Инспекционная деятельность в сфере образования

7733

Правовые основы

Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” определены функции федеральных органов исполнительной власти по вопросам контроля и надзора, включающие в себя осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Порядок проведения инспекций по контролю в сфере образования, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), права юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю регулируются Федеральным законом от 08.08.01 № 134­ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.

Статьей 28 (п. 21) Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесены: надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в т. ч. путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием.

Одновременно ст. 30 того же Закона предусмотрено право федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, передавать часть своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования.

Порядок проведения контроля и надзора в сфере образования регламентирован Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.07 № 116 “Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования” (далее – Правила).

В соответствии с этими Правилами контроль и надзор в сфере образования отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор), полномочия которой определены постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 300 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки”.

Рособрнадзор в соответствии с установленными полномочиями осуществляет:

  • контроль и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации (в т. ч. в области образования);
  • контроль и надзор за качеством образования и подготовки выпускников.

Пунктом 17 ст. 29 Закона РФ “Об образовании” установлено также право органов государственной власти субъектов РФ в области образования осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования, исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями независимо от форм собственности, а также за деятельностью органов местного самоуправления в сфере образования.

Правилами введено понятие “уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования” в пределах компетенции, установленной Законом РФ “Об образовании” и Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Отметим, что правом осуществления контроля и надзора в сфере образования в субъектах РФ обладают и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования. Так, согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ “Об образовании” “государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах”. Они также обладают правом направлять обязательные для исполнения предписания в образовательные учреж­дения (далее – ОУ) или научные организации и их учредителям об устранении выявленного несоответствия.

В настоящее время в большинстве субъектов РФ контроль и надзор в сфере образования выполняют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования.

Регламентация инспекционной деятельности

В системе контроля и надзора одним из основных компонентов обеспечения исполнения законодательства РФ в области образования является инспектирование.

Как установлено ст. 30 (п. 6) Закона РФ “Об образовании”, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации ОУ независимо от их организационно­правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования.

Правилами определено два вида проверок: выездная (инспекционная) и камеральная, которые, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми.

Периодичность проведения инспекционных проверок регламентирована ст. 7 Федерального закона от 08.08.01 № 134­ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, в соответствии с которой плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) может быть проведено не более чем один раз в два года.

Выездные (инспекционные) проверки в соответствии с соответствующими приказами и планами­заданиями проводятся комиссией, члены которой имеют право:

  • проверять деятельность образовательной организации или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
  • запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
  • проводить экспертизу документов;
  • осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Камеральные проверки осуществляются путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.

Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в органы, имеющие право осуществления контроля и надзора в сфере образования, обращений физических и юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах и должен содержать следующую информацию:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или подтверждение их отказа от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту могут прилагаться протоколы (заключения) проведенных экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.

По итогам проверки органами, проводившими контрольные мероприятия, определяются меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в т. ч. выдаются образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания о приведении условий образовательной деятельности и качества образования в соответствие с законодательством РФ в области образования.

Предписание направляется в образовательную организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством РФ в области образования, – учредителю образовательной организации.

Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Информация о результатах исполнения предписания представляется в орган, осуществивший мероприятие по контролю, к которой прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, установленных законодательством РФ.

Информация о нарушении законодательства РФ в области образования и материалы проверки могут быть направлены в органы государственной власти РФ или в правоохранительные органы РФ.

Объекты проверок Рособрнадзора

В 2004–2006 гг. инспекционная деятельность осуществлялась Рособрнадзором в ходе плановых и внеплановых выездных (инспекционных) проверок.

За это время были проведены инспекционные проверки в 48 субъектах РФ: Республиках Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Хакасия, Удмуртия, Чувашия, Кабардино­Балкарской Республике, Камчатском, Краснодарском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Орловской, Пензенской, Псковской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Читинской, Ульяновской областях, г. Санкт­Петербурге, Ханты­Мансийском автономном округе (Югре), Ямало­Ненецком автономном округе.

В каждом субъекте РФ в ходе проверки изучалась деятельность регионального органа управления образованием, муниципальных органов управления образованием и ОУ. Получаемая таким образом информация позволяет сформировать объективное представление о состоянии системы образования региона. В целом в ходе проверок была проанализирована деятельность 48 региональных, 141 муниципального органа управления образованием и 536 ОУ.

Направления инспектирования

Деятельность органов управления образованием и ОУ проверялась по следующим направлениям:

  • соответствие нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления законодательству РФ в области образования;
  • cоответствие уставов ОУ, договоров между учредителем и ОУ, а также локальных актов ОУ законодательству РФ в области образования;
  • соблюдение порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации дошкольных, общеобразовательных учреждений, ОУ начального профессионального образования;
  • обеспечение государственных гарантий права граждан на получение дошкольного, основного и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;
  • соблюдение требований законодательства РФ в области образования при реорганизации и ликвидации ОУ соответствующего подчинения и уровня образования;
  • обеспечение прав граждан при оказании ОУ платных образовательных услуг;
  • учет, устройство детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их социальной поддержки и осуществление контроля за их содержанием и образованием;
  • соблюдение порядка организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений.

Результаты инспектирования

По итогам инспектирования можно констатировать, что в проверенных субъектах РФ проводится работа по обеспечению соблюдения законодательства РФ в области образования.

Органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, проводится определенная работа по организации контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления в области образования, а также за деятельностью ОУ.

Об эффективности их деятельности или об отсутствии таковой в каждом конкретном субъекте РФ можно судить на основании нарушений, установленных Рособрнадзором во время выездных (инспекционных) проверок в указанный период, которые условно можно разделить на 4 группы.

1. Нарушения, выявленные в области нормативно­правового обеспечения

1.1. Субъектами РФ не в полном объеме приняты нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию субъекта в области образования в соответствии с действующим законодательством. Как известно, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122­ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» субъектам РФ необходимо было принять нормативные правовые акты, регламентирующие следующие вопросы:

  • определение категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, порядка и размеров ее предоставления в целях реализации их права на образование в ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ;
  • порядок утверждения устава государственного ОУ, находящегося в ведении субъекта РФ;
  • порядок создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ субъекта РФ;
  • установление нормативов субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреж­дений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов);
  • нормативы финансирования образования субъекта РФ;
  • установление для ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ, дополнительных
    к федеральным требований к ОУ в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
  • порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ;
  • установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам права на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади;
  • размер денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам государственных ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ;
  • порядок обучения и воспитания детей­инвалидов на дому;
  • дополнительные виды социальной поддержки детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных ОУ);
  • размеры и порядок возмещения расходов на курсы по подготовке к поступлению в ОУ среднего и высшего профессионального образования детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • размеры и порядок возмещения расходов учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • размеры и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных ОУ;
  • порядок обеспечения выпускников ОУ для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении субъектов РФ, органов местного самоуправления одеждой и обувью и единовременным денежным пособием;
  • порядок обеспечения выпускников из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ОУ (кроме ОУ федерального подчинения), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в ОУ профессионального образования за счет средств ОУ начального, среднего и высшего профессионального образования, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием;
  • правила проезда детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ОУ, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Тем не менее, несмотря на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122­ФЗ прошло достаточно времени, в субъектах РФ не в полном объеме разработаны и приняты вышеназванные нормативные правовые акты.

Как правило, не приняты нормативные правовые акты по таким вопросам, как установление порядка:

  • обучения и воспитания детей­инвалидов на дому;
  • утверждения устава государственного ОУ, находящегося в ведении субъекта РФ;
  • создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ субъекта РФ;
  • введения для ОУ субъектов РФ требований, дополнительных к федеральным в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

1.2. В отдельных регионах установлено частичное несоответствие региональных законов об образовании Закону РФ “Об образовании”.

Региональными законами неправомерно устанавливались такие нормы, как:

  • право выдачи муниципальным ОУ лицензии на ведение образовательной деятельности органами местного самоуправления или даже муниципальными органами управления образованием, что является нарушением Закона РФ “Об образовании”, согласно которому лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования;
  • право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать региональные и местные налоги и сборы на цели образования, что противоречит Налоговому кодексу РФ;
  • право общеобразовательных учреждений “повышенного уровня” осуществлять прием обучающихся на конкурсной основе, что является нарушением права граждан на общедоступное общее образование.

1.3. Значительной частью органов местного самоуправления не приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок утверждения устава муниципального ОУ и порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципального ОУ, как установлено Законом РФ “Об образовании”.

1.4. Не завершена работа по заключению договоров о взаимоотношениях между учредителем и ОУ, что является нарушением ст. 11 Закона РФ “Об образовании”.

1.5. В нарушение ст. 11 Закона РФ “Об образовании” допускается совместное учредительство ОУ государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.6. Уставы ОУ не в полной мере удовлетворяют требованиям ст. 13 Закона РФ “Об образовании”, т. к. в них:

неправомерно устанавливаются:

  • прием детей на I и III ступени обучения в общеобразовательные учреждения на конкурсной основе;
  • отчисление обучающихся из ОУ за пропуски занятий;
  • возраст обучающихся, начиная с которого возможно отчисление за грубые нарушения устава и совершение противоправных действий, – 14 лет (вместо 15 лет);
  • право дошкольного образовательного учреждения на отчисление воспитанника за несвоевременное внесение родительской платы за его содержание;

не внесены дополнения (установлены Федеральным законом от 22.08.04 № 122­ФЗ) по вопросам:

  • использования имущества, закрепленного за ОУ;
  • запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ОУ, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником ОУ, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
  • порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2. Нарушения, выявленные в сфере лицензирования и аккредитации образовательной деятельности

2.1. В ряде субъектов РФ значительное количество учреждений дошкольного и общего образования неправомерно осуществляют образовательную деятельность без лицензии на право ее ведения.

2.2. Превышение предельной численности обучающихся, указанной в приложении к лицензии.

2.3. Значительное количество ОУ не имеют государственной аккредитации, что приводит к нарушению прав выпускников, т. к. неаккредитованное ОУ не имеет права выдавать документы об образовании государственного образца.

2.4. Форма приложений к лицензиям на право ведения образовательной деятельности не всегда соответствует установленным требованиям.

2.5. Приказы по аттестации учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования не во всех случаях содержат коды профессий и специальностей по классификаторам профессий и разряды, присваиваемые по окончании обучения по программам профессиональной подготовки, ступени квалификации по программам начального профессионального образования.

2.6. В отдельных субъектах РФ неверно указываются наименования специальностей и профессий, квалификации, присваиваемые по завершении образования, минимальные сроки обучения; по программам начального профессионального образования указываются не ступени квалификации, а присваиваемые разряды; не указываются рабочие профессии, по которым проводится профессиональная подготовка в учреждениях начального профессионального образования.

2.7. В приказах, утверждающих составы комиссий по лицензионной экспертизе, не всегда установлены сроки сдачи документов по лицензионной экспертизе; иногда не указывается в качестве основания для проведения лицензионной экспертизы заявление учредителя.

3. Нарушения, выявленные в обеспечении прав граждан на образование

3.1. Действующая сеть дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) в значительной части проверенных субъектов РФ не позволяет удовлетворять право на дошкольное образование в соответствии с имеющимся спросом населения.

3.2. Допускается превышение установленной Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении наполняемости групп в ДОУ.

3.3. Количество ДОУ компенсирующего вида, коррекционных групп в ДОУ не соответствует потребностям в них граждан, что не позволяет своевременно оказывать детям с отклонениями в развитии необходимую коррекционную помощь.

3.4. Существующая сеть специальных (коррекционных) ОУ не позволяет в полном объеме удовлетворять право на образование детей с отклонениями в развитии; в ряде субъектов РФ отсутствуют специальные (коррекционные) ОУ (классы, группы) для детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно­двигательного аппарата при отмечаемом увеличении численности детей, имеющих указанные отклонения в развитии.

3.5. Специальные (коррекционные) ОУ недостаточно обеспечены кадрами педагогов­дефектологов, педагогов­психологов.

3.6. Отдельные категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Л. Дауна, дети с тяжелыми множественными нарушениями) продолжают считаться необучаемыми и, как следствие, находятся за пределами образовательного пространства.

3.7. Материально­техническая база значительной части специальных (коррекционных) ОУ не в полной мере отвечает необходимым требованиям в части создания условий для реабилитации детей: около половины учреждений требуют капитального ремонта; только около 60% учреждений имеют основные виды благоустройства; мастерские для организации трудового обучения не в полной мере обеспечены оборудованием, инструментами со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

3.8. В нарушение ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” органы местного самоуправления принимают решения о ликвидации ОУ без проведения предварительной экспертной оценки последствий принимаемых решений.

3.9. Органами управления образованием ослаблен контроль за ведением документации ОУ (отсутствуют номера приказов в книге приказов, записи о выбытии обучающихся, номера личных дел в алфавитной книге, исправления в алфавитной книге не заверены подписью руководителя и печатью).

3.10. Выявлены факты нарушения Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании (приказ Минобразования России от 02.04.96 № 143 “Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании”).

3.11. В книгах учета и записи выданных аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании допускаются помарки, подчистки и исправления.

3.12. Не соблюдается форма регистрации бланков аттестатов как документов строгой отчетности в аттестационно­бланочной документации, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

3.13. Отсутствуют акты приема­передачи с указанием состояния хранения, учета и наличия бланков аттестатов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании с указанием их номеров.

4. Нарушения, выявленные в сфере охраны прав детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.1. Органами опеки и попечительства не всегда соблюдается установленный Семейным кодексом РФ срок для устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

4.2. Не в полном объеме обеспечиваются нормы потребления рыбы, творога, овощей, соков, фруктов воспитанниками ОУ для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.3. Установлены факты невыплаты детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного пособия при выпуске из ОУ. В отдельных регионах в учреждениях начального профессионального образования размер полученной при выпуске детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, денежной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования составил 16% от установленного в регионе норматива.

Рекомендации

Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости создания системы контрольно­надзорной деятельности субъектов РФ за органами местного самоуправления и ОУ, что позволило бы эффективно обеспечивать соблюдение законодательства в области образования.

В этих целях субъектам РФ предстоит совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере образования региона, провести соответствующие мероприятия по структурной перестройке органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, улучшать инспекционную деятельность и информационное обеспечение.

Советник отдела по координации контрольно­надзорной деятельности Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора, заслуженный учитель РФВ.Г. Боровик



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль