Аттестация педагогических кадров школы

15657

Диагностика и оценка профессионального мастерства педагогов выступает средством повышения качества образования. Идея его повышения должна быть заложена в нормативной правовой базе аттестации. В ее процессе должно происходить выявление степени состоявшегося профессионального развития педагога, а присвоенная квалификационная категория должна свидетельствовать о реально достигнутом уровне педагогического мастерства, наличии профессионально необходимых педагогических способностей.

Диагностика и оценка профессионального мастерства педагогов выступает средством повышения качества образования. Идея его повышения должна быть заложена в нормативной правовой базе аттестации. В ее процессе должно происходить выявление степени состоявшегося профессионального развития педагога, а присвоенная квалификационная категория должна свидетельствовать о реально достигнутом уровне педагогического мастерства, наличии профессионально необходимых педагогических способностей.

В 2007/08 учебном году в Тамбовской области апробирована новая модель аттестации учителей. Разработана соответствующая нормативная правовая база. Приказом Управления образования и науки Тамбовской области от 16.04.2008 № 1018 "О проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области в 2008/09 учебном году" утверждены Положения:

  • о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тамбовской области (приложение 1);
  • о главной (областной) аттестационной комиссии управления образования и науки Тамбовской области (далее – областной аттестационной комиссии) по аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тамбовской области;
  • об областной экспертной комиссии при областной аттестационной комиссии.

Основное отличие новой модели аттестации от действовавшей ранее заключается в том, что она базируется на компетентностном подходе, более технологична, в ней максимально снижен риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога.

При аттестации педагога учитываются как все полученные результаты деятельности обучающихся, так и деятельность самого педагога по организации учебного процесса, в т. ч. владение современными педагогическими технологиями, и особенно ИКТ. По сути, запущен механизм государственной сертификации педагогических и руководящих работников.Полномочия по проведению аттестации на первую и вторую квалификационные категории переданы от органов местного самоуправления и образовательных учреждений областной аттестационной комиссии.

В процессе аттестации изучается и оценивается уровень профессиональной компетентности педагогического или руководящего работника, поскольку основным объектоматтестации становится установление соответствия уровня профессиональной компетентности специалиста заявленной квалификационной категории.

Профессиональная компетентность – это, с одной стороны, интегральный критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, а с другой – свойство личности, для которой характерны:

  • высокое качество выполнения трудовых функций;
  • культура труда и межличностных коммуникаций;
  • умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы;
  • готовность к принятию решений;
  • адаптивная устойчивость к динамике внешней среды.

Выявление уровней квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы.

наверх

Самоанализ педагогических работников

На первом этапе экспертами исследуются материалы самоанализа педагогических работников.

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно­следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Он призван дать полное представление о работе педагога, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Самоанализ является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у педагога профессиональной культуры.

Можно выделить два этапа подготовки самоанализа:

  • собственно самоанализ – разделение имеющегося опыта на составляющие его части, их поэлементный анализ;
  • самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.

При достаточно глубоком, обстоятельном самоанализе итоговое самообобщение может являться формулировкой последовательно реализуемой на практике ключевой методической идеи. Такая идея, как правило, обязательно интегрирует весь собранный для анализа теоретический и практический материал, организует его в единую методическую систему, а следовательно, делает сам опыт более цельным, органичным, системно осмысленным.

Кроме содержательно­смысловой стороны дела важно отметить в самоанализе и сторону процессуально­динамическую. Иными словами, указать не только то, к чему педагог сознательно стремится как профессионал, но и какими способами он добивается поставленных целей. В данном случае необходимо назвать наиболее характерные для педагога используемые методы, приемы, технологии работы; успешно освоенные формы работы; целенаправленно создаваемые условия для обучения и воспитания; отработанные критерии и способы диагностики уровня обученности (воспитанности) либо используемые проверочно­диагностические методики.

В самоанализе важно продемонстрировать способность к критическому осмыслению слабых сторон своей профессиональной деятельности, выявлению недостатков, планированию работы по их преодолению, тем самым подтвердив свою способность реально прогнозировать свой дальнейший профессиональный рост. Примерная структура самоанализа педагогических работников и протокол экспертной оценки материалов самоанализа даны в приложениях 2 и 3.

Определение уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников проводятся с помощью:

  • компьютерного тестирования;
  • анкетирования;
  • оценки результатов профессиональной деятельности.

наверх

Компьютерное тестирование педагогических работников

Компьютерное тестирование осуществляется посредством автоматизированной технологии оценивания профессионального потенциала и определения уровня квалификации и профессионализма деятельности педагогических работников, разработанной Главэкспертцентром, утвержденной Рособрнадзором.

Компьютерное тестирование педагогических работников, претендующих на вторую, первую и высшую квалификационные категории, проводится в отделе по аттестации педагогических и руководящих кадров Тамбовского областного государственного учреждения (далее – ТОГУ) "Центр экспертизы образовательной деятельности" в соответствии с графиком, утвержденным председателем областной аттестационной комиссии.

Компьютерное тестирование включает в себя экспертизу:

  • общепедагогических, методических, психолого­педагогических умений и знаний;
  • профессионально­деловых качеств, общих и специальных способностей;
  • результатов профессиональной деятельности по обеспечению обучения, воспитания и развития детей, необходимой их психологической защищенности в образовательном процессе.

Содержание тестов учитывает специфику ОУ, должностные обязанности аттестуемых и положения соответствующих нормативных документов.

Для оценки уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников также используются анкеты.

Предполагаются и вариативные формы прохождения аттестации. Они определяются в зависимости от категории, на которую претендует педагог.

Определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников происходит на третьем этапе комплексной экспертизы. Примерный перечень показателей продуктивности деятельности учителя приведен в приложении 4.

В течение всего аттестационного периода педагог (руководитель) формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации. Оформление достижений учителя, методических наработок, творческой копилки, публикаций и др. позволяет ему провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Мы считаем, что именно аттестация воспитателей ДОУ на 1 категорию, проведенная по такой модели, позволит учесть многоаспектность, многомерность педагогического процесса, его инновационную направленность. Реализация предлагаемого подхода к аттестациипоможет вовлечь в процесс управления качеством образования всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей, общественные и государственные структуры.

Переход на отраслевую систему оплаты труда в сфере образования, пересмотр технологий и содержания базовых аттестационных процедур дадут возможности для повышения престижности профессии педагога и управления его профессиональной карьерой.

наверх

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Тамбовской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение:

  • конкретизирует Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908* (далее – федеральное положение), для педагогических и руководящих работников системы образования Тамбовской области;
  • регламентирует формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тамбовской области (далее – педагогических и руководящих работников).

1.2. Настоящее Положение разработано в целях повышения качества и обеспечения объективности и прозрачности аттестационных мероприятий.

1.3. При подаче заявления на прохождение аттестации заявитель предъявляет все имеющиеся у него документы, подтверждающие повышение квалификации в межаттестационный период.

Педагогические и руководящие работники, претендующие на вторую, первую и высшую квалификационную категории, в рамках курсов повышения квалификации могут выбрать одну из вариативных форм комплексной экспертизы профессиональной компетентности (далее – комплексной экспертизы) и при успешном ее прохождении получить справку о соответствии уровня квалификации и профессионализма заявленной категории.

1.4. В ходе аттестации педагогических и руководящих работников выявляются:

  • соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям (показателям) к их квалификации и профессионализму (далее – определение уровня квалификации и профессионализма);
  • уровень продуктивности (результативности) практической деятельности.

Установление уровней квалификации, профессионализма и уровня продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы в соответствии с настоящим Положением.

1.5. Комплексная экспертиза осуществляется в 3 этапа.

Первый этап – экспертиза материалов самоанализа педагогических и руководящих работников.

Второй этап – квалификационные испытания по определению уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников.

Третий этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников.

1.6. Аттестация педагогических и руководящих работников включает в себя инвариантную, обязательную для всех аттестуемых и вариативные формы.

Обязательными для всех педагогических и руководящих работников является экспертиза материалов самоанализа (первый этап комплексной экспертизы) и компьютерное тестирование (один из элементов второго этапа комплексной экспертизы).

Вариативными формами для педагогических и руководящих работников являются:

  • защита научно­методической, опытно­экспериментальной разработки, педагогического проекта, собеседование, творческий отчет (второй этап комплексной экспертизы);
  • анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности (документально зафиксированные результаты педагогической деятельности), посещение и анализ учебных занятий, мероприятий, проводимых аттестуемым (третий этап комплексной экспертизы).

2. Обязательные формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников

2.1. Экспертиза материалов самоанализа

2.1.1. Первый этап комплексной экспертизы – экспертиза материалов самоанализа педагогических и руководящих работников проводится тремя специально подготовленными экспертами. Каждым из них заполняется протокол экспертной оценки материалов самоанализа. Протоколы экспертной оценки всех экспертов хранятся в аттестационном деле работника до истечения срока действия аттестации.

2.1.2. Педагогические и руководящие работники за 2 недели до начала аттестационного периода (в соответствии с графиком аттестации) предоставляют материалы самоанализа в ТОГУ "Центр экспертизы образовательной деятельности". В материалах самоанализа отражаются результаты собственной деятельности за последние 3 года, результативность обучения (результаты промежуточных и государственной итоговой аттестаций учащихся, включая ЕГЭ), участие в научной, экспериментальной, административной и других сферах деятельности, оценка достигнутых результатов, их значение для системы образования города, района, области, результаты обучения в системе дополнительного профессионального образования.

2.1.3. Результаты экспертизы материалов самоанализа доводятся до аттестуемого под роспись в день прохождения компьютерного тестирования.

2.2. Компьютерное тестирование

2.2.1. Компьютерное тестирование руководящих и педагогических работников, претендующих на вторую, первую и высшую квалификационные категории, проводится в ТОГУ "Центр экспертизы образовательной деятельности" в соответствии с графиком, утвержденным председателем областной аттестационной комиссии.

2.2.2. В ходе компьютерного тестирования выявляются:

  • у учителей­предметников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ: уровень сформированности профессиональной компетентности в области теории и методики учебного предмета или осуществляемого вида деятельности; умение применять теоретические знания на практике;
  • у руководителей: уровень сформированности управленческих (аналитических, проектировочных и др.) компетенций; знание современной федеральной и региональной законодательной, нормативной базы в сфере образования; умение применять теоретические знания в практике;
  • у педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс (социальные педагоги, логопеды, учителя­психологи и др.): уровень сформированности профессиональной компетентности в области теории и методики осуществляемого вида деятельности; умение применять теоретические знания на практике.

Для каждой категории педагогических работников разрабатывается своя программа компьютерного тестирования.

2.2.3. Результаты компьютерного тестирования доводятся до работника не ранее чем через 10 дней после прохождения им испытания или в день прохождения вариативной формы второго этапа.

3. Вариативные формы и процедуры аттестации педагогических работников

Вариативные формы второго и третьего этапов комплексной экспертизы при аттестации педагогических работников представлены в табл. 1:

наверх

Таблица 1

Этапы комплексной
экспертизы

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Второй этап – определение уровня квалификации и профессионализма

Защита:

  • научно­методической разработки;
  • опытно­экспериментальной разработки;
  • реализованного педагогического проекта

Защита:

  • опытно­экспериментальной разработки;
  • реализованного педагогического проекта

Защита педагогического проекта.

Собеседование.

Творческий отчет

Третий этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности

Анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности

Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, на областном уровне

Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, на муниципальном уровне

Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, на школьном уровне

3.1. Проведение второго этапа аттестации – определение уровня квалификации и профессионализма

3.1.1. Защита научно­методической или опытно­экспериментальной разработки – форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет, а также научно и методически обосновывает разработанную или апробированную технологию обучения, систему приемов и методов обучения, доказывает ее актуальность применительно к имеющимся педагогическим условиям, результативность научно­методической или опытно­экспериментальной работы, ее значение для системы образования.

3.1.2. Защита педагогического проекта – форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет и обосновывает проектную разработку, представляет отчет о сути реализованного проекта и полученных результатах.

3.1.3. Творческий отчет – форма испытания, в ходе которого педагогический работник на основе материалов самоанализа и портфолио представляет свидетельства своего профессионализма.

3.1.4. Собеседование – форма испытания, при которой аттестуемый отвечает на вопросы и выполняет задания, предлагаемые экспертной комиссией.

Формы экспертизы в виде творческого отчета и собеседования применяются только при подтверждении второй квалификационной категории.

3.1.5. Формы экспертизы, указанные в п. 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, организуются и осуществляются соответствующими экспертными комиссиями с привлечением педагогической общественности, учителей – победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование", представителей органов самоуправления образовательных учреждений (далее – эксперты).

3.1.6. Эксперты несут ответственность за соблюдение законных прав и интересов аттестуемых при проведении различных форм экспертизы.

3.1.7. В ходе экспертизы каждым экспертом заполняется протокол экспертной оценки. Также ведется протокол заседания экспертной группы, в котором фиксируются задаваемые экспертами вопросы и ответы аттестуемого. Протокол подписывается членами экспертной группы.

3.1.8. По окончании экспертизы руководитель экспертной группы предлагает аттестуемому письменно удостоверить в протоколе отсутствие (наличие) нарушений процедуры аттестации.

3.1.9. Результаты экспертизы, указанные в п. 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, доводятся до аттестуемого непосредственно после окончания квалификационного испытания под
роспись.

3.1.10. Протоколы экспертной оценки всех экспертов хранятся в аттестационном деле работника до истечения срока действия аттестации.

3.1.11. В случае установления факта нарушения процедуры аттестации при прохождении экспертизы решением председателя областной аттестационной комиссии может быть проведена повторная экспертиза с участием или без участия представителя аттестационной комиссии.

3.2. Проведение третьего этапа аттестации – определение продуктивности (результативности) практической деятельности

3.2.1. Продуктивность профессиональной деятельности педагогического работника изучается в различных формах: анализ результатов итоговой аттестации выпускников; итоги рубежного контроля усвоения образовательных программ; результаты конкурсов, предметных олимпиад и др.

Педагогический работник имеет право представить экспертам документально зафиксированные результаты образовательного процесса, которым он руководит, в виде мониторинга успешности обучения, воспитания и развития учащихся. При этом педагог сам осуществляет выбор факторов и показателей, от которых зависит эффективность педагогического процесса, являющихся для него приоритетными (например, речевые навыки, развитие психологических процессов, мотивация к учению, мотивация к трудовой деятельности и т. д.) либо служащих основой индивидуализации и дифференциации педагогического процесса.

Педагогический работник может предоставить аналитические данные, позволяющие оценить динамику развития некоторых значимых показателей (на начало и конец года, за несколько лет).

Педагогические работники предъявляют материалы, отражающие практические результаты педагогической деятельности, в ТОГУ "Центр экспертизы образовательной деятельности" не позднее даты прохождения вариативной формы второго этапа. Документы в поданных материалах должны быть заверены подписью директора и печатью образовательного учреждения.

Результаты экспертизы материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности, доводятся до аттестуемого под роспись не ранее чем через
10 дней после прохождения им вариативной формы второго этапа.

3.2.2. В ходе посещения и анализа учебного занятия экспертами анализируется разнообразие отобранных (созданных) педагогом учебных материалов, форм, методов, приемов и средств обучения, а также эффективность их использования (уровень реализации образовательных функций).

3.2.3. При посещении учебного занятия эксперты обращают внимание на диапазон и соответствие приемов обучения; взаимодействие между педагогом и обучающимися; ясность и целевую направленность опросов обучающихся; диапазон заданий и видов деятельности; учет индивидуально­возрастных особенностей обучающихся.

Экспертная комиссия также оценивает применяемую педагогическим работником образовательную технологию. Для этого аттестуемый может представить учебные материалы и средства обучения к этим учебным занятиям, которые могут обеспечить более объективное оценивание уровня его профессиональной компетентности.

По окончании экспертизы руководитель экспертной группы предлагает аттестуемому письменно удостоверить в протоколе отсутствие (наличие) нарушений процедуры аттестации.

3.2.4. Результаты экспертизы доводятся до аттестуемого непосредственно после окончания квалификационного испытания под роспись.

4. Вариативные формы и процедуры аттестации руководящих работников

Вариативные формы второго и третьего этапов комплексной экспертизы при аттестации руководящих работников отражены в табл. 2.

наверх

Таблица 2

Этапы комплексной
экспертизы

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Второй этап – определение уровня квалификации
и профессионализма

Защита программы развития

Защита программы развития ОУ.

Собеседование по вопросам управленческой деятельности

Третий этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности

Анализ материалов, отражающих продуктивность деятельности ОУ и продуктивность деятельности самого руководителя

Анализ реализации программы развития ОУ, результатов инновационной деятельности

Презентация результативности деятельности ОУ в форме публичного доклада

4.1. Проведение второго этапа аттестации – определение уровня квалификации
и профессионализма

4.1.1. При защите программы развития ОУ руководитель должен продемонстрировать компетентность в области стратегического планирования, проектирования открытого образовательного пространства с общественной составляющей управления; реализации системы сетевого взаимодействия и социального партнерства.

При экспертной оценке обращается внимание на умения руководителя обеспечить ясное (четкое) стратегическое руководство, исходя из положения дел и с учетом мнений и потребностей всех участников образовательного процесса; умения строить отношения с другими людьми, объективно оценивать качества сотрудников и их вклад в коллективную работу.

4.1.2. Собеседование – форма испытания, при которой аттестуемый отвечает на вопросы и выполняет задания по эффективному управлению ОУ, предлагаемые экспертной комиссией.

4.1.3. В ходе экспертизы каждым экспертом заполняется протокол экспертной оценки. Также ведется протокол заседания экспертной группы, в котором фиксируются задаваемые экспертами вопросы и ответы аттестуемого. Протокол подписывается членами экспертной группы.

4.1.4. По окончании экспертизы руководитель экспертной группы предлагает аттестуемому письменно удостоверить в протоколе отсутствие (наличие) нарушений процедуры аттестации.

4.1.5. Результаты экспертизы, указанные в п. 4.1.2, 4.1.3, доводятся до аттестуемого непосредственно после окончания квалификационного испытания под роспись.

4.1.6. Протоколы экспертной оценки всех экспертов хранятся в аттестационном деле работника до истечения срока действия аттестации.

4.1.7. В случае установления факта нарушения процедуры аттестации при прохождении экспертизы решением председателя областной аттестационной комиссии может быть проведена повторная экспертиза с участием или без участия представителя аттестационной комиссии.

4.2. Проведение третьего этапа аттестации – определение продуктивности (результативности) практической деятельности

4.2.1. Продуктивность деятельности руководителя представлена двумя составляющими:

продуктивностью деятельности ОУ:

  • номенклатура видов образовательных услуг, общая и качественная успеваемость, преемственность содержания и технологии образования на различных ступенях обучения;
  • творческие достижения учащихся и педагогов;
  • соответствие показателя здоровья учащихся региональным нормативам;
  • уровень научной и организационно­методической обеспеченности и обоснованности инноваций в ОУ;
  • уровень реального хода инновационных процессов;
  • динамика развития материальной базы;
  • эффективность воспитательной системы в ОУ;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • охват воспитанников внеучебной деятельностью и др.;

продуктивностью деятельности самого руководителя:

  • системность и упорядоченность в организации деятельности ОУ;
  • активность деятельности (количество реализуемых целевых программ, проектов, инновационных направлений);
  • психологический климат в коллективе;
  • наличие методической, психологической и других служб;
  • успехи в разноуровневых мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства;
  • число связей образовательного учреждения с другими образовательными системами и социальными институтами и др.

4.2.2. Презентация результативности деятельности ОУ в виде публичного доклада – форма экспертизы, в ходе которого аттестуемый представляет свидетельства о достижениях управленческих подсистем образовательного учреждения и самоанализ образовательной среды ОУ.

4.2.3. При аттестации руководящих работников в обязательном порядке учитываются результаты лицензирования и аккредитации ОУ.

5. Представление результатов комплексной экспертизы в ходе аттестации педагогических и руководящих работников образования

5.1. Расчет балла экспертной оценки материалов самоанализа осуществляется исходя из 5­балльной системы оценивания с учетом следующих положений:

  • на высшую квалификационную категорию должны быть только экспертные оценки 5 и 4 баллов, причем не более одной экспертной оценки "4";
  • на первую квалификационную категорию – экспертные оценки 5, 4, 3 балла, причем не более одной экспертной оценки "3";
  • на вторую квалификационную категорию: экспертные оценки 5, 4, 3 балла, причем не более двух экспертных оценок "3".

Соответствие экспертной оценки материалов самоанализа и квалификационных категорий отражено в табл. 3.

5.2. Результаты определения уровня квалификации и профессионализма (второй этап комплексной экспертизы) представляются в виде:

  • выводов для областной аттестационной комиссии по итогам компьютерного тестирования аттестуемых лиц, прогнозов и рекомендаций для аттестуемых с целью совершенствования их профессиональной деятельности;
  • среднего балла экспертных оценок исходя из 5­балльной шкалы – при других формах аттестации.

Соответствие экспертной оценки уровня квалификации и профессионализма и квалификационных категорий отражено в табл. 3.

5.3. Расчет балла экспертной оценки продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется исходя из 5­балльной системы оценивания с учетом следующих положений:

  • на высшую квалификационную категорию должны быть только экспертные оценки "5" и "4" балла, причем не более одной экспертной оценки "4" балла;
  • на первую квалификационную категорию: экспертные оценки "5", "4", "3" балла, причем не более одной экспертной оценки "3" балла;
  • на вторую квалификационную категорию – экспертные оценки "5", "4", "3" балла, причем не более двух экспертных оценок "3" балла.

Соответствие экспертной оценки уровня продуктивности (результативности) и квалификационных категорий отражено в табл. 3.

наверх

Таблица 3

Соответствие экспертных оценок и квалификационных категорий

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Самоанализ

> 4,5

> 4,0

> 3,3

Оценка уровня квалификации и профессионализма:

  • при компьютерном тестировании;
  • при других формах аттестации

Автоматизированное формирование выводов (положительное заключение)

> 4,5

Автоматизированное формирование выводов (положительное заключение)

> 4,0

Автоматизированное формирование выводов (положительное заключение)

> 3,0

Продуктивность

> 4,5

> 4,0

> 3,3

5.4. После обобщения результатов всех трех этапов комплексной экспертизы формируются выводы и заключения для областной аттестационной комиссии о формальном соответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.

6. Освобождение от процедур комплексной экспертизы при аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационные категории

6.1. От процедур второго и третьего этапов комплексной экспертизы при аттестации на высшую квалификационную категорию решением областной аттестационной комиссии освобождаются:

  • педагогические и руководящие работники, победившие (1­е место) в межаттестационный период в областных конкурсах профессионального мастерства "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Лидер в образовании";
  • педагогические работники, подготовившие в межаттестационный период победителей или призеров всероссийских, международных предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов;
  • педагогические и руководящие работники, награжденные в межаттестационный период государственными наградами.

6.2. От вариативных форм второго и третьего этапов комплексной экспертизы при аттестации на высшую квалификационную категорию решением областной аттестационной комиссии освобождаются:

  • педагогические и руководящие работники, победители конкурса приоритетного национального проекта "Образование";
  • педагогические и руководящие работники, победившие (1­е место) в межаттестационный период в областных конкурсах профессионального мастерства "Преподаватель года", "Воспитатель года";
  • педагогические работники, подготовившие в межаттестационный период победителей или призеров зональных (окружных) предметных олимпиад.

6.3. От вариативных форм второго и третьего этапов комплексной экспертизы при аттестации на первую и вторую квалификационные категории решением областной аттестационной комиссии освобождаются:

  • педагогические работники, подготовившие в межаттестационный период победителей или призеров областных предметных олимпиад и олимпиад профессионального мастерства;
  • педагогические и руководящие работники, награжденные в межаттестационный период отраслевыми наградами: "Почетный работник общего образования РФ", "Почетный работник начального профессионального образования РФ", "Почетный работник среднего профессионального образования РФ", почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

наверх

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
самоанализа педагогических работников

  1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности ОУ, в котором вы работаете?
  2. Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? Какие документально зафиксированные результаты вы можете представить?
  3. Какова ваша роль в реализации программы развития ОУ, в котором вы работаете?
  4. Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько ваша деятельность согласуется с индивидуальными потребностями обучающихся?
  5. Что вами делается для эффективного использования времени детей и вашего как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучающихся?
  6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучающихся на уроке?
  7. Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса обучающихся на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
  8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися возможностями или склонностями?
  9. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому вами предмету и почему (за счет чего)?
  10. Какие методы оценки деятельности обучающихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
  11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
  12. Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как вами учитываются мнения родителей о результатах успеваемости и прогресса ребенка?
  13. Как вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  14. Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  15. Проанализируйте трудности, с которыми вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.
  16. Укажите проблемы, перспективные задачи и механизмы их решений. Опишите планируемые результаты вашей деятельности.

наверх

Приложение 3

ПРОТОКОЛ
экспертной оценки материалов самоанализа педагогических работников

Показатели

Выводы эксперта

Наличие ключевой идеи, системы целеполагания

0

1

2

Наличие стратегии деятельности по достижению целей

0

1

2

Участие в реализации программы развития ОУ

0

1

2

Наличие системы развития творческих способностей обучающихся

0

1

2

Внедрение новых технологий, методов, средств обучения, сформированность личной ответственности за результаты своей деятельности

0

1

2

Наличие системы организации взаимодействия с классом

0

1

2

Наличие системы по развитию познавательного интереса обучающихся

0

1

2

Наличие системы диагностики образовательных потребностей каждого ученика

0

1

2

Наличие системы трансформирования учебной информации с учетом индивидуальных потребностей учащихся

0

1

2

Наличие положительной динамики качества знаний по предмету

0

1

2

Наличие системы оценки учебной деятельности обучающихся

0

1

2

Наличие положительной динамики результатов диагностики отношений обучающихся, психологической атмосферы в классе

0

1

2

Наличие системы взаимодействия с родителями

0

1

2

Наличие положительной оценки уровня взаимоотношений с коллегами

0

1

2

Обобщение опыта работы

0

1

2

Наличие развитой личностной рефлексии

0

1

2

Сформированность навыков владения ИКТ

0

1

2

Итого

  • 0 баллов – показатель отсутствует;
  • 1 балл – имеет место наличие показателя;
  • 2 балла – показатель присутствует на высоком уровне.

Критерий оценивания:

  • 31–34 балла – "5";
  • 27–30 баллов – "4";
  • 24–26 баллов– "3";
  • менее 24 баллов – "2".

наверх

Приложение 4

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
показателей продуктивности деятельности учителя

Показатели продуктивности деятельности

Возможные формы представления результатов

Доля учащихся, имеющих по предмету итоговые оценки "отлично" и "хорошо"

Таблица, содержащая сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся в динамике за 3 года (по классам или параллелям классов)

Доля учащихся, получивших оценки "отлично" и "хорошо" в ходе итоговой аттестации

Таблица, содержащая сведения о результатах итоговой аттестации выпускников 9 и 11­х классов в динамике за 3 года

Доля учащихся, проходивших итоговую аттестацию по предмету

Доля учащихся, повысивших или подтвердивших годовые оценки в ходе итоговой аттестации

Результативность участия учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях, научно­практических конференциях и т. д. муниципального, регионального и федерального уровней

Копии дипломов, грамот, выписки из приказов и итоговых протоколов по результатам конкурсов, заверенные надлежащим образом справки

Привлечение учащихся к участию в конкурсах, фестивалях, научно­практических конференциях и т. д. муниципального, регионального и федерального уровня

Справка, заверенная администрацией ОУ

Организация педагогом системы внеурочной деятельности по предмету

Реализованные программы деятельности кружка, клуба, факультатива, ученического актива школьного музея и т. д.; внеурочных мероприятий предметной направленности, заверенные администрацией ОУ

Участие в мероприятиях, повышающих имидж ОУ (семинарах, научно­практических конференциях, круглых столах и т. д.)

Справка, отражающая участие педагога в различных методических мероприятиях общешкольного, муниципального, регионального, федерального уровня (заверяется администрацией ОУ или методистом соответствующего уровня)

Доля учащихся, повысивших итоговую отметку за последние три года

Таблица, отражающая динамику образовательных достижений учащихся по классам

Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах

Информационная справка, заверенная администрацией ОУ или выписки из протоколов (приказов) по итогам олимпиад

Наличие положительной оценки деятельности педагога по итогам процедур аттестации ОУ, внутришкольного контроля состояния преподавания предмета

Выписки из справок по итогам аттестации, внутришкольного контроля

Положительная динамика в развитии определенных групп учебных умений и навыков, познавательных способностей детей

Результаты мониторинга развития учебных умений и навыков, познавательных способностей на основе анализа выполнения контрольных и диагностических работ, тестирования и т. д.

Положительное отношение учащихся к предмету

Данные, полученные на основе различных методик психолого­педагогической диагностики (анкетирование и т. д.)

Создание педагогом благоприятного психологического климата в классном коллективе

Данные, полученные на основе различных методик психолого­педагогической диагностики (анкетирование и т. д.)

Наличие положительных внешних оценок деятельности педагога

Отзывы и результаты анкетирования учащихся, родителей; убедительно обоснованная положительная оценка деятельности в характеристике педагога, данной администрацией ОУ, в публикациях СМИ

Роль педагога в профессиональном самоопределении учащихся

Справка о поступлении учащихся в учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования на специальности соответствующего профиля

Наличие научно­методических публикаций (в т. ч. методических пособий и разработок, используемых в практике работы других педагогов); размещение материалов учителя на сайтах в Интернете

Публикации (возможно предоставление ксерокопий); указание адресов сайтов Интернета, где размещены материалы учителя

Разработка программ элективных курсов, авторских программ учебных предметов

Программы элективных курсов, учебных предметов, отдельных модулей, утвержденные в установленном порядке

Разработка комплексного дидактического обеспечения учебных курсов, их разделов и модулей

Перечень подготовленных учителем материалов дидактического обеспечения, заверенный администрацией ОУ либо отражение данной стороны деятельности педагога в справке (характеристике), составленной администрацией

Участие в апробации и внедрение в образовательный процесс УМК нового поколения

Информация об участии педагога в экспериментальной апробации учебников; перечень УМК нового поколения, внедренных в образовательный процесс в течение межаттестационного периода (заверяется администрацией ОУ)

Результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства ("Учитель года" и т. д.)

Копии дипломов, грамот, сертификатов; выписки (копии) из приказов или итоговых протоколов по результатам конкурсов

Востребованность профессионального потенциала педагога на уровне ОУ, муниципальном, региональном уровне

Наличие подтвержденных сведений о том, что педагог руководит методическим объединением, творческой группой, ресурсным центром, школой молодого специалиста, постоянно действующим семинаром и т. д.; участвует в работе творческой группы, является членом методического совета.

Справка о привлечении педагога для проведения занятий на курсах повышения квалификации в системе дополнительного образования

Наличие обобщения опыта работы педагога на муниципальном, областном уровне

Справка (свидетельство), подтверждающая обобщение опыта работы

Г.А. Шешерина,
ректор Тамбовского областного ИПКРО,Е.И. Агаркова,
проректор по научно­методической работе Тамбовского областного ИПКРО,Н.К. Солопова,
проректор по учебно­методической работе Тамбовского областного ИПКРО



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль