Индивидуальная работа с родителями

9222

Общение педагога с родителями школьников

Для всякого классного руководителя общение и индивидуальная работа с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.

Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: "О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…" А бывает и наоборот: "У, там такие мама и папа, слово сказать не успеешь – бегут жаловаться…" Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родственниками ученика?

Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родственников, когда важно построить индивидуальную работу с семьей, выполнять ее сопровождение и обследование. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.

наверх

Стереотипное мнение о школе и о родителях

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие мать с отцом – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родственниками учеников, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать мамам и папам.

наверх

Цель общения родителей и учителей

Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений.

Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились. (Мой девятый класс объяснил мне, что "большевики победили, потому что они знали, что делать, с какой целью и по какому плану".)

В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. В противном случае есть вероятность того, что столь дорогое для нас время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно мамам и папам, а решение проблемы так и не найдено, т. е. разговор не будет продуктивным. Важно правильно организовать индивидуальную работу с родителями в начальной школе. Прежде всего и вы, и родственники учеников должны быть уверены, что у вас будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече в точно назначенное время следует договориться заранее.

наверх

Информация, которую родители школьника должны знать

Отец и мать ученика должны знать:

1. Устав школы (хорошо, если он вывешен на стенде на первом этаже), в т. ч. о том, что отец и мать отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения в школе и т. д.

2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании):

  • обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы (этот момент следует подчеркнуть особо, отметив, что, откладывая решение вопроса, отец и мать должны понимать свою ответственность за все нарастающие “снежным комом” последствия!);
  • порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

3. По какой программе идет обучение. В начальной школе об этом часто сообщают на родительских собраниях, в средней – может сообщить учитель, если возникнут вопросы, это важный аргумент в ответ на возможные претензии: почему ребенка учат так, а не иначе.

4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на собрании заранее.

5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон образовательного учреждения, координаты классного руководителя (Увы! А где личная жизнь?..), приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.

И самое главное: родственники ученика должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.

Нередко, но весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами. Соблюдение вышеописанных правил информирования поможет избежать многих из них, а также построить эффективную индивидуальную работу классного руководителя с родителями в начальной школе. Но тем не менее то и дело в школу приходят отец или мать, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку.

Что в этом случае делать? Прежде всего вы должны помнить о том, что учебное учреждение – это место вашей работы, следовательно, бросить все и класс в 25 чел. ради встречи, о которой вас никто не удосужился предупредить, вы не имеете права (если, конечно, речь не идет о какой-то чрезвычайной ситуации). Разговор с эмоционально возбужденным и возмущенным родителем на пороге кабинета за 2 мин до звонка вряд ли будет целесообразным. Просто попросите подождать, мотивируя это и вашими рабочими обязанностями, и тем, что вы не договаривались о встрече заранее. Достаточно в этот момент лишь коротко выяснить суть вопроса, поблагодарить за визит, пообещать разобраться потом – эмоционально трудный разговор посреди рабочего дня лучше не начинать.

Итак, мы отложили разговор, но можно и избежать его, попросив родителя обратиться к тем, кто лучше разбирается в ситуации (если это возможно). В дальнейшем при обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы ни был возмущен отец или мать, речь идет о вашей работе и именно рабочими реалиями объясняется все, что вы делаете. Поэтому желательно избегать аргументов личных, а опираться на аргументы деловые.

Не стоит говорить:

"Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей". Лучше сказать: "Мы работаем по программе Иванова?Кузякина, утвержденной Департаментом образования. В соответствии с этой программой…", или же начать ответ, используя следующие выражения:

– Согласно Уставу школы…

– Дело в том, что в обязанность учителя согласно Закону РФ "Об образовании", входит…, а… не входит.

– Дело в том, что согласно Закону РФ "Об образовании" и Уставу школы (вы, наверное, читали у нас на первом этаже) в родительскую обязанность  входит…

– Этот вопрос не в моей компетенции, но я постараюсь выяснить все, что с этим связано и обязательно поставлю вас в известность.

– Я бы рада вам помочь, я вам сочувствую, но в соответствии с правилами…

– Я обязательно все проясню и сообщу вам о результатах.

Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь в основном о том, что личная ответственность учителя определяется существующими правилами, законами, т. е. решение вопроса передается в соответствующие инстанции. Тут есть один секрет: когда собеседник понимает, что лично от вас ничего не зависит, что и вы, и он вынуждены как?то приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему.

Понятно, что в таких ситуациях еще важнее, чем в обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том, как ее решить, т. е. что требуется делать. Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия и построения индивидуальной работы с родителями в начальной школе необходимо:

  • исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
  • фиксировать внимание при беседе с родственниками не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
  • убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;
  • объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;
  • создать доверительную атмосферу разговора;
  • вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т. е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;
  • быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов и терпения вам, коллеги!

Т.В. Быкова, психолог школы № 434, г. Москва

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения". Сайт журнала: http://edu.resobr.ru/



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль