Диагностическая карта урока

5819

В Центре образования № 497 г. Москвы разработана и используется для внутришкольного контроля качества преподавания диагностическая карта урока. Анализируя урок, заместитель директора совместно с учителем выявляет нерешенные проблемы; определяет методические резервы повышения качества обучения, такие как:

  • внедрение поисковых и проблемных методов обучения, использование парной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся;
  • продумывание роли, места, времени и цели проведения самостоятельной работы учащихся на каждом уроке;
  • соответствие содержания учебного материала триединой дидактической цели (далее – ТДЦ) урока;
  • систематическое использование:
    – развивающих и творческих заданий;
    – специальных приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
    – технических средств обучения, первоисточников, индивидуальных карточек и другого раздаточного материала.

Диагностическая карта урока (таблица) заполняется по результатам посещенных уроков учителем совместно с завучем в течение учебного года, что позволяет проследить динамику работы учителя.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя

Учебный предмет

Дата (число, месяц)

Класс

Показатели

Оценка в баллах

Сумма

Постановка ТДЦ

Методы обучения (МО):

словесные

наглядные

поисковые

проблемные

Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПДУ):

фронтальная

парная

групповая

индивидуальная

Содержание учебного материала (СУМ):

объем

качество

соответствие базовому уровню

превышение базового уровня

сверх программы

соответствие МО и ФОПДУ

соответствие ТДЦ

Организация самостоятельной работы:

время

цель – поиск новых знаний

закрепление знаний

систематизация знаний

контроль знаний

Средства обучения:

технические (ТСО)

наглядность

первоисточник

учебник

эксперимент

индивидуальные карточки

Приемы активизации УПД учащихся

Активность учащихся

Развивающие и творческие задания:

наличие

качество

эффект от применения

Этап актуализации опорных знаний

Качество ЗУН

Коррекционные баллы

Итого

Обработка данных

Показатели оцениваются по 4-балльной шкале:

  • на данном уроке позиция не использована – 0 баллов;
  • позиция недостаточно проработана или неэффективна – 1 (удовлетворительно);
  • позиция выбрана адекватно целям и задачам урока, но недостаточно проработана – 2 (хорошо);
  • позиция выбрана адекватно целям и задачам урока и успешно применена – 3 (отлично).

Коррекционные баллы добавляются за интересные методические находки, не учтенные в диагностической карте урока.

Итоговый балл урока характеризует уровень проведения урока:

  • недостаточный уровень – менее 20 баллов;
  • низкий – 20–40;
  • средний – 40–60;
  • высокий – более 60 баллов.

Анализ эффективности урока

Для оценки эффективности урока с позиции инновационных требований к профессиональной деятельности учителя в ОУ разработана и опробована следующая схема:

Анализ эффективности урока

Ф.И.О. учителя

Учебный предмет

Показатели

Баллы

1. Наличие продуманного плана урока:

а

опрос и объяснение

10

б

постановка цели урока и подведение его итогов вместе с учащимися

15

в

проблема; вовлечение учащихся в разрешение проблемы

20

2. Организация деятельности учащихся, обеспечивающая учебную мотивацию:

а

слушание

10

б

деятельность под руководством учителя

15

в

самостоятельное открытие новых знаний под руководством учителя

20

3. Оптимизация за счет формы организации познавательной деятельности учащихся, методов обучения, технологий:

а

  • работа с учебником;
  • наглядность;
  • дидактические материалы

10

б

  • формирование общеучебных умений и навыков учащихся;
  • формирование ключевых компетенций учащихся

15

в

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др. современные технологии

20

4. Личностно ориентированное обучение:

а

работа со всем классом (без индивидуального и дифференцированного подходов)

10

б

индивидуальный подход к некоторым учащимся

15

в

дифференциация на 3 уровнях

20

5. Микроклимат на уроке:

а

дисциплина обеспечена

10

б

атмосфера сотрудничества

15

в

создание условий для развития творческих способностей учащихся

20

Сумма баллов (эффективность урока)

В каждой из пяти позиций выбирается одна из оценок – 10, 15 или 20 баллов в зависимости от степени проработки данного блока учителем при подготовке к уроку. Эффективность урока оценивается по сумме баллов и выражается в процентах. Например, сумма баллов по всем пяти позициям – 75, соответственно, эффективность урока – 75%.

При эффективности урока ниже 40%, как правило, нет четко выраженных целей урока; учителем не продумана деятельность учащихся, на уроке преобладает монолог учителя, у большей части класса отмечается низкий уровень учебной мотивации. На таких уроках проводится в основном фронтальная работа с классом без индивидуализации и дифференциации обучения. Учитель не работает с книгой или другими источниками информации, не учит детей ставить цели и искать пути их достижения. При такой организации уровень проведения урока недостаточный для получения качественного образовательного результата. В нашем ОУ доля таких уроков не превысила 5%. Как правило, такие уроки "случаются" у начинающих педагогов или учителей, не имеющих педагогического образования.

Эффективность урока от 45 до 60% также характеризует достаточно низкий уровень его проведения. На таком уроке не реализуются постановка цели урока вместе с учащимися; формирование общих учебных умений и навыков или таких ключевых компетенций, как проблемная, информационная, коммуникативная и кооперативная, и т. д. Подобный урок малопродуктивен и не способствует формированию учебной мотивации школьников. К сожалению, доля таких уроков может достигать 25%. Вызвано это обычно перегрузкой некоторых учителей, инертностью в работе, нежеланием внедрять современные образовательные технологии, маленьким стажем работы.

При эффективности от 65 до 70% уровень проведения урока – достаточный. Педагоги, проводящие уроки такого уровня, в основном способны адекватно оценить свой урок и увидеть перспективы повышения его эффективности. Например, такие как дифференциация на трех уровнях и более, возможность применения ИК-технологий, проблемных и дискуссионных методов обучения и т. д. Часть педагогов затрудняется в определении этих перспектив, но, как правило, соглашается с предложениями завуча и в дальнейшей работе применяют полученные рекомендации.

Эффективность урока от 80% и более характерна для опытных педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию. Мы отмечаем уровень проведения таких уроков как высокий. На них продуманы и созданы проблемные ситуации, дети вовлечены в учебные дискуссии, цель которых – решить проблему. Все учащиеся мотивированы, и потому активны. В атмосфере сотрудничества и творчества дети самостоятельно или при поддержке учителя приобретают новые знания, исследуют, проектируют, мыслят, действуют.

Предложенную схему оценки эффективности урока удобно использовать при взаимопосещении уроков в рамках методических объединений учителей-предметников и при проведении внутришкольных конкурсов открытых уроков.

Н.Г. Кудрявцева,
заслуженный учитель РФ, зам. директора по научно-методической работе ГОУ "Центр образования" № 497, г. Москва

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль