевтических занятий

В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части:

  • невербальная, творческая, неструктурированная, основное средство самовыражения в которой – цветной рисунок;
  • вербальная, более структурированная: каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.

Предпочтение отдается групповым формам работы, т. к. групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки, навыки принятия решений, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности.

Структура занятия может быть следующей. Начинается оно с приветствия, далее педагог выявляет общую атмосферу в группе, настраивает всех на работу. Потом проводится актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Представляется разработка темы в музыке, движениях, образах, дети играют в рамках заданной темы, участвуют в мини-беседах. После второго этапа начинается индивидуальная, групповая изобразительная работа. Затем следует этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации), рефлексивный анализ и ритуал окончания занятия.

Приемы арт-терапии в работе с детьми

Работа ведется с помощью приемов арт-терапии, в которых акцент делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, скульптуру и прочие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно в работе с маленькими детьми.

Дети играют с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Их не учат рисовать. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение.

Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.

Основные принципы арт-терапевтических занятий

  • поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой,
    а не с другими детьми;
  • не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
  • применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо
    от содержания, формы и качества;
  • не утомлять занятиями;
  • использовать определенный ритуал занятия.

Материалы к занятиям

Выбор учеником начальной школы материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.

Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.

Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.

Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.

Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений.

Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению.

Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.

Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.

Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми. Она широко применяется для коррекции фобий.

Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Для групповых рисунков используется обойная бумага. Также требуются дополнительные материалы: ножницы, клей ПВА, посуда для воды, составляющие для коллажа.

Далее представлен тематический план занятий коррекционно-развивающей программы "Цветной мир".

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы

  • в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
  • арт-терапия для младших школьников является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
  • она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
  • является средством свободного самовыражения;
  • вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
  • основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Макс Люшер (1923 г. р.) – один из самых известных психологов и психотерапевтов. В процессе обучения в университете М. Люшер много экспериментировал с цветами и пришел к выводу, что цветовое тестирование во многом превосходит обычное вербальное. Его концепция и идеи получили широкое распространение только после 1949 г., когда он с успехом защитил свой диплом по теме "Цвет – это инструмент диагностики". В этом дипломе он разработал свой всемирно известный цветовой тест, который впоследствии был переведен почти на 30 языков мира. Книги М. Люшера стали мировыми шедеврами в области психологии.

Эффективность программы

Эффективность работы по программе была подтверждена результатами исследований. Было отмечено:

  • проявление у детей позитивного образа "Я";
  • повышение уровня уверенности в себе;
  • снижение эмоционального напряжения;
  • установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;
  • развитие:
    – умения выражать свои эмоции и чувства;
    – навыков межличностного общения;
    – способности к рефлексивной деятельности;
    – познавательного интереса.

Тематический план занятий коррекционно-развивающей программы "Цветной мир"

Приложение

1 2
Тема, содержание занятия Форма работы
Работа с песком и манкой (5 ч)
"Здравствуй, песок" – снижает психофизическое напряжение, развивает моторику пальцев
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия: прикоснись ладошкой; погладь по плечу; поздоровайся улыбкой; скажи приятные слова всем детям; воздушный поцелуй и др.) "От чистого сердца, с любовью – здравствуйте!".
  2. Создание доверительной обстановки. Упражнение "Знакомство". Правило: подружись с песком.
  3. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Песочный дождик", "Песочный ветер".
  4. Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками.
  5. Этап вербализации: "Сказка о том, как мы подружились…".
  6. Ритуал окончания занятия – "Похвали себя за работу"
"Необыкновенные следы" – развивает тактильную чувствительность, воображение
  1. Ритуал начала занятия (улыбнись всем ребятам, пожелай хорошего настроения).
  2. Создание доверительной обстановки. Упражнение "пальчиковая гимнастика".
  3. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Здравствуй, песок", "Необыкновенные следы", "Узоры на песке".
  4. Индивидуальная работа с песком и "бросовым" материалом (пуговицы, бусинки, трафареты и др.).
  5. Этап вербализации: "Песочный круг" (использование техники активного воображения).
  6. Ритуал окончания занятия – рефлексия
"Царство песчаных человечков" – снимает эмоциональное напряжение, развивает тактильную чувствительность, образное мышление
  1. Ритуал начала занятия. "Здороваемся пальчиками, локтями, спинками".
  2. Создание доверительной обстановки: Упражнение "Кричалки", "Песочный дождик".
  3. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Приход песчаного человечка, "Здравствуй, песок", "Игры волшебника", "Секретное задание кротов".
  4. Индивидуальная работа с песком и мелкими игрушками: "Песочные прятки", "Кто спрятался".
  5. Этап вербализации: "Сказка о песчаных человечках".
  6. Ритуал окончания занятия – рефлексия. "Выставка песчаных человечков"
"Радость" – работа с цветной манкой; развивает эмоции, коммуникативные навыки, творческое воображение
  1. Ритуал начала занятия "Круг".
  2. Создание доверительной обстановки: Упражнение "Знакомство" (о чем расскажет цвет?).
  3. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Игры волшебника", "Краски моего настроения", проговаривание своих чувств.
  4. Индивидуальная работа с цветной манкой.
  5. Этап вербализации: "Моя радость!".
  6. Ритуал окончания занятия – "Радуемся вместе!"
"Нарисованная сказка" – работа с цветной манкой; создает положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия, развивает коммуникативные навыки, творческое воображение
  1. Ритуал начала занятия "Круг".
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Знакомство", "Волшебные краски".
  3. Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Игры волшебника", "Краски моего настроения".
  4. Индивидуальная работа с цветной манкой "Сказочный друг".
  5. Коллективная работа с цветной манкой "Полянка для сказочных друзей".
  6. Этап вербализации: "Нарисованная сказка" (метод преобразования).
  7. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
Краски, карандаши, пластилин (6 ч)
"Новогодние эмоции" – расширяет представления детей

о чувствах; помогает соотносить цветовую гамму с образом, показывает художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств

  1. Ритуал начала занятия "Новогодние пожелания друзьям".
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Четыре стихии".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  4. Упражнения "Новогодние краски", "Музыка зимнего леса", "Танец радости", "Краски моего настроения".
  5. Коллективная работа с красками.
  6. Этап вербализации: драматизация "В стране новогодних эмоций".
  7. Ритуал окончания занятия – оформление работ для выставки
"Пугающая маска" – способствует развитию доверительной обстановки в группе; помогает детям в материализации чувства страха, учит рефлексивным действиям
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Превращения", "Пугалки".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Волшебные очки", "Пугающая музыка", "Краски страха".
  4. Индивидуальная работа с масками.
  5. Этап вербализации: сублимация страха, игры с масками, проговаривание чувств.
  6. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
"Веселые и грустные кляксы" – учит распознавать чувства и эмоции; стимулирует их проявление; развивает наблюдательность и активность
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Веселые и грустные гномики".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти".
  4. Индивидуальная работа "О чем расскажет моя клякса?".
  5. Этап вербализации: проговаривание чувств, создание волшебства "Сказка моей кляксы ".
  6. Ритуал окончания занятия – оформление работ для выставки
"Волшебные зеркала" – формирует положительную "Я-концепцию", самопринятие, уверенность в себе, снижает тревожность, выявляет положительные черты личности
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Волшебная палочка", "Кричалки".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  4. Упражнения "Волшебные очки", "Превращения", "Шляпа героя ".
  5. Индивидуальная работа: "Я в волшебном зеркале".
  6. Этап вербализации: метод личностной перспективы, рассказ о себе.
  7. Ритуал окончания занятия – рефлексия
"Танец радости" – продолжает учить детей распознавать чувства и эмоции и передавать их движением и живописью, развивает умение управлять телом
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Круг друзей", "Гусеница".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Танцы-противоположности", "Передай настроение", "Музыка и движения радости", "Краски радости".
  4. Работа в парах "Повтори движение".
  5. Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто).
  6. Этап вербализации: метод вербальной и невербальной коммуникации.
  7. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
"Скульптура гнева" – учит распознавать и изображать в скульптуре "гнев"; способствует элиминации гнева, активизирует ассоциации детей
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Перо феи", "Гусеница".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Танцы-противоположности", "Передай настроение движением", этюды "Я сердит…", "Гнев".
  4. Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто).
  5. Этап вербализации: метод вербальной и невербальной коммуникации, преобразования гнева, создание волшебства.
  6. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
Путешествие в волшебный мир (2 ч)
"Рисуем волшебный мир" – учит осознанию своего самочувствия, способствует снижению эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, развитию творческой личности
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия в кругу).
  2. Релаксация: "Мы волшебники".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных ощущений. Методы активного воображения: "Воображаемое путешествие", "Заколдуй и расколдуй".
  4. Индивидуальная работа: создание волшебного мира.
  5. Этап вербализации: сказка о моем волшебном мире.
  6. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
"Цветочный волшебный мир" – помогает в раскрытии внутреннего мира, снятии эмоционального напряжения, развитии творческой личности
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия в кругу).
  2. Релаксация: "Самое лучшее место".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных ощущений. Методы активного воображения: "Воображаемое путешествие", "Волшебные краски".
  4. Индивидуальная работа: создание цветочного волшебного мира.
  5. Этап вербализации: сказка о цветочном волшебном мире.
  6. Ритуал окончания занятия – рассказ о своих ощущениях
Монотипия, коллаж (2 ч)
"Волшебные превращения" – монотипия – помогает в развитии умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ, снижении психоэмоционального напряжения, повышении уверенности в себе, развитии творческой личности
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений.
  3. Создание монотипии: игры с красками, волшебные заклинания.
  4. Конкретизация увиденного образа, придумывание названия.
  5. Этап вербализации: использование техники активного воображения, метода личностной перспективы, вербальной и невербальной коммуникации.
  6. Рефлексивный анализ: рассказ об ощущениях, оформление работ для выставки.
  7. Ритуал окончания занятия
Коллаж "Сказочная птица" – способствует расслаблению, снятию мышечного напряжения, развитию креативности, способности к абстрактному мышлению детей
  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  3. Создание фона для коллажа.
  4. Свободное творчество.
  5. Этап вербализации (вербальные и невербальные коммуникации).
  6. Рефлексивный анализ.
  7. Ритуал окончания занятия

В.И. Потапова, педагог-психолог МОУ "Гимназия № 42", г. Пенза

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль