Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагогов

9142
Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагогов


Автор: Л.А. Анохина,  зам. директора по УВР МАОУ "Гимназия № 3", г. Балашиха Московской обл.

Конкурентоспособность образовательного учреждения (далее - ОУ) определяется, в первую очередь, качеством предоставляемых образовательных услуг: разнообразием программ, высокими баллами у выпускников по результатам проведения единого государственного экзамена, достаточной степенью социализации обучающихся, сформированностью здоровьесберегающего образовательного пространства. Эти результаты могут быть достигнуты только при наличии высококвалифицированных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения в образовательном пространстве.

Организация мероприятий, способствующих росту профессионализма и поддержанию его на оптимальном уровне, - задача, которую призвана решать методическая служба ОУ. Методическая работа - это система взаимосвязанных и взаимоопределяющих управленческих действий, направленных
на обеспечение профессионального развития педагогов.

В основу организации работы методической службы в МАОУ "Гимназия № 3" (далее - гимназия) заложены критерии оценки ее эффективности, определенные М.М. Поташником: результативность, рациональность расходования времени, стимулирующая роль.

Как достичь высокого уровня эффективности по каждому из критериев? Для начала необходимо перестать воспринимать методическую работу как набор случайных мероприятий на уровне школы, города, региона. Методическая работа - это не событие, не мероприятие, - это процесс.

Для повышения эффективности организации методической работы в гимназии проводится диагностика профессионализма, творческого потенциала педагогов. Анкетирование позволяет определить существующие проблемные зоны, внутренние противоречия, профессиональную самооценку членов педагогического коллектива. Очень важно оценивать ситуацию не только глазами учителей, но и глазами обучающихся. Трудности и отсутствие мотивации и интереса к предметам, особенно при подготовке домашних заданий, возникают чаще всего из-за того, что обучающиеся не чувствуют свою вовлеченность в процесс и заинтересованность педагога.

Таким образом, приоритетными направлениями в организации методической работы в гимназии стали: организация непрерывного профессионального совершенствования учителя, а также повышение уровня владения современными педагогическими технологиями, позволяющими оптимизировать учебный процесс.

В основу повышения культуры профессионального совершенствования был положен метод совместного управленческого заказа, разработанный профессором А.А. Яруловым, науч. рук. сетевой научно-внедренческой площадки Московского педагогического государственного университета (далее -МПГУ) на базе гимназии по теме "Акмеориентированная система оценки и повышения качества педагогического труда". Сотрудниками гимназии была произведена его модификация и осуществлен переход на "Индивидуальную программу профессионального совершенствования". В приложении 1 представлено Положение об индивидуальной программе профессионального совершенствования педагогов.

В начале учебного года каждый педагог составляет собственный план-программу профессионального совершенствования, основываясь на административном заказе и личных профессиональных предпочтениях, и следует ему, имея возможность рефлексии.

На основе разработанных индивидуальных программ профессионального совершенствования планируется работа методических объединений учителей предметников, творческих групп, участие педагогов в семинарах, конференциях, осуществляется повышение квалификации педагогических кадров. Определяется потребность педагогов в той или иной методической помощи, возможности каждого принять посильное участие в методической, исследовательской, научно-внедренческой работе ОУ. Ежегодно проводится диагностика психологической способности педагогов к профессиональному совершенствованию.

С 2012 г. гимназия является научно-внедренческой площадкой МПГУ "Педагогическое проектирование как основа организации методической работы в школе". Таким образом, методическая работа в гимназии понимается как процесс, в основе своей имеющий научную организацию.
Для организации работы методической службы, направленной на обеспечение профессионального развития педагогов, были внесены изменения в нормативную базу гимназии: приняты "Положение об организации работы научно-внедренческой площадки на базе гимназии" (приложение 2), "Положение о научно-внедренческой деятельности педагогов гимназии" (приложение 3), "Положение о внедренческой группе педагогов гимназии" (приложение 4).

Для повышения эффективности методической работы важно развивать мотивационную сферу, создавать условия, в которых профессиональное совершенствование станет потребностью. Важным мотивом является повышение самооценки, чему способствует участие педагога в профессиональных конкурсах. С каждой новой победой растет вера в себя, в свои силы не только у победителя, но и у всех сотрудников гимназии, ведь труд этот - общий.

Таким образом, объективное понимание проблемы, грамотная постановка целей и задач делают процесс профессионального совершенствования более эффективным и осмысленным. Осознание социальных гарантий, понимание того, что восстановление педагога на работе практикуется повсеместно, помогает добиваться профессиональных высот и чувствовать себя уверенно.

Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальной программе профессионального совершенствования педагогов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует функционирование индивидуальной программы профессионального совершенствования педагогов МАОУ "Гимназия №__" (далее -гимназия).
1.2. Работа педагогов по индивидуальной программе профессионального совершенствования является обязательной.
2. Цель и задачи
2.1. Целью создания индивидуальной программы профессионального совершенствования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
2.2. Задачи:

  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей гимназии;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других социальных наук, новых педагогических технологий;
  • развитие инновационных процессов в гимназии;
  • повышение качества образования;
  • успешное прохождение аттестации педагогических кадров.

3. Порядок работы по индивидуальной программе профессионального совершенствования
3.1. Индивидуальная программа профессионального совершенствования составляется, исходя из:

  • административного заказа (план работы гимназии, методическая тема гимназии, работа научно-внедренческой площадки на базе гимназии и т. д.);
  • самозаказа (индивидуальные профессиональные интересы, затруднения, участие в работе научно-внедренческой группы педагогов и т. д.).

3.2. Индивидуальная программа профессионального совершенствования составляется
на один учебный год.
3.3. Основные направления, отражаемые в индивидуальной программе профессионального совершенствования, определяются методическим советом гимназии.
3.4. Индивидуальная программа профессионального совершенствования каждого педагога проходит согласование на заседании методического объединения и утверждается заместителем директора по НМР.
3.5. Руководитель методического объединения, руководитель научно-внедренческой площадки на базе гимназии, заместитель директора по НМР обязаны оказывать педагогу консультационную и организационную помощь в выполнении программы.
4. Контроль выполнения индивидуальной программы профессионального совершенствования
4.1. Результаты выполнения программы фиксируются в конце первого полугодия
и в конце учебного года.
4.2. По результатам работы по индивидуальной программе профессионального совершенствования педагог представляет отчет на заседании методического объединения,
пополняет собственное педагогическое портфолио.
4.3. Весь собранный материал представляется заместителю директора по НМР, оформляется в «методическом портфеле» гимназии и является доступным для пользования другими педагогами.
4.4. Выполнение индивидуальной программы профессионального совершенствования является основанием для распределения стимулирующего фонда заработной платы.Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы научно-внедренческой площадки на базе гимназии
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с "Положением об инновационной научно-образовательной площадке Московского педагогического государственного университета" и определяет общие условия и порядок организации научно-внедренческой площадки на базе МАОУ "Гимназия № 3" (далее - гимназия), ее научно-методическое, нормативно-правовое обеспечение.
1.2. Научно-внедренческая площадка - это инновационная площадка, обеспечивающая технологическую конкретизацию, методическое сопровождение, адаптацию и внедрение инноваций в образовательный процесс гимназии.
1.3. Основные направления деятельности научно-внедренческой площадки:

  • инновационные технологии управления в образовании;
  • развитие информационной среды гимназии;
  • эффективные модели и механизмы реализации образовательных программ;
  • современные подходы к проектированию и отбору содержания образования;
  • развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся образовательных учреждений, их художественно-эстетического творчества;
  • создание и отработка инновационных моделей непрерывного профессионального педагогического образования.

2. Порядок организации деятельности научно-внедренческой площадки
2.1. Научно-внедренческую деятельность в гимназии могут осуществлять педагогические работники гимназии.
2.2. Решение об открытии научно-внедренческой площадки на базе гимназии принимает педагогический совет, управление реализацией этих направлений осуществляет  научный руководитель внедренческой площадки.
2.3. Педагогический совет формирует и рекомендует перечень основных направлений
научно-внедренческой деятельности на новый учебный год.
2.4. Функциональные обязанности научного руководителя внедренческой площадки:

  • организация разработки концепции внедренческой площадки;
  • управление мониторингом качества деятельности внедренческой площадки;
  • выступление на педагогических советах, методических объединениях учителей  гимназии по тематике текущей и перспективной работы в рамках внедренческой  площадки;
  • организация экспертизы учебно-методических материалов, научных статей и иных материалов, созданных участниками внедренческой площадки;
  • научная и методическая помощь учителям, заместителям директора в подготовке публичных выступлений на конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня;
  • планирование тематики, научное редактирование и подготовка к публикации сборников учебно-методических материалов по итогам работы внедренческой площадки;
  • описание результатов и продуктов деятельности внедренческой площадки, составление текущих и итогового отчетов по завершению ее работы.

2.5. Научно-внедренческую деятельность по направлениям осуществляют научно-внедренческие группы педагогов, созданные на основе профессиональных интересов учителей и утвержденные методическим советом.
2.6. Отчет о результатах научно-внедренческой деятельности педагогов осуществляется на ежегодных майских Педагогических чтениях гимназии.
3. Управление деятельностью научно-внедренческой площадки
3.1. Координирует и контролирует деятельность научно-внедренческой площадки методический совет гимназии.
3.2. В состав методического совета входят директор, заместители директора гимназии по НМР, УВР, ВР, руководители методических объединений учителей-предметников,
социальный педагог. Возглавляет совет председатель.
4. Финансирование научно-внедренческой деятельности
Финансирование научно-внедренческой деятельности осуществляется из источников,
установленных законодательством РФ и предусмотренных Уставом гимназии.Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ о научно-внедренческой деятельности педагогов гимназии
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с «Положением об инновационной научно-образовательной площадке Московского педагогического государственного университета», «Положением об организации работы научно-внедренческой площадки на базе гимназии» и определяет общие условия и порядок организации научно-внедренческой деятельности педагогов МАОУ «Гимназия № 3» (далее - гимназия), ее научно-методическое обеспечение.
Научно-внедренческая деятельность педагогов в гимназии организуется для реализации миссии гимназии, целей, сформулированных в Программе развития гимназии, повышения профессионального мастерства педагогов, дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
1.2. Участниками научно-внедренческой работы являются педагоги, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация гимназии.
2. Основные направления научно-внедренческой деятельности педагогов гимназии:

  • теоретическое ознакомление и апробация современных моделей и механизмов реализации образовательных программ;
  • теоретическое ознакомление и апробация современных подходов к проектированию  и отбору содержания образования;
  • теоретическое ознакомление и апробация способов развития исследовательской  и проектной деятельности учащихся, их художественно-эстетического творчества;
  • обобщение результатов полученного опыта.

3. Содержание научно-внедренческой деятельности педагогов гимназии:

  • выбор темы научно-внедренческой работы;
  • утверждение темы после согласования с методическим советом гимназии;
  • разработка программы научно-внедренческой работы (объект, предмет, цель и задачи исследования, критерии оценки эффективности исследовательской работы, формы контроля промежуточной и итоговой диагностики, прогнозирование положительных и возможных отрицательных результатов и проведение необходимых коррекционных мероприятий по основным этапам работы по избранной теме, предполагаемое качество научного продукта);
  • определение доли участия педагога в работе внедренческой группы по тематике коллективного исследования;
  • участие в итоговых отчетах в рамках ежегодных майских Педагогических чтений  гимназии;
  • предъявление и распространение опыта научно-внедренческой работы через выступления на заседаниях гимназического и муниципального методических объединений педагогов, семинарах, конференциях, через публикации в печатных изданиях и сети Интернет.

4. Организация и контроль научно-внедренческой деятельности педагогов гимназии
4.1. Научно-внедренческую деятельность педагогов координирует методический совет гимназии.
4.2. Руководит экспериментальной деятельностью педагогов научный руководитель научно-внедренческой площадки МПГУ на базе гимназии.
4.3. Контроль хода научно-внедренческой деятельности педагогов осуществляется через систему внутришкольного контроля.
4.4. Директор гимназии приказом утверждает ежегодный список педагогов, участвующих в научно-внедренческой работе в текущем учебном году (по согласованию с научным руководителем и на основании личных заявок педагогов).
4.5. Заместитель директора по научно-методической работе утверждает программы научно-внедренческой работы педагогов не позднее 15 сентября текущего учебного года или визирует продолжение работы в новом году.
4.6. Все виды диагностики осуществляются педагогами и психологом гимназии.
4.7. Ежегодно в гимназии проводятся майские Педагогические чтения по итогам научно-внедренческой работы.
4.8. Документация по научно-внедренческой работе (программы, индивидуальные планы, диагностические методики, результаты диагностики и контроля, творческие отчеты) хранится у участников научно-внедренческой деятельности в отдельных папках.
4.9. Эффективная научно-внедренческая работа является обязательным основанием для поощрения педагога-экспериментатора.Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ о научно-внедренческой группе педагогов гимназии 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с "Положением об инновационной научно-образовательной площадке Московского педагогического государственного университета", "Положением об организации работы научно-внедренческой площадки на базе гимназии", "Положением о научно-внедренческой деятельности педагогов  гимназии" и определяет общие условия, порядок организации и функционирования научно-внедренческой группы педагогов МАОУ "Гимназия № 3" (далее - гимназия).
1.2. Научно-внедренческая группа - это самостоятельное объединение педагогов гимназии, включающее преподавателей учебных дисциплин, относящихся к одной или нескольким образовательным областям, или ведущих однородную педагогическую деятельность, имеющих высокий уровень квалификации и ведущих научно-внедренческую деятельность.
1.3. Научно-внедренческая группа организуется при наличии не менее трех учителей по одной или нескольким образовательным областям.
1.4. Создание творческих групп и определение их численного состава осуществляется методическим советом, исходя из необходимости комплексного решения задач научно-внедренческой площадки МПГУ на базе гимназии, и утверждается приказом директора гимназии.
1.5. В своей деятельности научно-внедренческая группа руководствуется Уставом гимназии и другими локальными правовыми актами гимназии.
2. Задачи научно-внедренческой группы педагогов
Основными задачами научно-внедренческой группы являются:
2.1. Теоретическое ознакомление и апробация современных моделей и механизмов реализации образовательных программ.
2.2. Теоретическое ознакомление и апробация современных подходов к проектированию и отбору содержания образования.
2.3. Теоретическое ознакомление и апробация способов развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, их художественно-эстетического творчества.
3. Обобщение результатов полученного опыта
Организация работы научно-внедренческой группы педагогов:
3.1. Научно-внедренческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.
3.2. Для организации работы научно-внедренческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов, имеющих высшую или первую категорию. Руководителю выплачивается доплата в соответствии с локальными и нормативными правовыми актами гимназии.
3.3. Научно-внедренческие группы создаются из наиболее опытных педагогов, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме, и молодых, творчески настроенных педагогов.
3.4. Научно-внедренческая группа составляет план работы.
3.5. Заседания группы проводятся не реже одного раза в триместр.
4. Основные формы работы научно-внедренческой группы
Основными формами работы творческой группы являются:

  • лекционно-консультационные занятия с научным руководителем научно-внедренческой площадки МПГУ на базе гимназии;
  • защита проектных работ;
  • семинары-практикумы;
  • педагогические чтения;
  • круглые столы.

5. Анализ деятельности научно-внедренческой группы
Анализ деятельности научно-внедренческой группы представляется в форме портфо-лио, в состав которого могут входить следующие документы: план работы научно-внедренческой группы, отчет о работе, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, брошюры и т. д.
6. Контроль над деятельностью научно-внедренческой группы
Контроль над деятельностью научно-внедренческой группы педагогов осуществляется через систему внутришкольного контроля.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль