Аттестация педагогических работников (по состоянию на 2008 год)

5461

Одна из главных проблем, характеризующих развитие современной системы образования, – это объективное противоречие между новыми целями школы и традиционными средствами организации педагогического процесса. Сегодня необходимы иные педагогические взаимоотношения и новая система оценки успешности образовательной деятельности.

Усовершенствованная технология аттестации отражает механизм, в котором с помощью экспертов в исследовательскую работу различного уровня и характера включено большинство педагогов и учреждений. Эта модель аттестации поможет:

  • создать в школе благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого;
  • выявить профессиональную компетентность педагогов, сделать уровень профессионализма каждого учителя проявленным для самого себя и окружающих;
  • наметить перспективы профессионального роста педагогов.

Такая технология содержит в себе перспективы принципиально новой в аттестации психологической составляющей, которая должна помочь не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.

Если говорить об аттестации работников не являющихся педагогами и педработников как об одной из составляющих управления образовательным процессом, то она должна быть ориентирована на следующие цели:

  • выявление реального уровня компетентности педагогического работника, руководителя;
  • реализацию личностно ориентированных моделей оценки, расширение мотивационной сферы деятельности;
  • развитие системы проектирования личностных достижений педагогов.

Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности педагога, руководителя, подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать главным образом достижения педагогов и учреждения.

В процессе аттестации главная задача диагностики деятельности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желаний самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

И если мы говорим об аттестации, то прежде всего необходимо, чтобы она из многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях. Встают вопросы: как создать условия для того, чтобы учитель сам захотел измениться? Как организовать аттестацию, чтобы она стала инструментом саморазвития? Как будет выглядеть механизм оказания учителю психологической помощи, исходя из того, что ее содержанием должна быть коррекция его собственной активности в сторону этого развития?

Одна из основных целей аттестации состоит в постепенном формировании у аттестуемых внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Такая цель соответствует целям образования, закрепленным Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”.

Непрерывность – качественная характеристика аттестационного процесса. Должен действовать принцип “сопровождения” учителя на протяжении всего образовательного маршрута. Это произойдет только в том случае, если для аттестуемого личностное развитие станет более важным, чем нормативный результат, определяемый традиционными методами контроля. Таким образом, результаты аттестации должны быть личностно значимы для учителя. Он должен испытывать потребность в том, чтобы его оценивали в соответствии с принятыми критериями, и доверять этим критериям. Кроме этого он должен ориентироваться в существующих системах оценок и быть знаком с организационной стороной аттестации. В ходе аттестационного процесса учитель получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности (“ситуация успеха”). Постоянно осуществляется самооценка учителя, которая входит в структуру аттестационного процесса.

Эта самооценка многоаспектная, т. е. одновременно является:

  • результативной – учитель самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели;
  • аналитической – учитель анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме этого он может оценивать эффективность своей работы за определенный период:
  • рефлексивной – предметом оценки являются собственные чувства и эмоции учителя, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом;
  • прогностической – учитель способен наметить перспективы своих достижений.

При этом аттестация педагогических работников должна быть связана с комфортностью образовательной среды. Под комфортностью следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.

В настоящее время пересматриваются психологические принципы организации аттестации. Аттестационная процедура большинством учителей часто воспринимается как стрессовая, что находит свое отражение в отношении к аттестации.

Чтобы избежать стресса, учителю необходимо заранее начать подготовку к аттестации. Состояние готовности включает в себя несколько компонентов:

интеллектуальный – понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз ее успешности;

  • эмоциональный – уверенность в успехе, чувство ответственности;
  • мотивационный – интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу;
  • волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.

Между тем в предаттестационной деятельности формирование готовности к самому факту аттестации осложняется тем, что разные компоненты состояния готовности могут иметь противоположную направленность. Так, между интеллектуальным и эмоциональным компонентами могут возникнуть дисгармоничные отношения. Например, в практике аттестации хорошо известны случаи, когда аттестуемые педагоги не могли качественно провести заранее подготовленные занятия, и это происходило не в силу низкого уровня интеллектуального компонента, а по причине чрезмерной тревожности, невозможности овладеть своим эмоциональным состоянием. Учитель понимает, что присутствующий на уроке эксперт преследует цель оценить уровень компетентности педагога, а также отметить характер взаимоотношений педагога с детьми. Кроме того, учитель прогнозирует вероятность того, что эксперт в целях уточнения своей оценки, сделанной на основе наблюдений на уроке, может задать учителю или детям вопросы, касающиеся организации учебно¬воспитательного процесса. И если педагог не готов к такому повороту событий, то ожидание этого может вызвать у него чрезмерную тревожность, которая может перейти в панику, совершенно парализующую способность педагога провести занятие обычным для него образом. Итак, аттестация осложняется определенными трудностями и проблемами, среди которых можно выделить следующие:

  • неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности;
  • неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психические барьеры;
  • недостаточное понимание как своих индивидуально­психологических особенностей, так и особенностей учащихся и неумение их учитывать.

В силу этого одной из самых важных задач аттестации должна стать профилактика и снятие стрессового состояния аттестуемых. Эксперт, используя свою психологическую компетенцию, должен разобраться в состоянии педагога и сделать соответствующие выводы при отборе средств и методов работы с ним.

Система аттестации является механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования. Новая модель аттестации предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере образования.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений должна способствовать:

  • развитию профессиональной культуры педагогических и руководящих работников;
  • ориентации педагогических кадров на освоение современных психолого­педагогических, информационных технологий;
  • апробации современных образовательных моделей;
  • инициации и реализации профессионально­личностного потенциала работников системы образования;
  • повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений.

Накопленный опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что при изучении профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими основными требованиями диагностики:

  1. Изучение профессиональной компетентности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.
  2. Оценка профессионально­педагогической компетентности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими¬либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.
  3. Диагностика профессиональной компетентности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
  4. Изучение профессионально­педагогической компетентности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального роста.
  5. Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования, профессионального роста – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Изучение работы педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:

  1. Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.
  2. Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех педагогических и руководящих работников.
  3. При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.

Рассматривая аттестацию как процесс, результатом которого является объективное заключение об уровне (качестве) педагогической деятельности работника, сделанное на основании сопоставления современных требований с достигаемыми педагогическими результатами и выводов по итогам самодиагностики специалиста и всестороннего изучения, измерения, анализа и оценки его профессиональной деятельности, необходимо подчеркнуть ее важную функцию – создание условий для профессионального роста преподавателя на основе повышения качества его деятельности.

Сразу следует добавить, что всякая аттестация основана на экспертной оценке, а следовательно, есть субъективный акт, опирающийся на сопоставление оцениваемого объекта с условно принятым идеальным аналогом. Целью аттестации является установление реального уровня деятельности педагога и обеспечение условий для перевода его на более высокий уровень деятельности в результате оценки степени соответствия достигнутого уровня нормативному требованию.

Изучив и обобщив материал по данному вопросу, специалисты Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы разработали проект требований ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов (педагогических работников) (приложение 1).

Приложение 1

Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов
(педагогических работников)
(проект)

БЛОК 1. Требования, предъявляемые к аттестуемому по стажу, образованию, переподготовке

1.1. Стаж работы в должности

  • Не менее 1 года
  • Не менее 2 лет
  • Не менее 3 лет

1.2. Образование

  • Среднее профессиональное или высшее
  • Высшее профессиональное или в исключительных случаях (при наличии высоких результатов профессиональной деятельности) среднее профессиональное
  • Высшее профессиональное

1.3. Курсы повышения квалификации

Обязательны каждые 5 лет (для педработников со стажем до 10 лет – не менее 72 ч, со стажем от 10 лет и свыше – не менее 144 ч).

Если педработник не имеет профильного педагогического образования, то обязательны либо годичные курсы МИОО, либо двухгодичная переподготовка МИОО.

Если за межаттестационный период педработник защитил кандидатскую или докторскую диссертацию по профилю своей педагогической деятельности, то это равноценно курсам повышения квалификации

1.4. Участие в различных мероприятиях

  • Образовательного учреждения и округа
  • Округа, города
  • Города, РФ, на международном уровне

БЛОК 2. Профессиональный уровень

2.1. Знание теоретических и практических основ предмета. Специальная подготовка (теоретическое знание преподаваемого предмета, умение его преподавать), профессиональное самообразование педагога

Отвечает общим требованиям тарифно­квалификационной характеристики (ТКХ), предъявляемым к занимаемой должности. Работает (преподает, обучает, воспитывает) по стандартизированной программе, методике, дидактической системе. Имеет глубокие знания по преподаваемому предмету. Знает свой предмет сверх программы, свободно ориентируется в современных образовательных программах, учебниках, выбор их осуществляет осознанно. Читает дополнительную литературу по предмету, изучает методическую литературу, ведет активную работу в методическом объединении ОУ, посещает открытые уроки своих коллег в ОУ, транслирует свой опыт работы в ОУ (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю II квалификационной категории по ТКХ к занимаемой должности. Работает по программам и технологиям повышенной сложности (углубленное изучение предмета, коррекционно-адаптивное обучение и воспитание; новые технологии). Имеет глубокие и разносторонние знания по содержанию своего предмета и смежных дисциплин, самостоятельно изучает передовой педагогический опыт, активно знакомится с опытом работы коллег ОУ, округа, транслирует свой педагогический опыт коллегам ОУ, округа (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю I квалификационной категории. Имеет глубокие и всесторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

В рамках своего предмета ведет исследование и прогнозирует интеллектуальные возможности учащихся, активно делится опытом работы с коллегами города, РФ (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.), всерьез и активно занимается профессиональным самообразованием, поисково-исследовательской работой, выходящей за рамки узкопрофессионального интереса.

Работает по программам и технологиям высокой сложности (профилированная образовательная программа по предмету или интегрированному курсу по области знаний; по авторской технологии и программе)

2.2. Знание современных достижений в методике (методическая подготовка)

Работает по готовым методикам и программам обучения; умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания, воспитания.

В опыте работы использует различные педагогические методы и приемы обучения.
Владея набором методик и технологий, их отбор осуществляет применительно к имеющимся конкретным условиям: учитывает в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (варьирует готовые, разработанные другими программы и методики обучения, воспитания, выбирает из них те, которые больше всего подходят той или иной группе учащихся). Имеет не менее одной методической разработки, созданной за межаттестационный период Использует в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие личности, интеллекта, физическое развитие, вносит в них при необходимости коррективы.
Используя широкий набор методов, приемов и средств обучения, владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; варьирует готовые, разработанные другими методики и программы. Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения избранными для работы методиками.

Имеет не менее двух методических разработок, созданных за межаттестационный период Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные программы и методики. Ведет самостоятельный постоянный поиск возможных (авторских) приемов и способов обучения и воспитания, умеет оптимально отбирать методы, средства, формы обучения и воспитания на основе личностно­ориентированного подхода, умеет поддерживать устойчивый интерес к предмету у большинства обучающихся, воспитанников.

Имеет не менее трех научно-методических разработок, созданных за межаттестационный период

2.3. Умение анализировать свою деятельность

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств

Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает ее и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации

2.4. Знание новых педагогических концепций, знание и применение новых педагогических идей, подходов, технологий

Знает современные отечественные и зарубежные технологии обучения и воспитания; владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями

Владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

Ведет опытно-экспериментальную работу, обобщает собственный педагогический опыт (опыт может быть представлен в статьях, публикациях самого педагога и представленный кем­то, также опыт может быть представлен на семинарах, конкурсах, конференциях и т. д.) Разрабатывает и использует в своей практической деятельности собственные оригинальные программы и методики, методические (научно-исследовательские, научно¬методические и др.) разработки в виде учебных материалов, обеспечивающих индивидуально­ориентированное обучение; создает условия для самообразования и развития творческих возможностей обучающихся и воспитанников.

Разрабатывает новые педагогические технологии обучения и воспитания, ведет активную работу по их апробации; участвует в исследовательской, экспериментальной и инновационной работе, самостоятельно публикуется, имеет по своим разработкам внешние рецензии.

Создает благоприятную среду развития ребенка на основе собственных разработок, имеет в наличии авторские пособия, игры, оригинальные средства обучения и воспитания

2.5. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника

Ориентируется в современных психолого­педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности. Способен принимать решение лишь в типичных ситуациях

Свободно ориентируется в современных психолого­педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности. Способен быстро подсознательно избрать оптимальное решение

Использует различные формы психолого­педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях

БЛОК 3. Результативность профессиональной деятельности

3.1. Владение способами индивидуализации обучения

Учитывает при взаимодействии с обучающимися и воспитанниками индивидуальные особенности их развития; осуществляет дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей и интересов, состояния здоровья обучающихся и воспитанников. Знает методы диагностики уровня их интеллектуального и личностного развития.

В совершенстве владеет способами фронтальной работы с обучаемыми и воспитанниками и успешно демонстрирует (лекции, комбинированные занятия, вводные занятия, уроки обобщения и закрепления образовательной информации и новых способов деятельности и т. д.)

Владеет приемами и способами дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Демонстрирует ориентированные на организацию работы в группах способы профессионально­педагогической деятельности. Владеет фронтальными и групповыми способами работы (обобщающие занятия, практические или лабораторные работы, коллоквиумы, семинары, ролевые, сюжетно­ролевые, имитационные игры, организационно-деятельностные игры и т. д.).

Создает благоприятные условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся и воспитанников.

Владеет средствами элементарной диагностики (распознавания) индивидуальных особенностей обучаемых, реализует их при осуществлении индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам Демонстрирует индивидуально­ориентированные способы профессионально­педагогической деятельности. Владеет в совершенстве и умеет оптимально применять:

фронтальные способы работы, групповые способы работы, индивидуальные способы работы (диагностирование наличия способов деятельности у обучаемого или воспитанника, организация учебно-исследовательской, творческой работы обучаемых или воспитанников, индивидуальная консультация, индивидуальный тренинг (у доски, на рабочем месте обучающегося или воспитанника и т. п.)) с обучающимися и воспитанниками. Способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Умеет держать в поле зрения сильных, слабых, средних по уровню знаний учащихся; работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и слабыми детьми.

Использует средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей группы обучаемых или воспитанников при реализации индивидуального подхода

3.2. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся

Создает условия, формирующие мотив деятельности. Умеет увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Однако стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность учащихся сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Ведет активную коррекцию имеющейся среды развития ребенка Обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения и воспитания. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать обучаемых, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания учащихся сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.

Акцент на творческое развитие ребенка Обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность обучаемых и воспитанников. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал; внимателен к уровню знаний всех учеников. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

Акцент в работе – на самостоятельное создание среды развития ребенка

3.3. Работа по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков

Стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

Целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (самоконтроль в учении, рациональное планирование учебного труда, должный темп чтения, письма, вычислений). Соблюдает единые требования к устной и письменной речи: оформление письменных работ в тетрадях и дневниках (грамотность, аккуратность, каллиграфия)

3.4. Уровень обученности учащихся

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам по профилю педагогической деятельности для данного типа и вида образовательного учреждения. Обеспечивает устойчивый положительный результат; тщательно изучает критерии оценки, использует их знания на практике; объективен в оценке знаний учащихся. Учащиеся, воспитанники демонстрируют знания основ изучаемого предмета (показывают средние результаты по итогам контрольных работ, срезов, экзаменов), принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам по профилю педагогической деятельности и превышающий этот уровень в соответствии со спецификой муниципальной или региональной систем образования.

Учащиеся и воспитанники демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам срезов, проверочных работ, экзаменов. Являются призерами олимпиад, конкурсов, турниров на уровне округа и города Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам и превышающий этот уровень в соответствии со спецификой муниципальной или региональной систем образования. Учащиеся и воспитанники оптимально реализуют свои интеллектуальные, творческие возможности или близки к этому. Хорошо воспринимают, усваивают и воспроизводят пройденный учебный материал, демонстрируют глубокие и прочные знания в области теории и навыки решения практических заданий, способны включаться в самостоятельный познавательный поиск; показывают высокий устойчивый результат на олимпиадах, конкурсах, турнирах на уровне города, РФ, на международном уровне (за 3 года)

БЛОК 4. Коммуникативная культура

4.1. Коммуникативные и организаторские способности

Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг знакомств; отстаивает свое мнение; планирует свою работу, однако потенциал его склонностей не отличается высокой устойчивостью

Быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых; помогает близким, друзьям; проявляет инициативу в общении; с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий; способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Настойчив в деятельности, которая его привлекает

Испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней; быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе; инициативен, предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения; отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято. Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникации и организаторской деятельности

4.2. Способность к сотрудничеству с учащимися

Владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуации

Обсуждает и анализирует ситуации с учащимися и оставляет за ними право принимать решение самим. Умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное принципиальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению, а также готовность, открытость для дальнейших воспитательных воздействий учителя

Ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия и предвидит возможное их использование в общении. Воспитывает отношение понимания к чужим взглядам. Умеет обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся

4.3. Готовность к сотрудничеству с коллегами

Обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами

Старается выбрать по отношению к каждому из коллег такой способ обращения, где наилучшим образом сочетается индивидуальный подход с утверждением коллективистских принципов нравственности

Неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения: в любой ситуации координирует свои действия с коллегами

4.4. Готовность к сотрудничеству с родителями

Определяет педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей семьи, систематически сотрудничает с родителями и лицами, их заменяющими

Включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии

Налаживает контакт с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь сердечности, откровенности, взаимопонимания, чуткости

4.5. Педагогический такт

Обладает педагогическим тактом, некоторые его нарушения не сказываются отрицательно на отношениях с учащимися

Отношения с детьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив

4.6. Педагогическая культура речи

Знает элементарные требования к речи; специфику интонирования речи, темп речи соблюдает не всегда

Умеет ясно и логично выражать мысли в устном, письменном и графическом виде. Имеет богатый словарный запас, хорошую дикцию, правильную интонацию

В совершенстве владеет своей речью, словом, свободно владеет профессиональной терминологией

Д.И. Зернов,зам. руководителя Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся департамента образования г. Москвы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль