Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Проектная деятельность в школе

22 сентября 2019
7647
Средний балл: 0 из 5
Традиционные формы обучения только препятствуют развитию компетентностей, тогда как проектная деятельность в школе и проектные формы работы (уроки-исследования, дискуссии, круглые столы) позволяют ученикам выработать проектный тип мышления, основанный на способности определять перспективы, привлекать и выбирать ресурсы, планировать действия, осуществлять задуманное. Метод проектов в современной школе — это совместная работа учеников, педагогов и родителей, которая:
  • подразумевает творческую, исследовательскую, учебно-познавательную или игровую деятельность;
  • отличается согласованностью методов работы, общей целью, строгим планом и получением в результате социально важного продукта.

Проектная деятельность в школе

Сегодня роль и значение образование пересматривается, а потому вместо усвоения готовых знаний и навыков внимание акцентируется на развитии личности учеников. К передовым образовательным методикам, учитывающих это направление, является проектная деятельность в школе. Примечательно, что, используемый до 1932 года, этот метод был признан педагогически ошибочным и был запрещен вплоть до конца прошлого века. 
Проектная деятельность в школе подразумевает самостоятельное открытие обучающимися новых фактов и понятий вместо привычного получения от педагогов знаний и навыков в готовом виде. Дети выступают в роли исследователей и первооткрывателей, а их обучение становится более мотивированным. Школьники получают возможность развивать свои интеллектуальные способности, познавая окружающий мир и решая практические проблемы. 
Под проектной деятельностью понимают такую модель учебно-воспитательной деятельности, которая отличается гибкостью организации, способностью развивать интеллектуальные и духовные способности, что происходит в процессе создания социально и практически значимого образовательного продукта. Это элемент культуры человека в информационном обществе.  Любой состоявшийся проект — это своеобразная ценностно-смысловая точка опоры в развитии ребенка, «кирпичик» в здании личностного мировоззрения, очередная планка (граница) духовно-интеллектуального преодоления возрастания. Каждый проект культивирует чувство успешности, стабильности, уверенности в своих силах, придает ценность собственному существованию, взращивает жизнестойкость. Проектная деятельность кардинально меняет позиции школьника и педагога. Она ставит их в равноправные отношения, так как и педагоги, и учащиеся создают по единым критериям однородные образовательные продукты — проекты.
Проектная деятельность учащихся школы согласно ФГОС нацелена на развитие личностных качеств детей, этот метод обучения приучает их брать ответственность за свои действия и результаты работы. Метод проектов помогает сформировать личность, которая умеет самостоятельно справляться с потоком информации.
При выборе темы исследования ученики исходят из своих интересов. Это позволяет им самостоятельно определиться с траекторией процесса обучения и подстроить образование под себя. В начальной школе метод проектов заключаются в использовании творческих заданий и постепенном увеличении сложности деятельности. Уже к пятому классу ученики с интересом выполняют замысловатые проекты, а проектная деятельность в средней школе учит детей выполнять действительно сложные работы.
План освоения различных компонентов проекта в зависимости от возраста: 
  • Первая ступень (1-3 классы) Затруднение, главный вопрос, наводящие вопросы, замысел, цель, подбор содержательного материала, планирование, создание образовательного продукта, защита (выступление, постановка, спектакль, концерт, выпуск журнала и т.п.). 
  • Вторая ступень (4-6 классы) Неопределенность, центральный вопрос, уточняющие вопросы, замысел, цель, актуальность, планирование, подбор содержательного материала, создание образовательного продукта, защита. 
  • Третья ступень (7-9 классы) Противоречивая ситуация, проблемный вопрос, восполняющие вопросы, цель, актуальность, новизна, планирование, задачи, метод, подбор содержательного материала, структурирование, создание образовательного продукта, защита. 
  • Четвертая ступень (10-11 классы) Проблемная ситуация, формулировка проблемы, гипотеза, объект, предмет, цель, актуальность, новизна, планирование, задачи, методы, подбор и структурирование содержательного материала, создание образовательного продукта, защита. 
Основы проектной деятельности в школе ориентированы на результат (продукт), который может увидеть, пощупать, оценить иными критериями. Метод проектов приближает школьное обучение к реальной жизни, поскольку позволяет применять теоретические знания на практике. Учащиеся используют моделирование, исследования, логическое и пространственное мышление, развивают свои эстетические и коммуникативные способности, осознают ответственность за качество продукта и результат деятельности.  

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации проектной деятельности в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Как организовать проектную деятельность в новом учебном году. Советы и график проектов

 (профессиональные компетенции)

- Проектная деятельность обучающихся в условиях внедрения эффективного учебного плана

 (организуем деятельность)

Проект подразумевает: 
  • подключения ресурсов урочной, внеурочной и внешкольной деятельности (осуществить серьезный проект только силами урочной деятельности достаточно сложно, поэтому задействуются различные производственные мощности, ресурсы социокультурных и научно исследовательских институтов и т.д.); 
  • актуализацию потенциала общего (обязательность, непрерывность, ответственность, системность), дополнительного (демократичность отношений, свобода самовыражения, добровольность, вариативность) и семейного образования (любовь, поддержка, забота, вера и т.п.); 
  • тесное сотрудничество учащегося, педагога и семьи (их общая поддержка и заинтересованность в успехе). 

Проектная деятельность учащихся школы: классификация проектно-исследовательской деятельности 

Проекты в школьной практике позволяют успешно развить навыки научной, регулятивной, дидактической и познавательной деятельности. Проект подразумевает позитивный исход, положительное решение какой-либо конкретной проблемы, требует социального резонанса, общественной пользы. Проект является интегрированным продуктом, поэтому включает в себя элементы исследования, различные виды интерактивных взаимодействий, оптимальные способы реализации, межпредметные связи и т.д. Если проект оказался неэффективным, то смысл его утрачивается. Развитие проектной деятельности в школе важно еще и тем, что только с ее помощью можно формировать компетенции, универсальные учебные действия, открыть новые возможности для интеллектуальной и творческой реализации способностей школьников. 
Проекты, в отличие от других форм образовательных продуктов, обладают потенциалом воздействия на окружающий мир, ресурсом преобразующей силы (нужно согласно новой или обновленной модели не что переделать, улучшить, модернизировать, пересоздать, сделать заново и т.д.). В конечном итоге проект реализует выход на социокультурные практики, реформирующие образовательный процесс на уровне классного коллектива, школы или города. 
Проектная деятельность в школе обеспечивает выполнение различных задач:
  • упрощает адаптационные процессы;
  • обеспечивают всестороннее развитие коммуникативных навыков, инициативности и самостоятельности;
  • воспитание гражданской позиции у школьников;
  • формирование умения эффективно взаимодействовать с одногодками и взрослыми;
  • развитие умения ставить практические и познавательные задачи, проектировать цели, анализировать проблемные ситуации, рассматривать и проверять гипотезы, делать обоснованный выбор;
  • развитие навыка принимать решения, действовать по ситуации и брать на себя ответственность за свои действия.

Методическая помощь по организации проектной деятельности учащихся подготовлена специалистами системы «Завуч»

 

Реализация школьного проекта помогает выявить интересы и виды компетентности каждого вовлеченного в проект ученика. Следовательно, проектно-исследовательская деятельность не только способствует развитию компетентности, связанной с данными интересами, но и выявляет мотивацию учеников, что позволяет поддерживать в классе увлеченность выполняемой деятельностью. Метод проектов обеспечивает созидательную, творческую деятельность учащегося, который не только получает знания, но и применяет их на практике, создавая продукт собственной деятельности. Актуализируется способность школьника к самостоятельной деятельности, его исследовательская инициативность, творческая самореализация. 
В любом проекте главная педагогическая цель – это формирование различных основных, ключевых компетенций. В современной педагогике под такими компетенциями понимаются комплексные свойства личности, которые включают связанные между собой знания, умения, навыки, а также готовность применить их в необходимой ситуации. 
Программа проектной деятельности в основной или начальной школе позволяет учащимся приобрести следующие умения и навыки общеучебного спектра:
  1. Рефлексивные — школьники осознают поставленную задачу, осмысляя границы собственного знания и умения, а потому стремятся научиться большему, чтобы достичь поставленной цели.
  2. Поисковые — исследовательские умения школьников позволяют им определять способ решения поставленной проблемы посредством привлечения знаний из разных областей, что позволяет им самостоятельно находить нужную информацию благодаря общению с педагогами, использованию информационных ресурсов, выдвижения гипотез и предположений. 
  3. Коммуникативные умения — используются для презентации продукта проектной деятельности, взаимопонимания с партнерами по проекту, монологической и диалогической речи, выражения артистизма. Выражаются в умении идти на компромисс в ходе сотрудничества, отстаивать собственную позицию, взаимодействовать со старшими и сверстниками, коллективно планировать работу и осуществлять задуманное, решать общие задачи, находить ошибки в своей и чужой работе.
  4. Менеджерские умения — практика проектирования индивидуальной и групповой работы, планирования временных рамок, ресурсного обеспечения, прогнозирования результатов и последствий работы, осуществление самоанализа.  

Проектная деятельность может использоваться в ходе изучения любой предметной дисциплины, поскольку выбор темы происходит по инициативе учащегося, а не по настоянию учителя. Проекты делятся на несколько видов:
  1. Исследовательские. Представляет собой некоторое научное исследование в доступной и понятной форме. Такой вид работы включает в себя актуальность выбранного вопроса, определение задач, выдвижение теории и проверку гипотезы на практике с последующим результатом.
  2. Информационные. Проект направлен на сбор информации о каком-либо вопросе, чтобы проанализировать его и передать остальным.
  3. Творческие. Это реализация креативного подхода к решению задач. Обычно это театральные постановки, спортивные соревнования, живопись, музыкальные номера, мини-фильмы и т.д.
  4. Практико-ориентированный. Проект реализовывается, основываясь на интересах общественности (обучающихся, родителей, педагогов). Такой проект часто реализуется в стенах школы.
  5. Ролево-игровые. В таком проекте школьники распределяют между собой и  примеряют на себя роли исторических персонажей или героев художественной литературы.

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше об организации проектной деятельности учащихся в школе

Этапы организации проектной деятельности в школе 

Проектная деятельность в образовательной организации включает шесть последовательных этапов.
Этап Характеристика
Подготовительный
Во время этого этапа происходит выбор темы проекта. Тему может выбрать как сам ученик, так и педагог. Можно организовать дискуссию для обсуждения нескольких основных идей или их корректировки. При выборе исследуемой темы стоит опираться на интересы ученика, чтобы процесс был для него увлекательным. 
В качестве проектной работы ученикам предлагается задача, требующая в процессе работы над ней актуализировать, реализовать на практике, расширить полученные на уроках знания. Учитель формулирует задание: создает ситуацию, в которой дети ставят тему, определяют цель и результат деятельности, условия организации самостоятельно-групповой деятельности и материально-техническое оснащение. Информацию школьники будут искать в интернете, книгах, журналах, энциклопедиях и других источниках.
Обсуждение проблемных вопросов — «мозговой штурм». В процессе «мозгового штурма» учениками выдвигаются гипотезы, формулируются учениками совместно с учителем проблемные вопросы. Найденное решение будет ответом на ту или иную проблему. Формулируются темы исследований. Происходит общая работа по уточнению формулировки задания: дискуссия, обмен мнениями. Учащиеся «примеряют» предложенное задание «на себя», предлагая свое понимание и трактовку задумываемого в проекте результата, усложняют или упрощают его, достраивают недостающие (не определенные исходным заданием) детали. 
Планирование
На этом этапе появляются предложения, как можно разбить всю работу на части, а, следовательно, и необходимость разделить всех участников на группы. Оптимальная организационная форма работы — мини-бригады из 1-3 человек одинакового уровня компетентности. Ученикам предоставляется возможность свободно выбрать себе делового партнера и наиболее привлекательную часть работы, что позволяет создать работоспособные мини-бригады и учесть склонности школьников. На каждого участника группы распределяется несколько задач, за результат которых он будет нести личную ответственность.
В каждой группе происходит работа по обсуждению и детализации определенной части общей работы. Данный этап уже с первых шагов проектной деятельности позволяет сделать учебный проект сугубо индивидуальным для группы. На этом же этапе происходит распределение ролей в группе, определение заданий для каждого. Этот этап предполагает совместное планирование предполагаемых действий и планирование работы каждого участника. 
Реализация
Школьники занимаются сбором и обработкой информации, решением возникающих вопросов и т.д. В это время педагог контролирует процесс и, в случае необходимости, помогает в поиске источников и консультирует группы.
Работы по выполнению проекта в каждой группе идут по разработанному плану, где, в зависимости от его типа, или проводятся исследования, или поиск и сбор необходимой информации, или практическое изготовление чего-либо, необходимого для представления результата конечной деятельности. Учащиеся оформляют результаты своих исследований с помощью офисных программ (Word, Excel, Power Point). 
Презентация Выполнение запланированных работ заканчивается обычно публичным предъявлением результата. Участниками проекта подготавливается краткое выступление, в котором они описывают: в чем суть их проекта, какими знаниями они воспользовались при его создании, в чем особенности их разработки, каковы дальнейшие перспективы применения проекта, кто оказывал им помощь при выполнении работы. Презентация проектной деятельности в школе происходит после реализации всех предыдущих этапов. Важно подготовить итоговый продукт своей работы и представить его жюри. Это может быть устный доклад о проекте, реферат, выставка, театрализованное представление, презентация или мини-фильм.
Рефлексия
На этом этапе учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранные проектировщиками, объективные и субъективные причины успехов и неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. 
Оценивание
При оценке проекта важно проанализировать насколько поставленные задачи были решены, какие проблемы возникали в ходе работы, что интересного ученики узнали, обсуждаются все иные моменты, которые оказались важными для обучающихся.
Для этого учителем предварительно разрабатываются критерии оценивания работ учащихся. Следует отметить, что учащихся необходимо познакомить с критериями оценивания еще до начала проекта. В процессе освоения проектной технологией у учащихся происходит формирование информационной, прогностической, «работы в группе», общеучебной, организационной компетентностей.

Требования к проектной деятельности в школе по ФГОС

В контексте реализации положений ФГОС стратегическое значение приобретает умение школьников самостоятельно добывать знания, а не получать их непосредственно от учителя. Педагог выступает в роли консультанта, тьютора, организатора деятельности детей. Умеренное и правильное использование метода проектов становится актуальной альтернативой традиционной классно-урочной системе, однако не снижает уровень общеобразовательной подготовки учащихся. 
Методики проектной деятельности в школе позволяют учащимся самостоятельно получать и анализировать информацию, планировать работу, ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и аргументированные выводы, искать новые формы работы. В стандарте существует ряд норм и правил, которые регламентируют принципы организации проектной деятельности в школе. 
  1. Тема. Главным требованием, предъявляемым к проектной работе, является актуальность темы, взятой для рассмотрения. Тема проекта должны быть интересна школьникам. Хорошо, если, следуя созданной учителем проблемной ситуации, они обнаруживают границы знания и стремятся их расширить. В связи с этим для проектной деятельности чаще всего выбирают темы, имеющие социальное и практическое значение. Инициатива всегда должно исходить только от детей, в противном случае практическая ценность работы будет нивелирована. 
  2. План работы. Работа над темой предполагает планирование действий, постановку задач, поиск информации и ресурсов для осуществления деятельности, анализ полученных данных, создание продукта-результата, его презентация и обсуждение. Ни один из последовательных этапов работы над проектом не может быть опущен или заменен другим, результаты по каждому этапу обязательно фиксируются и используются для итоговой рефлексии.  
  3. Численность участников. Работа над проектом неизменно ведется при участии учителя, который оказывает консультативную и организационную помощь. Над одним проектом может работать один или группа школьников, при этом с учителем они выстраивают бесконфликтную педагогику и взаимодействие на принципах партнерства по горизонтальной, а не вертикальной модели. 
По завершению проектной деятельности в школе ученики должны расписать каждый выполненный этап и использованные методы и приемы, продемонстрировать новые знания, уровень развития творческого потенциала и т.д. При завершении исследования школьники должны подготовиться к защите и оценке работы. В процессе оценивания результатов проектной деятельности в основной школе учитываются не полученные знания, а принципы работы с информацией, степень освоения навыков. Более того, оцениванию подлежат только важные планируемые результаты, свидетельствующие о самостоятельной работе школьника. Ученики перед началом работы над проектом должны знать не только цели проектной деятельности в школе, но и критерии оценивания готового продукта. 
Оценивание также основывается на нескольких критериях:
  1. Актуальность и важность исследуемых проблем.
  2. Правильность используемых методов в данной тематике и обработки полученных итогов.
  3. Активная позиция каждого ученика группы в работе над проектом.
  4. Групповое принятие решений.
  5. Коммуникация и помощь друг другу.
  6. Глубина исследования проблемы.
  7. Использование знаний из смежных областей.
  8. Аргументация выводов и предложений.
  9. Качество демонстрации результатов проекта.
Ответы на вопросы по проекту, аргументы и краткость каждого ученика в группе.
Оценивание проектной деятельности в школе соответствии ФГОС происходит во время работы над проектом и на завершающем этапе. Обычно в качестве жюри выступает педагог и/или ученики, не причастные к проекту, однако представить продукт своей деятельности учащиеся могут родителям, учителям-предметникам или классному руководителю. Важно, чтобы оценка результатов была положительной, чтобы в дальнейшем стимулировать школьников к осуществлению будущих проектов.

Проектная деятельность в начальной школе

В первом классе педагоги постепенно включают детей в проектную деятельность (которая является пропедевтикой), используя преимущественно задания творческого характера (создание книжки о зиме, зимних приметах). Дети не только выполняют рисунки, поделки, но и начинают искать дополнительный материал на заинтересовавшую их тему. Программа проектной деятельности в школе предполагает привлечение родителей, которые заинтересованы в сотрудничестве и являются активными помощниками,  библиотекарей, которые выполняют функцию консультантов. 
На первом этапе введения в проектную деятельность в первом классе дети учатся работать в группах. Бывает, что не могут договориться, прийти к единому мнению, но классные руководители стремятся научить их искусству общения, понимания, взаимодействия. Второй этап — это поиск дополнительного материала (группой, парой, индивидуально) и оформление доклада или презентации. Ведь ни для кого не секрет, что частенько дети, составляя доклад или презентацию, просто списывают весь материал, найденный в книге или в интернете, зачастую, не понимая смысла. Третий этап (3-4 класс) — это групповая проектная деятельность со всеми этапами на уроке или во внеурочной деятельности. По продолжительности проекты в начальной школе могут быть краткосрочными, средней продолжительности и краткосрочными, использоваться  при изучении нового материала или обобщении пройденной темы. При изучении некоторых новых тем создают проблемную ситуацию, чтобы дети сами выдвинули различные гипотезы. В этом случае все детские высказывания принимаются, и потом идет поиск решения проблемы с получением продукта (схемы, таблицы, опорных сигналов). 

Проектная деятельность в средней школе

В средней школе проектная деятельность, которая обеспечивает исследовательскую и познавательную работу, является одной из самых эффективных форм реализации учебного плана. Он менять роль учителя, который из носителя информации превращается в организатора самостоятельной деятельности детей, помощника, консультанта. Он принимает непосредственное участие в поиске и обработке информации, анализе оптимальных подходов и условий к решению поставленных задач. В контексте личностно-ориентированного подхода и изменения типа взаимодействия ученика и учителя метод проектов позволяет достичь следующих дидактических целей:
  • повысить мотивацию подростков к учебной деятельности и включению в процесс самообразования;
  • стимулировать интересы школьников посредством решения творческих задач;
  • сформировать готовность к применению методов и приемов научного исследования;
  • смещение акцента на интерпретацию информации, а не на ее воспроизведение и заучивание. 
Проектная деятельность в средней школе позволяет педагогам научить детей учиться, поскольку по-настоящему прочными могут быть только самостоятельно добытые и усвоенные знания. Чтобы создать необходимые для реализации проекта условия, педагогу необходимо разработать учебно-методический пакет, подготовить дидактические материалы, определить критерии оценивания работы. 
Проектное обучение в средней школе меняет функцию отметки: оценивается динамика развития учащегося. К критериям оценивания добавляются: аргументированность выбора темы, социальная и практическая ценность проекта, полнота и объем раскрытия темы, использование литературы и ИКТ, оригинальность сделанных выводов и принятых решений, умение презентовать свой продукт и отвечать на вопросы по проектной работе. 

Проектная деятельность в старшей школе

В условии цикличных изменений в обществе, связанных с обеспечением устойчивого экономического развития, к системе образования предъявляются особые требования подготовки выпускника, способного решать множество практических задач, нацеленного на создание ценностей и конкурентоспособных продуктов. Успешное освоение обучающимися образовательных программ все чаще определяется его активным участием в проектах исследовательской деятельности и формированием самостоятельности, развитием мотивации и тренировкой соответствующих навыков. Выпускники школ должны быть субъектом своей жизнедеятельности, а для этого они должны уметь изучать и понимать окружающий мир.
Работа над проектом в рамках проектной деятельности в старшей школе предполагает решение социально значимой проблемы, которая имеет практическую, информационную или исследовательскую значимость. Несмотря на то, что методисты не сходятся во мнении о том, какая форма организации проекта эффективнее — индивидуальная или групповая, — индивидуальный учебный проект является обязательной частью учебного плана для учеников 10-11 классов. 
Индивидуальный учебный проект выполняется старшеклассниками под руководством педагога-наставника. Работа объединяет одну или несколько изучаемых дисциплин в любой из видов деятельности (художественно-творческая, учебно-исследовательская, практическая, познавательная, социальная). Работа над индивидуальным проектом может проводиться в течение всего обучения в старшей школе, а может быть запланирована только на один год. В учебный план обязательно включают время, необходимое на самоопределение ученика, конструирование его выбора, педагогическое сопровождение проектной деятельности. 
Индивидуальный учебный проект — это учебное исследование, которое выполняют ученики для получения навыков самостоятельной работы с информацией, освоения выбранных видов деятельности, углубления знаний по предмету в ходе решения практических задач. Благодаря проектной деятельности в основной школе школьники учатся решать на практике социально актуальные проблемы на уровне образовательного учреждения, формируют активную жизненную позицию. В результате они не только достигают того уровня знаний, который необходим для перехода на новую ступень (высшее образование), но и получают устойчивую мотивацию к учебе, практикуют самостоятельную социально и учебно направленную деятельность, объективно оценивают результаты труда, осуществляют рефлексию.  

Руководство развитием ОО

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Проблемы интеграции проектной деятельности в учебный процесс и ее значение

Во многих отечественных школах проектная деятельность осуществляется в таких формах, которые искажают первостепенную ее цель — развитие мышления школьников. В результате, вместо широких возможностей для интеллектуального развития детей наблюдается практика псевдопроектирования. К сожалению, применение теории на практике в большинстве образовательных учреждений реализуется посредством написания рефератов «на тему», а большинство педагогов плохо понимают, что такое проект и проектная деятельность в школе. Участвуя в школьной проектной деятельности, учащиеся получают новые знания, но не осваивают культурные способы исследования окружающего мира и решения практических задач (решая практические задачи, они не решают учебные). 
Следовательно, что работа с проектом была эффективной, педагогу необходимо организовать все так, чтобы ученики развивали мышление, практический и исследовательский интеллект, разрабатывая проект, решали учебные задачи. Прежде чем скачать примеры проектной деятельности в школе, педагогу важно освоить технологию обучения в действии. На каждом этапе реализации деятельности дети должны узнавать новые термины, понятия и критерии. 
Но несмотря на все недостатки реализации проектная деятельность в начальной, в средней и старшей школе нужна, прежде всего, для того, чтобы дети поняли, как важна их активность и проводимая работа для всего класса, педагога и родителей. Во время осуществления проекта ученики учатся коммуницировать, решать конфликтные ситуации и работать с различными источниками информации. Также дети учатся проявлять инициативу, брать ответственность и развивать творческое мышление. Все это важно для воспитания личностных качеств и формирования зрелой личности.
В ходе создания проекта учащиеся ощущают значимость своего труда: осознание того, что он может быть полезен, найти применение своим способностям, знаниям и умениям, что это будет востребовано окружающими людьми, а значит, у него есть шанс быть успешным и удовлетворенным своей деятельностью. После осуществленного проекта учащийся смотрит на привычные вещи иначе, подходит к ним иначе, оперирует ими иначе. Другими словами, он становится иным человеком, который превосходит самого себя прежнего, т.е. находится в постоянном развитии, совершенствовании. 



1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.