Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов

6571
  • Cистема оценивания, понятие "рейтинг"
  • Принципы рейтинговой системы
  • Компоненты рейтинговой системы (рейтинг академической успеваемости, портфолио)
  • Внедрение рейтинга достижений
  • Направления педагогической поддержки рейтинга

Необходимость "оценочных реформ" в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в объективной фиксации целого спектра индикаторов, а если сказать проще, – не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др. Значит, оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

Существующая и привычная всем пятибалльная школьная система оценивания учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний; по такой же схеме проводится конкурсный отбор в вузы. Перевод "четверок" и "пятерок" в N-ное число баллов (как в ЕГЭ) ничего, по сути, не меняет: от абитуриентов требуются добротно заученные формулировки, факты и алгоритмы решений. Однако представители высшей школы заявляют, что им нужны креативные, инициативные, предприимчивые и социально зрелые молодые люди – именно такие являются сегодня элитой университетов и академий.

Тестовые способы проверки результатов образования вовсе не плохи и применяются во всем мире; просто надо дополнять их сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволит уже в школе получить своеобразный "профиль социальной успешности" молодого человека, обозначить сильные и слабые стороны, отразить все многообразие его возможностей – в сопоставлении с другими “профилями” (чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс).

В нашей гимназии с 2004/05 уч. г. внедрен рейтинг достижений на старшей ступени (начиная с 9-го класса). Мы считаем, что соревновательность служит здоровой основой образования, а классный журнал с его сплошными “пятерками” у одних и “с двойки на тройку” у других иногда становится самым жестким приговором для ребенка. А рейтинг – если он учитывает разные виды достижений – позволяет и троечнику блеснуть исполнительским талантом или отличиться трудовыми свершениями. В то же время отличника, озабоченного лишь своей будущей медалью, заставляет уступить верхние строчки активистам школьного самоуправления.

Сама идея рейтинга заимствована нами у партнерской школы – Физико­-математического лицея № 31 г.Челябинска. Правда, параметры образованности, положенные в основу рейтинга, весьма различны: для выпускников лицея превыше всего их академические успехи по профильным предметам и призовые места, заработанные во всероссийских и международных олимпиадах. Для наших выпускников принципиально важными (помимо глубоких знаний) считаются коммуникативные компетенции, лидерские качества, технологические навыки и умение строить собственный жизненный проект. Поэтому педагоги сочли необходимым дополнить "челябинскую версию" целым набором своих показателей.

Мы постарались модернизировать систему оценивания, сделать ее максимально гибкой и разноплановой. Каждый гимназист по итогам семестра (триместра) и учебного года в целом может увидеть свои успехи не только в текущей учебе (“академический рейтинг”), но и в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня (“олимпийский рейтинг”), в общественной деятельности и волонтерских программах (“лидерский рейтинг”).

В этом и состоит преимущество рейтинга как модели: каждое учебное заведение может по своему усмотрению наполнять ее собственным содержанием. Например, в спортивной школе на первый план выходят результаты тестирования физической подготовленности и участия в разных соревнованиях, присвоенные разряды; в школе искусств – достижения в художественном творчестве, специальные звания, дипломы и т. д. Неизменным остается лишь принцип открытого соревновательного набора баллов.

Учитывая потребность современного общества в "комплексной образованности", мы считаем переход к рейтинговой системе оценки в старшей (профильной) школе необходимым. Рейтинг позволяет получать объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний и навыков, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

Рейтинг вводится в гимназии начиная со II семестра (или последнего триместра) 8-го класса: к концу учебного года в холле вывешивается первая сводная таблица, дающая возможность школьникам увидеть наглядный срез своих результатов. Этот рейтинг – пилотный, т. е. на его основе еще не делается никаких выводов: не присваиваются бонусы, не обсуждаются персоналии. Но каждый может определить свое место в общем списке и поставить задачи на следующий год.

Мы считаем своих 13–14-летних учеников достаточно взрослыми и подготовленными, чтобы включиться в процесс образовательного соревнования с одноклассниками и отнестись к своей рейтинговой позиции конструктивно. И реальная практика подтверждает эту установку: многие восьмиклассники, увидев свои имена “в хвосте соревнования”, на следующий год активно наверстывают отставание, включаясь, например, в одно из направлений работы Совета гимназистов. Но мы не рекомендуем внедрять рейтинг в качестве основной системы оценивания до перехода в открытую (предпрофильную) модель старшей школы. До этого момента дети психологически не созрели для публичного соперничества и спектр видов деятельности еще не настолько велик, чтобы проявить себя. Совсем иначе ведут себя старшеклассники: стремятся к независимости и настаивают на самостоятельном выборе своего образовательного маршрута.

наверх

В основе рейтинговой системы оценивания лежат следующие принципы:

  • оценка максимально широкого спектра достижений;
  • не вердикт, а стимулирование; не констатация, а “вложение в будущее”;
  • оценка знаний с точки зрения их практической применяемости;
  • никаких штрафных вычетов в накопительной части рейтинга;
  • включение личных достижений (или, как сейчас говорят, портфолио);
  • учет внешкольных форм оценивания, в т. ч. международных (сертификаты, дипломы, грамоты и т. д.);
  • создание основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;
  • использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов при подсчете баллов;
  • учет образовательных результатов и достижений исходя из их значимости в образовательной программе школы и с учетом индивидуального (профильного) выбора.

наверх

Созданная нами модель включает в себя два основных компонента:

  • рейтинг академической успеваемости, который изменяется по итогам полугодия с учетом отметок по учебным предметам, поведения и прилежания;
  • портфолио – накопительная система учета самых различных достижений, объединяющая три раздела:
    – олимпийский рейтинг;
    – лидерский рейтинг;
    – рейтинг званий и сертификатов.

Рейтинг академической успеваемости отражает исключительно учебные достижения старшеклассника, т. е. уровень знаний по всем изучаемым предметам, а также сформированность общеучебных и специфически предметных навыков. В рейтинговую таблицу заносятся традиционные пятибалльные отметки каждого ученика по каждому предмету (табл. 1). Необходимо подчеркнуть, что оценки по профильным предметам учитываются с повышающим коэффициентом. Это реально отражает особую значимость профильных предметов и требуемые для их изучения усилия.

Немаловажная составляющая академического рейтинга – оценка поведения и прилежания, измеряемая также пятью баллами. Она складывается из показателей уровня социализации школьника, его способности отвечать за свои действия, прилагать усилия к достижению намеченной цели. Вот почему педагоги считают необходимым включать оценку поведения и прилежания в комплексный рейтинг достижений старшеклассника. Однако во избежание некорректной оценки балльные отметки сначала выставляются в сводную таблицу всеми учителями, работающими с данным ребенком. Затем в рейтинговую таблицу заносится округленное среднее арифметическое значение. Рейтинг академической успеваемости не является накопительным. Он обновляется по итогам каждого учебного периода.

Олимпийский рейтинг отражает участие старшеклассников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов, рефератов, эссе, спортивные соревнования различного уровня. Любое достижение заносится в рейтинговую таблицу только после его документального подтверждения (предъявления диплома, грамоты, сертификата и пр.).

За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице . Если то или иное состязание было командным, то по баллу получает каждый член победившей команды. В дальнейшем набранные баллы суммируются в течение всех лет обучения, т. е. олимпийский рейтинг является накопительным. При подсчете баллов применяются различные коэффициенты, соответствующие “удельному весу” достижений школьного, районного, городского, областного (регионального), российского и международного уровней. Например, в нашей рейтинговой таблице за успешное участие в научно-практической конференции в школе (далее – НПК) присваивается коэффициент 0,5, за участие в районной НПК – 0,75, за призовое место в районной НПК – 1, за участие в городской НПК – 1,5 и т. д. Таким образом, призовое место во всероссийской конференции “стоит” 4 балла, а в международной – 5.

Лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности старшеклассников, их общественную активность, что подразумевает заинтересованное и стабильное, а не эпизодическое участие в деятельности органов школьного, районного и городского самоуправления, в социально­полезных акциях и проектах, в школьных праздничных спектаклях, прохождение разнообразных лидерских программ, организуемых гимназией или ее партнерами.

Каждому учащемуся начисляются баллы за достижения на уровне школы, района, города, области или страны по итогам каждого учебного периода. Набранные баллы суммируются в течение всех лет обучения и учитываются с применением различных коэффициентов в зависимости от уровня достижений. Данные для рейтинга подают педагоги, курирующие каждое направление социально­полезной деятельности учащихся. Затем полученные сведения заносятся в таблицу .Рейтинг званий и сертификатов фиксирует личные достижения в освоении иностранных языков, информационных технологий; в сфере искусства, науки и спорта, подтвержденные соответствующими сертификатами российского и международного уровней.

Старшеклассник приносит в школу и предъявляет свидетельства о любых успехах, которых он добился за стенами школы. Они обязательно становятся всеобщим достоянием. Наше правило – не оставлять без внимания ни одного достижения. Конечно, внедрение рейтинговой системы сопряжено с определенным риском психологического и организационного характера.

Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике. Возникает вопрос: не получится ли, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что это в большинстве случаев не так. Многочисленные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения, наоборот, приобретают все большую популярность (достаточно вспомнить всевозможные хит­парады). Кроме того, наш рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования.

Во­вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т. к. рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений. Практика свидетельствует, что именно рейтинговая таблица чаще всего отражает реальный статус учащегося в коллективе.

В-третьих, индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый будет заинтересован только в личном росте и на этом пути будет ставить палки в колеса ближайшим товарищам. Для предотвращения этой ситуации педагоги ставят многие персональные достижения в зависимость от итогов командных выступлений и уровня сплоченности класса. А с 2006/07 уч. г. наряду с личным рейтингом начался подсчет суммарных рейтингов классов и факультетов.

За три с лишним года применения рейтинговой системы оценивания педколлектив получил несомненныйобразовательный эффект:

  • усилились учебная мотивация и ответственность (за два последних года число учеников, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, выросло в 2,8 раза, а количество успешных защит проектов – в 2,3 раза; весной 2007 г. четверо наших старшеклассников стали призерами всероссийских научно-практических конференций);
  • резко возросла социальная активность (состав Совета гимназистов увеличился с 18 до 52 чел., расширился спектр его деятельности; в гимназии по инициативе учащихся создано несколько клубов и организован городской молодежный пресс­центр);
  • учителями, учениками и родителями признана равноценность различных образовательных траекторий (приветствуются любые достижения, если они развивают человека и приносят пользу обществу);
  • повысился уровень оптимизма: успех и признание коллектива многим кажутся достижимыми и становятся реальными жизненными целями;
  • более адекватной стала самооценка учеников;
  • укрепился командный дух, создана система взаимопомощи (тьюторство, шефство старших учеников над младшими);
  • ученики более осознанно выбирают будущую профессию, сферу деятельности.

наверх

Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование “эффективного будущего”. Поэтому параллельно складывается целая система педагогической поддержки. Наша главная задача – создать принципиально вариативную образовательную среду со множеством возможных форм самореализации, в которой рейтинговая система является надежным компасом, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих позиций анализировать правильность выбора и успешность продвижения в том или ином направлении, выявлять возможные ошибки, пробелы, а при необходимости переключаться на другие виды и формы образования.

наверх

Направления педагогической поддержки рейтинга:

  • индивидуализация образовательного процесса (ОП): обеспечивается за счет свободной маршрутизации внутри ОП, выбора видов и способов деятельности, самоэкспертизы результатов и др.;
  • расширение пространства социальной реализации: достигается за счет включения учащихся в различные сетевые проекты и программы, имеющие общественное значение, а также благодаря расширению коммуникативных возможностей. Применяется, в частности, технология "социального продюсирования", т. е. педагогической поддержки социальных проб учащихся. Сюда же относится организация сетевых “детско-взрослых” проектов;
  • вхождение в практикоориентированное образование: осваивается пакет новых навыков и компетенций в образовательных ситуациях, моделирующих реальные профессиональные либо социальные контексты;
  • освоение коммуникативных технологий: тестирование новых коммуникативных позиций и стилей, смена статусных позиций, приобретение навыков командной работы и др.;
  • внедрение в образовательное пространство новых критериев эффективности и форм мониторингаобразовательных результатов.

Для того чтобы учащиеся действительно стремились занять верхние строчки, нужно разработать систему бонусов. К примеру, 15 лучших (занимающих верхние строчки в рейтинге) выпускников лицея № 31 г. Челябинска получают именные сертификаты с правом зачисления на бюджетные места Челябинского государственного университета. Они могут использовать эту возможность либо поступать на общих основаниях в другие вузы России и мира.

Основные преференции, которые получают лидеры рейтинга в гимназии “Корифей” г. Екатеринбурга:

  • публикация результатов рейтинга на специальном стенде, на сайте школы и в ежегодном справочнике “Настольная книга корифея”;
  • премия либо ежемесячная стипендия от попечительского совета гимназии;
  • диплом, сертификат, наградной значок;
  • право представлять свое образовательное учреждение на конференциях, фестивалях, форумах всех уровней;
  • выездные образовательные программы и стажировки за счет школы;
  • льготное поступление в вузы (при наличии договора о рейтинговом зачислении; такие договоры уже заключены с несколькими ведущими вузами Екатеринбурга: лидеры рейтинга получают дополнительный балл при зачислении на некоторые факультеты и специальности).

В мае 2007 г. в гимназии было организовано анкетирование всех учащихся 8–10-х классов и их родителей; мониторинг показал, что 74% гимназистов и 81% родителей в целом поддержали внедряемую модель профильного образования в старшей ступени. Лишь около 10% гимназистов и 13% родителей предпочли бы традиционную модель (основной аргумент – сложность и ответственность индивидуального выбора; вероятность ошибки; “лучше было бы прислушаться к авторитету педагогов”). Между тем 58% гимназистов и 57% родителей одобрили рейтинговую систему оценивания; остальные предпочли бы вернуться к проверенной пятибалльной шкале.

Рейтинговая модель показала себя как гибкий инструмент оценивания, который может объединять различные параметры и коэффициенты. Педагоги считают ее важным фактором обеспечения преемственности между школой и вузом, т. к. высшие учебные заведения также могут эффективно использовать модель рейтинга при оценивании учебных успехов либо отдельных видов достижений своих учащихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль