Материалы по теме "Индустриальная революция"

4737
Материалы по теме

Автор: Танченко Геннадий Иванович учитель истории МБОУ СОШ № 3 с. Шедок Мостовского района (Краснодарский край) 
Представленные дидактические материалы, разработанные автором, применяю для работы с учащимися  8-х классов в рамках индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учёбе. Задания выдаются в качестве индивидуальных домашних заданий после прохождения данной темы. Выполнение заданий способствует развитию умений самостоятельной работы учащихся с текстом.

1. Технические изобретения.

Вы помните, что в 60-х гг. 18 столетия в Англии, раньше, чем в других странах Европы начался промышленный переворот. В первой половине 19 в. в этой стране он подошел к своей завершающей стадии, т.е. к этапу, когда машины производятся при помощи машин. В 10-20-х гг. 19 в. крупная машинная индустрия в Великобритании одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным производством. Страна превратилась в могущественную промышленную державу. Качественные и дешевые товары с надписью “made in England” – “сделано в Англии” - можно было встретить практически во всех государствах Старого и Нового Света. Поэтому Британию 19 в. называли "мастерской мира".

 К середине 19 в. в Лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа – огромные застекленные помещения, оборудованные станками, которые окончательно заменили кустарей. С начала 19 в. в промышленности всё шире используются металлообрабатывающие станки, и, прежде всего, токарные, механические молоты и гидравлические прессы. Надо сказать, что первым современным станком, сделанным из металла, считается токарный станок Модсли, изобретенный им около 1797 г. Благодаря этому станку увеличилась скорость обработки металла. Затем возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Возраставшее производство  машинного оборудования способствовало повышению спроса на металл. На протяжении 1788-1820 гг. выплавка чугуна увеличилась примерно в 6 раз. В области металлургии были также введены многочисленные новшества. Автором одного из усовершенствований – конвертерного способа получения литой стали - был британский инженер Бессемер – владелец более 100 патентов на различные  изобретения. В 1856 г. он изобрел специальную вращающуюся печь, которую и назвали конвертером. Благодаря этому стало возможным применять машины, сделанные из стали, которая отличалась большей гибкостью и была меньше подвержена ржавчине, чем железо.  При этом стоимость самой стали значительно снизилась.

Затем, уже французским изобретателем-металлургом Пьером Мартеном была сконструирована специальная печь, которая позволила получать сталь более высокого качества. Это новшество получило имя  своего автора – мартеновская печь. Позже появился прокатный стан, и в производстве начала широко использоваться листовая сталь. Ее распространение в свою очередь привело к разнообразным усовершенствованиям в сфере машиностроения. Поэтому 19 в. получил название “эпоха стали”.

 Успешно развивалось также и текстильное производство. На текстильных предприятиях механизировалось нанесение рисунка на ткань. Раньше этот процесс обеспечивался трудом 50 рабочих, теперь его могли выполнять всего два человека. Но одним из самых существенных новшеств стала так называемая машина Жаккара. Около 1800 г. этот французский ткач и изобретатель  усовершенствовал ручной ткацкий станок, создав приспособление для выработки крупноузорчатых тканей.

2. Развитие транспорта, морских коммуникаций и сети железных дорог. Основные изобретения в области связи: телеграф, телефон и радио. Начало создания мировой системы коммуникаций.

 Стремительно развивающийся мировой рынок требовал новых видов транспорта. Ведь каждый материк, каждая страна, каждый город и область играли свою определенную роль в мировой торговле и процессе производства. Поэтому между ними должна была быть налажена стабильная связь. В противном случае мог возникнуть разрыв в производственной цепи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно 19 столетие стали называть “веком железных дорог”. Первая из них, соединившая британские города Дарлингтон – центр шерстяной и трикотажной промышленности и Стоктон, была построена в 1825 г. Автором этого проекта был английский конструктор и изобретатель Джордж Стефенсон.

В 1879 г. Эрнст Вернер Сименс построил узкоколейку длиной 300 м с электрической тягой, и уже в 90-е гг. пригородные и междугородные электрички появились в США и ряде европейских стран.

17 августа 1807 г. огромная толпа людей собралась на набережной Сены, чтобы посмотреть на испытание первого парохода, построенного несостоявшимся живописцем, но успешным изобретателем американцем Фултоном. Зрители, уверенные в провале замысла, шутили и смеялись. Но вот машина,  спущенная, наконец, на воду, со страшным шумом двинулась вперед против течения, а из ее трубы вырывался столб пламени и искр. У одних это зрелище вызвало крики восторга и одобрения, у других – суеверный ужас. Команда упала на колени, умоляя Бога спасти их из чрева чудовища, освещающего себе дорогу огнем…. Этот проект не вызвал одобрения со стороны французского правительства. Однако с появления второго парохода, созданного Фултоном и получившим название “Клермон”,  началась эпоха парового водного транспорта. В августе 1807 г. этот пароход, который имел длину 40 с половиной метров и ширину 5 с половиной метров, совершил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани, а затем на этом участке открылось постоянное движение парохода.

 Совершенствовался не только водный, но и наземный транспорт. Зимой 1803-1804 гг. на улицах двух разделенных тысячами километров городов – Лондона и Филадельфии появились “огненные драконы” или "самодвижущиеся экипажи" – первые автомобили с паровыми двигателями. Их конструкторами были выдающийся американский изобретатель Эванс и англичанин Тревитик.

 Вскоре два талантливых немецких инженера Даймлер и Бенц открыли в разных городах Германии свои первые мастерские, не подозревая о том, что открывают тем самым историю бензиновых автомобилей. Многие годы они работали параллельно, не зная о существовании друг друга, а, узнав об этом, превратились в конкурентов. Каждый из них шёл своим путём, соперничество  стимулировало технический прогресс и новые изобретения, а тем самым - развитие автомобильной промышленности.

 Долгое время автомобили были недоступны для средних слоев населения. Поставить "страну на колеса" смог предприниматель Генри Форд.  Форд считал, что нужно создать такую машину,  которая по цене была бы доступна каждому американцу, и отличалась бы при этом выносливостью, не боялась бездорожья. Так и появилась на свет "Модель Т" – прочная черная коробка на колесах. Спрос на его автомобиль быстро рос, но одаренный предприниматель старался сделать сборку машин как можно более дешевой. Он первым стал использовать передвижной конвейер,  когда рабочие стояли на месте, а машины проходили мимо них по конвейеру. Это позволило к 1916 г. снизить стоимость автомобилей почти в три раза по сравнению с первым выпуском.

В 19 в. возникла острая необходимость в совершенствовании дорог.  Шоссе во Франции появились только после 1830 г., а в Германии значительно позднее. Лучше дело обстояло в Англии, где была самая быстрая езда – 15 км в час. Это объяснялось тем, что в Британии использовались паровые дорожные катки, сильно облегчавшие строительство дорог.

 Распространение парового двигателя позволило создать еще одну весьма полезную и нужную машину – паровую землечерпалку. С ее помощью стали строиться каналы и гавани. Символом века стал Суэцкий канал. Его строительство, которое начал французский инженер Лессепс продолжалось 10 лет. Достижения научно-технической революции позволили воплотить мечту многих поколений людей, соединив два моря, разделенные 15 милями материка.

 В это время широко развернулось и строительство мостов. В 1818-1826 гг. в Англии инженером Телфордом был построен первый железнодорожный висячий мост. Получили распространение и цепные мосты. Известным строителем Реблингом было возведено пять мостов, среди которых был и знаменитый Бруклинский мост, висящий на высоте 41 метра над уровнем воды.

3. Важнейшие достижения в развитии техники во второй половине XIX — начале XX в. Создание новых отраслей промышленности. Начало развития авиации.

 Суэцкий канал был не единственной воплощенной в это время мечтой человечества. На рубеже 19-20 в. люди смогли подняться в воздух. Вначале их возносили к небесам аэростаты. Это были большие шары, наполненные теплым воздухом. Изобрели их братья Монгольфье, которые, занимаясь производством бумаги, однажды заметили, что бумажный мешок, внутри которого оказывался воздух, поднимается вверх.  Созданный братьями воздушный шар был назван в честь изобретателей монгольфьером. Однако этот вид воздушного транспорта имел ряд недостатков, из-за которых часто происходили аварии.

На рубеже веков активно разрабатывалась теория полетов тел, которые были тяжелее воздуха. В 1900 г. в Германии граф Фердинанд фон Цеппелин поднял в воздух свой первый управляемый жесткий дирижабль. А в1902-1903 гг. братья Райт совершили полеты на планере, оснащенном бензиновым двигателем. Им удалось подняться на трехметровую высоту и пролететь 30 м.

 Технический прогресс внес изменения и в военную сферу. В 1803 г. английский генерал Шрапнел создал новый вид разрывного снаряда, получивший название по имени изобретателя. В 1862 г. швед Нобель наладил производство нитроглицерина, а затем перешел к производству на его основе динамита. Стало широко применятся оружие, заряжающееся со стороны затвора.  В 1835 г. американец Кольт изобрел револьвер, названный его именем. Затем Кольт основал фабрику ручного автоматического оружия. В 1883 г. конструктор Максим создал станковый пулемет, который стали называть "максим". Этот вид оружия затем постоянно совершенствовался. Самые дальнобойные артиллерийские орудия производила германская фирма Круппа. 

 Мощное развитие индустрии и транспорта требовало новых источников энергии. На рубеже веков началось активное использование нефти и электричества. После открытия крупных нефтяных месторождений в России и США всего лишь за одно десятилетие с 1890 по 1900 гг. потребление нефти в мире увеличилось с 1 до 10 миллионов тонн.  После изобретения двигателя внутреннего сгорания популярность этого вида топлива особенно возросла, ведь нефть давала в два раза больше энергии, чем уголь. Нефть приводила в движение двигатели судов, при этом на корабле освобождалось много места для грузов. Первые такие суда появились в 1905 г. на линии Нью-Йорк – Гамбург. Из нефти получали также бензин и керосин, благодаря которым приводились в движение автомобили и поднимались в воздух самолеты.

 К концу 19 в. в жизнь людей вошло еще одно новшество. В 1875 г. русским ученым Яблочковым была изобретена электродуговая лампа. С ее помощью освещали общественные места – улицы, магазины, театры. Однако это изобретение еще не было безопасным, свет ламп не регулировался. Американский изобретатель Эдисон мечтал создать такую лампу, которая могла бы заменить газовые светильники в каждом доме.  Испытание осветительных приборов нового поколения прошло в 1880 г. на пароходе "Колумбия", где были установлены 115 ламп накаливания. Изобретение великого новатора оправдало все ожидания, и вскоре электрические лампы Эдисона осветили квартиры в одном из районов Лондона.

 Еще одной сферой, где научно-технические достижения произвели целую революцию, была связь. В 1843 г. между Вашингтоном и Балтимором была установлена телеграфная связь, в основе которой лежал принцип азбуки Морзе. Вскоре телеграфные линии, протяженность которых к началу 20 в. достигла 8 миллионов километров, связали все концы земного шара, давая возможность передавать информацию с молниеносной быстротой.

 Вскоре было изобретено радио, а затем и беспроволочный телеграф. Радио сконструировали одновременно русский ученый Попов и итальянец Маркони, однако последний сумел быстрее запатентовать свое изобретение в Англии. Маркони создал фирму, которая получила название "Компания беспроволочного телеграфа и сигналов", а в 1899 г. была отправлена первая телеграмма.

 В 1876 г. два американский изобретателя Белл и Грей представили проекты на создание телефонных аппаратов. По воле случая патент достался Беллу, и люди стали передавать информацию по телефонам, прочно вошедшим в их повседневную жизнь

4. Развитие товарно-денежных отношений. Завершение формирования единого мирового рынка. Изменение структуры мировой торговли. Экономические кризисы. Развитие промышленного капитала. Утверждение капитализма в промышленно развитых странах (Англия, США, Германия, Франция).

 Первую половину 19 в. называют эпохой свободного фабрично-заводского капитализма. Основой этой системы была частная собственность и рыночное хозяйство. Для успешного развития такого типа экономики требовалось наличие свободных капиталов, природных ресурсов, а также инициатива и энергия людей, способных пойти на риск, начать собственное дело и бороться за успех. Основной движущей силой рыночной экономики была свободная конкуренция, т.е. борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечившие наиболее значительную прибыль.

 Поскольку все предприниматели стремились получить максимальную прибыль, они старались выпускать как можно больше товаров. В период становления рыночной экономики и на первых этапах ее развития этот процесс никак не регулировался, баланс нарушался, и разражались экономические кризисы. Экономическим кризисом называется процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных пропорций.  Когда предприятия определенной отрасли выпускали слишком много продукции, и ее не успевали продать, она скапливалась на рынке. Тогда владельцы таких предприятий сокращали или вовсе прекращали производить товары. Развитие экономики при этом останавливалось. Затем, когда спрос на продукцию появлялся вновь, предприятия опять начинали свою работу.  Чтобы "выжить" в период перепроизводства, предприниматели были вынуждены перебрасывать свои капиталы из одной сферы в другую. Кризис, таким образом, был единственным регулятором стихийного рынка – ведь избежать краха в период экономического спада могли только самые жизнеспособные предприятия, использующие наиболее эффективные технологии. Первый экономический кризис перепроизводства разразился в Англии в 1825 г., а в 1858 г. произошел мировой экономический кризис, охвативший все отрасли хозяйства.  Экономическое развитие шло циклически. Кризисы сменялись периодами застоя, на смену которым приходил подъем производства, что приводило в конечном итоге к новому кризису.

Капитализм этого периода получил название капитализма свободной конкуренции.

К 1870-80-м гг. в наиболее развитых странах Западной Европы и США капитализм свободной конкуренции достиг вершины в своем развитии. Началась новая стадия роста капиталистической экономики. Его отличительной чертой стало образование крупных финансовых и промышленных корпораций. Их появление объяснялось тем, что позволить себе использовать дорогостоящее оборудование и прогрессивные технологии, необходимые для успешной борьбы с конкурентами, могли лишь крупные предприятия.  Поскольку в это время идеи о вмешательстве государства в ход экономических процессов не пользовались популярностью, проблему регулирования производства товаров и их сбыта решали крупные предприниматели. Чтобы избежать резких спадов производства, они стали договариваться между собой о ценах, количестве выпускаемой продукции и рынках сбыта. Начался процесс слияния предприятий. Стали  появляться картели, определявшие цены и делившие рынки сбыта, синдикаты – занимавшиеся совместным сбытом продукции, тресты, в которых происходило полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции, концерны – объединения трестов и предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы. Если корпорация занимала доминирующие позиции в какой-либо отрасли хозяйства, она  становилась монополией. При этом продолжали существовать мелкие и средние свободные предприятия. Однако монополии стали преобладающей структурой в экономике. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм или империализм. Империализм – это особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества – экономической, политической, идеологической, культурной.

 В начале 20 в. английский экономист Гобсон, немецкий социал-демократ Гильфердинг и русский социал-демократ Ульянов (Ленин) опубликовали работы, в которых выделили характерные черты империализма: сочетание свободной конкуренции и монополии, слияние банковского и промышленного капитала, образование финансовой олигархии, преобладание вывоза капитала, экономический раздел мира на сферы влияния, территориальный раздел мира, установление тесной связи между финансовой олигархией и правительством.

Вопросы и задания:

  1. На основе первого абзаца первого раздела составьте вопрос, начинающийся со слова: "Почему…?"
  2. На основе второго – четвёртого абзацев первого раздела составьте вопрос, начинающийся со слова: "Какие…?"
  3. На основе второго раздела составьте задание, начинающееся со слова: "Назовите…"
  4. На основе третьего раздела составьте задание, начинающееся со слова: "Назовите…"
  5. На основе первого - третьего абзацев четвертого раздела составьте задание, начинающееся со слов: "Перечислите по пунктам…"
  6. На основе четвёртого абзаца четвёртого раздела составьте вопрос, начинающийся со слова: "Почему…?"
  7. На основе последнего абзаца четвертого раздела составьте задание, начинающееся со слов: "Перечислите по пунктам…"
  8. Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы?

Источники:
1. Учебное электронное издание. Всеобщая история. История нового времени. 7-8-й класс. ООО "Кордис Медиа"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль