Конспект занятия "Традиции русского народа"

5476
Конспект занятия


Авторы: ВоспитательКуцобина Любовь Васильевна,  воспитатель Балашова Наталья Александровна МДБОУ ЦРР Детский сад №181 (Воронежская область)
Цель: познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками.Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Традиции русского народа»Задачи:

  • учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
  • прививать детям любовь к традиционным праздникам;
  • развивать у детей умение различать и понимать названия праздников.

Материалы: Полхов – майданские, загородские, семеновские матрешки, образцы цветных орнаментов Полхов – майданской росписи, силуэты матрешек, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти, вода, салфетки.Ход Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. А вы, ребята, любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?Дети: Да. Праздники волшебные и веселые. Новый год, Рождество, Пасха…Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель: Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Дети: Да.Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Садитесь на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка, открывается ширма и взору предстает декорация: с одной стороны – русская изба и береза, с другой – церковь, картины и сцены из жизни русского народа.Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди рядились в самые лучшие праздничные одежды. По-особому готовили праздничное угощение. Нищим и бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси делились на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и торжеством торжеств. Этот праздник отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети, да глубокие старики. Около церкви зажигались костры, цветные фонарики. Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались, христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц. Подойдите к выставке.

Воспитатель предлагает иллюстрации, фото.Воспитатель: Здесь представлены яйца, которые делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц изготавливали много – для подарков родным и близким, для игр. Хотите и мы поиграем?Дети: Хотим.

Воспитатель: Вот у нас горка из доски. Под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко. И, если, оно задевает какую–либо игрушку, то ребенок получает эту игрушку в подарок.

Проводится игра.

Воспитатель: Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Желающие могли забраться на колокольню и позвонить в колокола. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости и вся неделя проходила в радостных встречах. Ребята, вам понравился рассказ о празднике Пасхи?Дети: Понравился.

Воспитатель: А какой вы еще знаете русский народный праздник?

Дети: Рождество.Воспитатель: Правильно, это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси?Дети: Хотим.Воспитатель:  Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинались 7 января и заканчивались 19 января. Пожалуй нет такого другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеванием, ряженьем, гаданием девушек, плясками, всеобщим весельем.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель: Две недели люди ходили от дома к дому, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу. Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?Дети: Да.Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливей всех были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. "Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары", - сказала Пальма Маслине. "Возьмите и меня с собой", - попросила Елка. "А какие дары можешь преподнести ты? Колючие иглы да липкую смолу", - ответили Пальма и Маслина. Это разговор услышал Ангел и решил помочь скромной ели. Склонилась пальма над Младенцем и отдала лучший лист из своей кроны. "Пусть она навевает на тебя прохладу в жаркий день", - сказала Пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: "За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер". Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлек Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: "Ты доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя радоваться и веселиться".Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины.

Демонстрируются иллюстрации народных гуляний на Масленицу.Воспитатель: Как вы думаете, какой на них изображении праздник?

Дети: Масленица.

Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.Воспитатель:
Душа ль ты, моя Масленица,
Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешиться.

После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди неделю, каждый день имел свое название:
Понедельник – "встреча';
Вторник – "веселье"
Среда – "перелом";
Четверг – "широкий";
Пятница – "тещины вечера";
Суббота – "посиделки";
Воскресенье – "прощеный день".
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинают печь блины. Традиционный блин был не просто куском жареного теста, а символом солнца красного.
Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.
Весной, в мае люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.
Вот так наши предки праздновали свои праздники. Какой праздник вам больше всего понравился? Что вам запомнилось?
А сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать понравившийся эпизод какого – либо русского народного праздника.

 Литература:

  1. 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. 2. Коваленко В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Методическое пособие. М.: "Вако" 2011.
  3. 3. Коллектив авторов "Игры для мальчиков". Методическое пособие.- М.: "Астрель", 2001.
  4. 4. Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников для детей подготовительного у школе возраста. Методическое пособие. – М.: "Вако", 2007.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль