Диагностическая работа в общеобразовательной школе

12130

Любая психодиагностическая деятельность школьного педагога-психолога – это одно направление целостного процесса, она обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими направлениями, чаще всего – с коррекционно-развивающей работой.

Школьный педагог-психолог подотчетен директору школы и зависит от администрации во всем, начиная с распределения рабочего времени до плана работы с детьми.

Главная задача педагога-психолога школы – отслеживать психологическое благополучие и учеников, и учителей. Для решения поставленной задачи педагог-психолог  работает в разных направлениях, одним из которых является диагностическое.

Основная цель психодиагностики – создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация психотерапевтических мероприятий.

Конфиденциальность
Педагог-психолог не только обязан быть тактичным и доброжелательным – его деятельность должна быть конфиденциальной. Информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, не подлежит разглашению. В случае необходимости передачи этих сведений третьим лицам она должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и

Методики диагностики готовности ребенка к школе - это диагностическая работа в общеобразовательной школе, подразумеваяющая конфиденциальность и при написании отчетов представлять только общие результаты и сравнительные характеристики учеников. На любую работу с детьми, не связанную напрямую с их образовательными потребностями, нужно разрешение родителей.

Психодиагностическая работа, индивидуальная и групповая, осуществляется по плану, запросу педагога, родителей или самого ребенка.

Результаты психодиагностики педагог-психолог использует в следующих целях:

  • составляет социально-психологический профиль класса;
  • вносит в личные карты школьников;
  • подготавливает психологические характеристики учеников.

Диагностические схемы
Полученные данные служат для определения путей и форм оказания помощи детям, которые испытывают трудности в обучении и общении, а также для выбора средств и форм психологического сопровождения ребенка в соответствии с его личностными потребностями.

Условно выделяются две диагностические схемы:

  • диагностический минимум;
  • углубленное психодиагностическое обследование.

Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения образовательного процесса. Вместе с тем они органично взаимодействуют друг с другом и применяются в определенной последовательности.

Первая психодиагностическая схема – диагностический минимум. Она направлена на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое  условие сохранения психологического здоровья учащихся. Эта схема представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Ее проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4–5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8–10-й классы),  подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс).

Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояние школьника по определенным фиксированным характеристикам на протяжении всего процесса обучения в школе. В случае выявления проблем при осуществлении первичного  диагностического минимума, свидетельствующих о возможных  нарушениях в развитии ребенка, педагог-психолог проводит углубленное психодиагностическое обследование личности школьника.

Таким образом, по итогам диагностического минимума выделяются группы "психологически благополучных" школьников и  школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии. Также по итогам проверки запроса педагога или родителя на обоснованность педагог-психолог либо относит ребенка к категории "проблемных", либо ориентирует свою работу на самих авторов запроса, их консультирование и решение их сложностей.

Далее в отношении каждого школьника из группы "проблемных" выдвигается гипотеза о происхождении и причинах психологических трудностей. В соответствии с гипотезой реализуется определенный тип  дальнейшего диагностического обследования. Если у педагога-психолога нет возможности справиться с проблемой или нужна помощь профильного специалиста, следует обратиться за помощью в центры психолого-медико-социального сопровождения  (ЦПМСС). Школьники, охарактеризованные по результатам диагностики как "психологически благополучные", не подвергаются обследованию до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса от них либо от родителей и педагогов.

Обучающая психодиагностика

Следует отметить, что немаловажная особенность психодиагностической работы заключается в применении индивидуального и коллективного обследования – метода обучающей психодиагностики, который объединяет в себе тестирование, психологическое просвещение и консультирование учащихся. Этот метод направлен прежде всего на реализацию запросов учащихся на самопознание, повышение эффективности индивидуального консультирования. Для индивидуальной обучающей психодиагностики используются методики, ориентированные на изучение личностных особенностей, отношений с другими людьми и профориентацию.

Практика показывает, что обучающая психодиагностика, которая практикуется на занятиях педагога-психолога с детьми в школе, не только помогает школьникам понять актуальные психологические проблемы, но и способствует формированию у них адекватного положительного отношения к коррекционным мероприятиям, прививает навыки психологическойm культуры.

Педагогу-психологу предоставлена возможность самому отбирать диагностические методики. Для удобства использования  можно сгруппировать их по направленности:

  • диагностика и изучение психологической готовности детей к обучению в школе;
  • определение уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) учащихся;
  • разграничение задержек психического развития и умственной отсталости;
  • изучение эмоционально-волевой сферы детей и взрослых;
  • изучение личностной сферы детей и взрослых;
  • диагностика семейных отношений;
  • профдиагностика и профориентационная работа;
  • диагностика взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком;
  • развитие познавательных процессов;
  • психокоррекционная работа;
  • психогимнастика, психологическая разгрузка (аудиокассеты с музыкальными записями);
  • другие направления диагностики – в зависимости от нужд конкретного образовательного учреждения (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).

Принципы отбора методического инструментария
Существуют определенные принципы отбора диагностических методик:
1. Разнонаправленность методик, охватывающих все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояние, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. "Банк" методик должен включать методики для разных возрастных групп, комплекс различных показателей (с возможностью отследить их в динамике), дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации, регистрации актуальных состояний и построения прогноза, определения "зоны ближайшего развития".
3. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.
4. Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
5. Использование компьютерных диагностических методик, что позволяет значительно экономить время на подготовке тестового материала и процедуре обработки результатов.

Следует предостеречь от чрезмерного использования компьютерной психодиагностики, т. к. непосредственное эмоциональное общение ученика с педагогом-психологом дает дополнительный материал для исследования и позволяет наладить личностный контакт.

По результатам диагностических обследований педагог-психолог готовит аналитические справки и таблицы, которые обсуждает с классными руководителями и родителями на родительских собраниях и индивидуальных встречах. Эти данные позволяют вы явить индивидуальные особенности познавательной и личностной сферы ребенка. Таким образом, педагоги имеют возможность опереться в своей работе на сильные стороны ученика и создать для него ситуацию успеха благодаря формированию индивидуального стиля учебной деятельности учащихся.

Тем самым при необходимости для каждого, даже самого слабого ученика, педагог-психолог совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальных занятий, которая позволяет школьнику освоить необходимый образовательный ценз. Работа педагогов с трудными детьми по индивидуальным маршрутам реализуется эффективнее. 

Например, отдельным ученикам рекомендуется посещать коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные занятия по развитию когнитивных процессов (памяти, внимания и др.).
2. Групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия, направленные на уменьшение агрессии, тревожности, дезадаптации.
3. Индивидуальные психотерапевтические занятия по коррекции направленности личности, формированию самопринятия. Также по результатам групповых диагностик могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1. Тренинг на сплочение коллектива.
2. Тренинг на тему "Защита отверженных".
3. Программа "Межличностные отношения" (практические и лекционные занятия).
4. Индивидуальные занятия по коррекции и развитию речевой деятельности.

Автор: Е.К. Трофимова,  педагог-психолог высшей квалификационной категории  ГБОУ СОШ № 1138, Москва

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль