Материалы к лабораторной работе "Политическое развитие России в начале ХХ в."

1708
Материалы к лабораторной работе

Автор: Танченко Геннадий Иванович учитель истории МБОУ СОШ № 3 с. Шедок Мостовского района (Краснодарский край)

Представленные дидактические материалы, разработанные автором, применяю для работы с учащимися 9, 11-х классов, имеющих высокую мотивацию к учёбе. Работа с документами позволяет осуществлять более полную подготовку к сдаче экзамена по истории в форме ГИА и ЕГЭ, а также способствует развитию общеучебных умений учащихся.Документ № 1. Из беседы императора Александра III с цесаревичем Николаем

Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц… Будь твёрд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней – держись независимой позиции. Помни – у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй церкви.Документ № 2 Современники о Николае II

Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь, через всё его царствование, и в этом, а не в недостатке ума или воли, надо искать некоторые из причин того, чем закончилось для него и то, и другое.
А.Ф. Кони, известный судебный деятель.

Я уверен, что если бы безжалостная судьба не поставила императора Николая во главе огромного и сложного государства и не вселила в него ложного убеждения, что благополучие этого государства зиждется на сохранении принципа самодержавия, о нём, Николае Александровиче, сохранилась бы память как о симпатичном, простодушном и приятном в общении человеке.
Ю.Н. Данилов, генерал.

Про него неверно говорят, что он больной, глупый, злой. Он просто обыкновенный гвардейский офицер.
А.П. Чехов

Николай II был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной… Николай боялся влияния на себя сильной воли. В борьбе с нею он употреблял то же самое, единственное доступное ему средство – хитрость и двуличность.
П.Н.Милюков, лидер партии кадетов.

В самые трагические минуты для России и даже для него лично, царь не оставлял его византийских манер и ходил окольными путями… естественно, что он своими обходными путями всегда ходил до одной цели – лужи, в лучшем случае – помоев, а в худшем – крови.
С.Ю. Витте

На русский престол вступил неожиданно для всех – Александр III умер, не достигнув 60 лет – 26-летний молодой человек, маленького роста, невзрачный и застенчивый. Разные бывали цари на Руси, по-разному играли они свои исторические роли, но страшнее, кровавее всех был этот вежливый, воспитанный и застенчивый невзрачный Николай II, начавший Ходынкой и кончивший Распутиным. Николай был по преимуществу обыватель, мелкий и мелочный, с истинно мещанской душой. Он был воплощением обывательской пошлости. И эта венчанная пошлость была хуже и страшнее "венчанного гнева" такого садиста, каким был Иван Грозный. Впервые проявил себя юный царь в Москве во время коронации. 18 мая 1896 года на Ходынском поле, благодаря бестолковости и бездарность московской полиции, было задавлено насмерть, изувечено и покалечено несколько тысяч человек, мужчин, женщин и детей. Но Николая убедили, что этот ужас не должен помешать торжествам. И концерт, назначенный на тот же день на том же Ходынском поле, через несколько часов, после того как это поле было усеяно тысячами раздавленных людей, не был отменён, и Николай приехал на этот концерт.Документ № 3. Из письма Л.Н. Толстого Николаю II 1902 г.

Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских – явных и тайных – всё увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политических, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещениё, до которых она не доходила в худшие времена 40-ых годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся всё жёсточе и жесточе. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития и везде готовятся и неизбежно будут новые и ещё более жестокие. И как результат всей этой напряжённой и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ – то 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, - несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет, или, скорее, вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное к нему. И причина всего этого, до очевидности ясная, одна: та, что помощники ваши уверяют вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность. Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное богом всегдашнее движение вперёд человечества.Документ № 4. Из данных историка П.А. Зайончковского

Высшая бюрократия на протяжении всего рассматриваемого периода в своей подавляющей части (85 – 100%) состояла из представителей потомственного дворянства. Важно отметить, что губернаторы как в середине XIX века, так и в начале XX века являлись исключительно потомственными дворянами. К началу ХХ века число помещиков среди всех категорий высшей бюрократии и губернаторской администрации уменьшается, что вполне соответствовало процессу дворянского оскудения. Однако среди членов Государственного совета по-прежнему преобладают, хотя и незначительно, помещики – 56%. Среди министров было 58,8% помещиков. Среди сенаторов – 48%. Среди товарищей министров и директоров департаментов помещики составляли лишь 30,85. этот же процесс оскудения наблюдается и среди губернской администрации, за исключением губернаторов, среди которых процент помещиков составлял 70,9, а у вице-губернаторов – 60. другой особенностью, наблюдавшейся с начала ХХ века, явилось изменение в составе камарильи, являвшейся как бы вторым правительством. Она, как правило, включает в себя людей приближённых – фаворитов и фавориток. Однако в этот период, незадолго до краха империи, вокруг трона появляются совершенно безвестные люди, не имевшие никакого отношения к бюрократии. Одним из первых среди них был француз Филипп, мясник по образованию и жулик по призванию. Явившись в Петербург, он проникает во дворец и, заявив себя спиртом, приобретает огромное влияние на Николая II, вызывая дух его отца Александра III и консультируя его по вопросам внутренней и внешней политики. По-видимому, консультации были очень удачны, так как Филипп получает чин действительного статского советника и диплом врача. Таким образом, он становится "превосходительством" и одновременно потомственным российским дворянином. Эта галерея подобных людей была довольно многочисленна. Филипп в ней был первым, а Григорий Распутин последним.Вопросы и задания

  1. На основе док. № 1 я делаю следующий вывод об отношении Александра III к самодержавной власти…
  2. На основе документа № 2 я могу выделить следующие черты характера Николая II: 1)…, 2)… В целом можно сгруппировать все точки зрения о Николае II по следующим группам: 1)…, 2)… и т.д. Из всего вышеперечисленного следует, что Николай II выполнил (не выполнил) указания Александра III, т.к…
  3. Л.Н. Толстой перечисляет следующие черты политического строя России: 1)…, 2)… и т.д. Из этого я делаю вывод:…
  4. Главной мыслью док. № 4 является… Здесь выделены следующие тенденции изменения управления страны: 1)…, 2)… и т.д. На основе каждой из этих тенденций я делаю выводы…
  5. Исходя из вышеперечисленного я делаю следующие выводы о государственном строе России в начале ХХ века: 1)…, 2)… и т.д.

Источники:

1. http://www.history.ru/ - История России. Часть 1 §§ 1-17 1900-1918. КЛИО СОФТ

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль