Изменения в казначейском сопровождении деятельности образовательного учреждения

5555

С 1 января 2009 г. в казначейском сопровождении бюджетных учреждений произошли изменения. Это отразится и на управлении финансами образовательных учреждений.

Происходящие в настоящее время изменения в процессе финансового управления образовательными учреждениями (далее – ОУ) связаны с продолжением реализации бюджетной реформы и переходом от управления затратами к управлению результатами.

Использование при финансировании ОУ подхода управления затратами приводило к тому, что для учебного заведения устанавливался годовой бюджет по финансированию его расходов (в форме сметы, требования к которой утверждались учредителем и/или главным распорядителем бюджетных средств). При обязательном казначейском сопровождении деятельности ОУ осуществлялась как предварительная, так и текущая проверка в основном целевого характера использования средств. При этом под целевым использованием средств понималось осуществление платежей в четком соответствии со сметой и кодами бюджетной классификации расходов.

Несмотря на то, что учебный год захватывает две части разных календарных годов, смета для ОУ определялась на один финансовый (календарный) год, и процедуры завершения финансового года (с четко прописанным требованием о полном использовании выделенных бюджетных средств при возврате неиспользованных остатков на 31 декабря) не позволяли ОУ заключать долгосрочные договоры на период более одного года.

Лимиты бюджетных обязательств на текущий год прекращали свое действие 31 декабря текущего года. Принятие бюджетополучателями бюджетных обязательств после 26 декабря не допускалось. После этой даты запрещалось заключать договоры на выполнение работ, предоставление услуг и т. д. в пределах лимитов текущего года. Кроме того, возникали проблемы при заключении договоров в конце года на такой объем работ, который не мог быть реально выполнен до 31 декабря. Многие ОУ были вынуждены отказываться от бюджетных средств, выделяемых учебным заведениям по программам развития образования или в рамках национального проекта "Образование" в конце финансового года. Это обусловлено тем, что "освоить" их в условиях необходимости проведения согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсных процедур было невозможно. Кроме того, учебные заведения как бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) в Казначействе России (далее – казначейство) (п.1 ст. 161).

Все учебные заведения как бюджетные учреждения входят в реестр получателей бюджетных средств, финансируются на основе утвержденной распорядителем бюджетных средств сметы доходов и расходов через открытый в казначействе лицевой счет. Объем гарантированных собственником/учредителем для учебного заведения финансовых средств выделяется в форме лимитов бюджетных обязательств.

Внебюджетные средства, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учебного заведения, рассматриваются как дополнительные доходы бюджета, и порядок их использования фактически близок к порядку распоряжения средствами, получаемыми из бюджета. При этом усиливается значение административного контроля затрат и предполагается субсидиарная ответственность учредителя по возникающим обязательствам учебного заведения (т. е. управление образования можно было привлечь как соответчика при участии учебного заведения в арбитражных спорах).

Но уже с 1 января 2008 г. бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам (п. 5 ст. 161 БК РФ). А следовательно, повышается ответственность администраторов ОУ (директоров и бухгалтеров в первую очередь) за организацию управления финансами и своевременную оплату работы персонала в рамках формируемого штатного расписания.

Кроме того, субсидии и бюджетные кредиты учебным заведениям как бюджетным учреждениям не предоставляются (п. 6 ст. 161 БК РФ), что требует очень четких и выверенных расчетов финансовых потребностей учреждения и жесткого контроля за исполнением утвержденной сметы.

Переход на финансирование учебных заведений на основе концепции управления по результатам (в основе постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", определившее основные принципы финансирования в бюджетной сфере – программно-целевое бюджетирование, ориентированное на результат) не отменяет казначейского сопровождения их деятельности, но меняет его акценты, т. к. расширяются полномочия администраторов ОУ и повышается их ответственность за результаты деятельности, которая финансируется как государственное или муниципальное задание. Основной отчетностью ОУ в этом случае является отчет о результатах, полученных от использования средств. Кроме того, переход на многолетний финансовый план (бюджет) приводит к возникновению у учебных заведений двух видов бюджетных обязательств: действующих и принимаемых. Однако задачи казначейства, связанные с осуществлением жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств учебными заведениями (бюджетополучателями), не меняются.

Текущий контроль казначейства за осуществлением платежей из бюджета (то, что называется "санкционированием платежей" на языке БК РФ) требует от ОУ четкого соблюдения ограничений, установленных законодателем в законе о бюджете (федеральном, региональном, местном) по бюджетным ассигнованиям. Эти ограничения установлены главным распорядителем средств для каждого бюджетного учреждения по объемам финансирования и лимитам бюджетных обязательств.

Одним из видов финансовых ограничений выступает четкая регламентация авансовых платежей учебного заведения как бюджетного учреждения. Так, согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2009 и 2010 годов"» при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг с оплатой их из средств бюджета учебное заведение вправе предусматривать 100­процентные авансовые платежи (осуществлять предоплату), если это – договоры:

  • об оказании услуг связи;
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, разрешено 100­процентное авансирование договоров с оплатой за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учебных заведений. По остальным договорам авансовые платежи предусмотрены в размере до 30% от суммы договора.

Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию финансовых средств, продолжает оставаться эффективным средством обеспечения их целевого использования, т. к. позволяет не только выявлять нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвращать эти нарушения.

Кроме того, казначейство контролирует источники формирования доходов бюджетополучателей/ОУ (с точки зрения учредителя, подлежат зачислению на лицевой счет школы лишь доходы, прописанные в генеральном разрешении).

С 1 января 2009 г. определены изменения в казначейском сопровождении бюджетных учреждений, связанные:

  • c порядком учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета (на основании ст. 161 БК РФ и ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации");
  • порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", далее – Приказ № 87н);
  • Правилами обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 03.09.2008 № 89н).

Все финансовые операции учебного заведения осуществляются с единого расчетного счета казначейства, но ОУ как получателю бюджетных средств до 31 декабря 2008 г. могли открыть три лицевых счета, на которых отражались те из финансовых операций, которые связаны с функционированием именно этого бюджетного учреждения. Это были лицевые счета: получателя бюджетных средств; для учета операций по приносящей доход деятельности (внебюджетный лицевой счет); по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей.

С 1 января 2009 г. изменяется структура лицевых счетов, открываемых получателям бюджетных средств: финансовые операции в связи с осущест­влением полномочий учебных заведений будут отражаться только на одном лицевом счете, но на отдельных его разделах.

Основные изменения при регистрации бюджетных обязательств, выделяемых ОУ, связаны с тем, что в органах казначейства будут учитываться все бюджетные обязательства вне зависимости от их вида:

  • по государственным контрактам;
  • по договорам с поставщиками и иным договорам и соглашениям, не являющимся государственными контрактами;
  • по сделкам и обязательствам, по которым не заключался договор;
  • по исполнительным документам (в т. ч. по периодическим выплатам).

При этом любой договор, заключаемый учебным заведением (будь то на закупку учебных материалов или на ремонт помещения), должен ставиться на учет в органе казначейства, которое обслуживает учебное заведение, как отдельное бюджетное обязательство.

Обязательства отражаются на лицевом счете для учета операций ОУ как получателя средств бюджета (в разделах: операции с бюджетными средствами, операции со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, операции со средствами от дополнительного бюджетного финансирования).

Если с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. бюджетные обязательства (за исключением бюджетных обязательств по исполнительным документам – решениям суда) учитываются только на основании документов,представленных для оплаты денежных обязательств учебных заведений, то начиная c 1 января 2010 г. бюджетные обязательства будут учитываться отдельно: на текущий финансовый год; на первый и второй год планового периода; на третий, четвертый и пятый год после текущего финансового года и на последующие годы на основании сведений, предоставляемых учебными заведениями.

Номер бюджетного обязательства является уникальным и не подлежит изменению при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства или его перерегистрации.

Номер бюджетного обязательства состоит из двадцати пяти разрядов:

Номера разрядов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

где:

  • с 1 по 4 разряды – код органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет, по кодам отделений Федерального казначейства;
  • с 5 по 9 разряды – код получателя средств федерального бюджета по Сводному реестру;
  • с 10 по 13 разряды – год постановки на учет;
  • с 14 по 25 разряд – порядковый номер бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета в рамках одного календарного года.

Каждому государственному контракту/договору соответствует одно бюджетное обязательство, включая расшифровку сумм по кодам бюджетной классификации и источникам средств.

Одно бюджетное обязательство может исполняться как за счет средств бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

При постановке на учет бюджетного обязательства учебного заведения орган казначейства осуществляет проверку на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете учебного заведения.

В случае если бюджетное обязательство учебного заведения превышает неиспользованные доведенные бюджетные средства или утвержденные сметные назначения, орган казначейства принимает на учет данное бюджетное обязательство и доводит информацию об обнаруженном несоответствии до учебного заведения и распорядителя бюджетных средств. Таким образом, бюджетное обязательство регистрируется независимо от результатов казначейского контроля за наличием на лицевом счете у ОУ финансовых средств.

При реорганизации учебного заведения принятые бюджетные обязательства передаются на основании подписанного им и казначейством Акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств.

По запросу учебного заведения орган казначейства по месту обслуживания предоставляет справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств по состоянию на 1-е число соответствующего месяца, сформированную нарастающим итогом с 1 января текущего финансового года.

Изменяются с 1 января 2009 г. и контрольные процедуры при санкционировании оплаты денежных обязательств согласно Приказу № 87н. Бухгалтерия учебных заведений перестает самостоятельно готовить платежные документы, которые передавались в казначейство для проведения платежей и в случае неправильного заполнения возвращались учебному заведению для переоформления (что существенно задерживало сроки платежей). Вместо них будет осуществляться подготовка заявок на кассовый расход или на получение наличных денег.

Казначейства проверяют правильность оформления таких заявок, а именно:

  • наличие необходимых реквизитов и показателей и соответствие их друг другу и информации, имеющейся в органах казначейства;
  • наличие документов­оснований для оплаты (в случае необходимости);
  • актуальность используемых кодов бюджетной классификации;
  • соответствие используемых кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа исходя из утвержденного Минфином России Порядка применения бюджетной классификации РФ;
  • допустимость авансового платежа (в случае необходимости);
  • непревышение указанного авансового платежа предельному размеру авансового платежа, установленному федеральным законом (постановлением Правительства РФ);
  • соответствие содержания операции, исходя из документа-основания, коду классификации операций сектора государственного управления и текстовому назначению платежа, указанным в заявке.

Кроме того, с 1 января 2010 г. будет осуществляться контроль наличия зарегистрированного обязательства.

В одной заявке может содержаться несколько сумм кассовых расходов (кассовых выплат) по разным кодам классификации расходов бюджетов по одному денежному обязательству.

Заявка подписывается руководителем и бухгалтером учебного заведения. Для подтверждения возникновения денежного обязательства учебное заведение представляет в казначейство вместе с заявкой соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, а также:

  • счета поставщиков товаров, работ или услуг;
  • акты выполненных работ;
  • накладные;
  • другие документы, подтверждающие возникновение у школы денежных обязательств.

Прилагаемый к заявке документ-основание на бумажном носителе после формирования его электронной копии казначейством подлежит возврату учебному заведению. Таким образом, в казначействе остается электронная база документов, на основании которых осуществлялись платежи. При этом электронные копии документов-оснований подлежат хранению в казначействе в соответствии с Правилами организации государственного архивного дела (п. 9 Приказа № 87н).

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам осуществляется проверка кассовой заявки по следующим направлениям:

1. Общий контроль:

  • коды классификации расходов бюджета, указанные в заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления заявки;
  • указанные в заявке коды классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов, должны соответствовать текстовому назначению платежа;
  • непревышение указанного в заявке авансового платежа предельному размеру авансового платежа, установленному федеральным законом.

2. Контроль за свободным остатком лимитов бюджетных обязательств учебного заведения (на непревышение сумм в кассовой заявке остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, учтенных на лицевом счете учебного заведения).

Под свободным остатком бюджетных обязательств понимается разница между суммой доведенных учебному заведению на период бюджетных средств с учетом восстановленных кассовых расходов (выплат) в текущем финансовом году за вычетом сумм произведенного кассового расхода (выплаты) и ранее зарегистрированных, но еще не исполненных заявок.

Контроль соответствия информации в заявке реквизитам и показателям бюджетного обязательства будет применяться с 1 января 2010 г.

Избежать казначейского сопровождения могут только организации, не являющиеся бюджетными учреждениями и имеющие другую организационно-правовую форму, – функционирующие в форме автономного учреж­дения (согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В этом случае ОУ не будет входить в реестр получателей бюджетных средств и может открыть банковский счет в любом кредитном учреждении, а получаемые им внебюджетные средства будут рассматриваться как собственные доходы этого учреждения.

Нормативные документы

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп.)
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2009 и 2010 годов"»
  • Приказ Минфина России от 03.09.2008 № 89н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
  • Приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета"

Бюджетное учреждение – это учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ).

В представляемом в казначейство документе "Сведения об обязательстве" должна содержаться следующая информация:

  • номер и дата формирования документа получателем средств бюджета;
  • код бюджетного учреждения и номер его лицевого счета;
  • код валюты, в которой принято бюджетное обязательство;
  • сумма бюджетного обязательства в валюте договора;
  • возможность авансового платежа и правила расчета авансового платежа (процент или общая сумма);
  • реквизиты договора, заключенного с поставщиком товаров, работ или услуг;
  • наименование и банковские реквизиты поставщика, с которым заключен договор;
  • код (коды) бюджетной классификации расходов, по которому принято бюджетное обязательство;
  • содержание предмета принятого бюджетного обязательства по каждому коду бюджетной классификации расходов;
  • источник средств по каждому коду бюджетной классификации расходов принятого бюджетного обязательства;
  • сумма бюджетного обязательства по каждому коду бюджетной классификации расходов и источнику средств в валюте договора и в рублях;
  • график оплаты в разрезе кодов бюджетной классификации расходов и источников средств (с разбивкой по годам для долгосрочных бюджетных обязательств и с разбивкой по месяцам в рамках текущего года) в валюте договора и в рублях.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль