Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Проектная деятельность в школе

  • 19 августа 2013
  • 3824

Грамотное ведение проектной деятельности в школе, которая представляет собой инновационную методику, способствует достижению поставленных целей учебного процесса. Статья поможет разобраться, какие виды проектирования и с какой целью применяются в общеобразовательных заведениях.

Правильная организация любого дела – половина успеха. От того, насколько грамотно разрабатываются планы, привлекаются ресурсы, осуществляются, а затем и анализируются проекты с принятием решений по дальнейшему совершенствованию работ, зависит результат начинания. Проектная деятельность в школе относится к организационным мероприятиям, которые позволяют осуществить глобальные направления учебного процесса. Это особый инновационный вид деятельности, позволяющий развить проектно-исследовательское мышление учащихся, расширить кругозор, повысить активность и подготовить их к следующей образовательной ступени.

В современных учебных заведениях проектная деятельность начинается уже в начальной школе. В раннем возрасте, благодаря применению метода, дети получают первый опыт в исследовательском направлении, тогда же закладываются основы специфического склада мышления. Продолжение проектно-исследовательских работ в средней и старшей школе позволяет реализовать индивидуальные способности за счет самостоятельного изучения интересующих вопросов и изложения понятого и переработанного  материала в форме отчетов.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Рекомендации по организации проектной деятельности читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Новая рабочая тетрадь метапредметного курса по проектной деятельности

 (для 10-11 класса)

- Технологическая карта реализации проекта

 (с примером заполнения)

Проектная деятельность в начальной школе

Согласно новым требованиям образовательных программ, педагоги начальной школы знакомят учащихся с основами проектирования. Чтобы правильно организовать проектно-исследовательские работы в младших классах, преподаватель должен учесть следующие моменты:

  • задания составляются в соответствии с возрастом и уровнем развития учеников;
  • темы проектов должны быть интересны школьникам, поэтому важно не навязывать предметы изучения, а мотивировать детей к их поиску;

  • необходимо создать условия для выполнения заданий (подготовить информационные данные и мультимедийное оборудование);

  • до начала выполнения проекта, следует ввести учеников в курс дела, рассказать им о том, как правильно выполнять подобные работы;

  • брать руководство проектами на себя, оказывать малышам всестороннюю поддержку, обсуждая методы получения информации (библиотека, журналы, интернет или справочники);

  • отрабатывать приемы проектно-исследовательской деятельности;

  • организовывать походы, экскурсии, наблюдения, которые помогут разобраться в теме, найти дополнительный материал.

Организованная с учетом перечисленных нюансов проектная деятельность в начальной школе будет соответствовать ФГОС, которые основной целью процесса обучения ставят развитие гармоничной личности.

Внедряем проектно-исследовательское направление в образовательной организации

Что же такое проектная деятельность в школе, и как она может применяться для реализации нововведений в образовательной сфере? Последние стандарты требуют развития данного направления, но не всегда достаточно полно разъясняют каким образом это сделать. Молодые специалисты могут воспользоваться готовыми проектами проектной деятельности в школе. Но сначала необходимо разработать эти проекты.

В первую очередь следует понять, какие виды работ можно осуществить с помощью проектного метода. Его используют в качестве самостоятельной творческой работы учащихся или как метод обучения. Внедрение проектного направления в работу педагогов требует продуманной организации.

Проектирование как самостоятельная деятельность учеников

Формы проектной деятельности в школе, реализуемой в соответствии с новыми стандартами, не следует путать с докладами, рефератами и исследованиями. Главное отличие этих понятий заключается том, что результат исследовательских заданий не известен заранее, тогда как доклады и рефераты – это лишь собранные и изложенные известные данные по заданной теме. В свою очередь, исследование, как и доклад, реферат – это лишь часть проектной работы, которая конечной целью ставит решение конкретной задачи и достижение запланированных результатов. При реализации проекта могут быть использованы любые методы самостоятельных изучений (сбор и анализ данных, построение графиков и осуществление экспериментов). Главное, чтобы в итоге задачи проекта были решены.

Выделяют пять разновидностей самостоятельных проектов, каждый из которых вполне реализует проектную деятельность, обозначенную ФГОС:

  1. исследовательские;

  2. игровые;

  3. информационные;

  4. творческие;

  5. практико-ориентированные.

Решение исследовательской задачи требует от исполнителей проведения экспериментов в выбранной сфере знаний и оформления полученных данных в стенгазету, презентацию или буклет. Такие проекты помогают учащимся определить интересующую область, готовят их к созданию курсовых и дипломных работ.

Форма игры, распространенная в образовательной деятельности, предполагает проведение общественных игр или выступлений. Школьники, через образы выбранных героев, предлагают решение поставленных задач с учетом своего мнения, сбора информации и ее изучения.

Информационное направление проектной деятельности реализуется в глубоком разборе и анализе темы, рассуждениях и доказательствах, на основании которых в дальнейшем создают журналы, газеты или обзоры.

Отвечает Ольга Ячменникова, учитель начальных классов МКОУ Гимназия г. Слободского

Самый большой выбор направлений предлагают творческие задания. Дети могут выбрать один из многих вариантов решений: внеклассные занятия или совместные постановки, благотворительные акции или недели вежливости, дни охраны природы или просмотр и обсуждение тематического фильма.

Практико-ориентированные задания, как и все другие, носят познавательный характер, но всегда должны иметь практическое воплощение. Творческие и игровые проекты также можно отнести к группе практико-ориентированных. Примерами подобных работ служат организация выставок, постановка спектаклей, оформление стендов и т.п.

Проектирование как метод обучения

Методы проектной деятельности в школе сейчас можно применять в любом направлении учебного процесса. Рациональнее использовать данную методику при работе со средними и старшими классами. В результате осуществления проектов происходит постоянное взаимодействие учителей и учащихся. Работа педагога в качестве консультанта, организатора и партнера меняет его роль и значимость в коллективе.

В процессе выполнения задач развиваются творческие и специфические навыки, формирует проектное мышление школьников. Деятельность по осуществлению проектов позволяет использовать как самостоятельную работу, так и все варианты взаимодействия: группово, парный или коллективный. Кроме того, при использовании проектного метода, закрепление материала происходит лучше, расширяется кругозор и способность учеников структурировать и излагать мысли.

Осуществление проектно-исследовательской деятельности в школе пошагово

Реализация рассматриваемого направления предусматривает несколько этапов:

  • выбор тематики и определение цели проекта;

  • работа над проектом;

  • оценка результатов.

Темы проектной деятельности в школе следует выбирать совместно с учащимися, с расчетом углубить их знания в определенном направлении. Применение методики выполнения проектных работ позволяет ученикам расширить познания, приобретая важные навыки, а учителям - заинтересовать школьников в изучении определенного предмета, улучшить образовательный процесс.

Независимо от выбранной темы, цель проекта должна быть реально достижимой и понятной всем. Несмотря на то, что результат работы ожидаем, стратегия и мероприятия по его достижению всегда индивидуальны.

Этап выбора темы и определения цели проекта можно обозначить как подготовительный. Педагог знакомит учащихся с идеей проектного подхода, мотивирует их к реализации работ. После определения темы помогает установить цель проекта, инициирует начало мероприятий. В течение всего процесса учитель отвечает за организацию проектной деятельности в определенном классе школы.

Работа над проектом делится еще на несколько этапов:

  • Планирование заключается в определении методик сбора и анализа данных, источника исходной информации, установлении параметров оценки работы и распределении заданий между участниками групп. Школьники самостоятельно определяют задачи и план действий, а педагог направляет, подсказывает идеи и наблюдает за деятельностью учеников.

  • Исследования проводят, применяя самые разнообразные методы сбора информации (опрос, наблюдение, анкетирование, эксперимент) и выявления альтернативных решений. После выбора наиболее оптимального варианта, приступают к последовательному выполнению проекта до достижения конечного результата. Роль учителя заключается в наблюдении и косвенном руководстве работой.

  • Выводы из полученных результатов формулируют на основе проведенного анализа данных. К моменту подведения итогов учащиеся оформляют проект, при необходимости обращаясь к учителю за помощью.

Проектная деятельность в школе по выбранным темам проектов оценивается после предоставления отчета в два этапа: оценка работы и оценка защиты. Представление и оценка проекта проводится на общих собраниях коллектива, в присутствии учащихся и преподавателей. Представление полученных результатов производят в любой удобной форме: устно, в виде презентации или доклада. В составлении отчета должна принимать участие вся группа, при этом следует подробно описать ход исследования, дать пояснение о сделанных выводах и сравнить полученные результаты с запланированными.

Педагог на этом этапе анализирует старания, креативность, качество работы школьников, при необходимости задает вопросы и направляет ход анализа. В настоящее время предложена система оценивания проекта, согласно которой:

  • новизна решений и актуальность темы дает 5, 10 или 20 баллов;

  • также оценивают объем реализованных разработок и количество вариантов решений;

  • практическая значимость добавит 5 или 10 баллов;

  • степень самостоятельности учащихся – 10 или 20 баллов;

  • качество оформления результатов оценивают в 5, 10 или 20 баллов;

  • рецензент может поставить 5 или 10 баллов за работу;

  • оценка защиты включает качество доклада (5, 10, 20 балов), представление глубины и широты изученной темы (5,10, 20 баллов), представление глубины и широты изученного предмета (5 или 10 баллов), а также ответы на вопросы педагога (5,10 баллов).

Подсчитав суммарный балл, получают следующую рейтинговую систему оценки:

  1. оценка «отлично» - 140-180 баллов;

  2. оценка «хорошо» - 100-135 баллов;

  3. оценка «удовлетворительно» - 65-95 баллов;

  4. оценка «неудовлетворительно» - ниже 65 баллов.

Описанная технология проектной деятельности в школе по ФГОС структурирует данное направление, помогая учителям и школьникам достигать поставленных целей.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Компетенции учителя. Требования профстандарта и ФГОС».

Кабинет информатики в школе

Структура и общий вид проектов

Прежде чем приступить к реализации проектно-исследовательского направления, администрация должна утвердить положение о проектной деятельности в школе. В документе прописывают требования и условия выполнения заданий, в том числе предложена структура работы.

Наиболее оптимальный вариант оформления проекта выглядит следующим образом:

  • Титульный лист, оформленный по требованиям, предъявляемым к типовым работам (доклад, реферат). Титульный лист содержит название учреждения, название темы, ФИО, название группы или класса, выполнивших работу, инициалы педагога, курирующего проект, город и текущий год.

  • Оглавление с указанием названий глав и страниц.

  • Главы основной части. В начале работы включают актуальность, обоснование, цели и задачи проекта. Первая глава содержит краткий литературный обзор и описывает методики. Вторая глава предлагает возможные варианты решения задач проекта. Следующая часть описывает проведенные работы. Основной раздел также должен содержать экономическую и экологическую оценку работы.

  • Заключение состоит из представления полученных результатов и выводов.

  • Список литературы включает источники, послужившие для сбора первичных данных.

  • В проект может быть включен раздел с приложениями. Он содержит объемные данные, которые тяжело разместить внутри основной части.

Отвечая на вопрос, обязательна ли проектная деятельность в школе, следует обращаться к требованиям ФГОС, которые предлагают проектно-исследовательское направление, как одну из форм деятельности для учеников всех уровней обучения и как способ оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образования. На ступени основного общего образования защита индивидуального проекта становится итоговой оценкой достижения метапредметных результатов. Также проектная деятельность является одной из форм организации учебной деятельности для учителей, способом развития компетентности и повышения качества образования, поэтому на текущем этапе школе неразумно игнорировать такой образовательный инструмент как проектная деятельность.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.