Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

2152
Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

 

Автор: Бычкова И.Н., заслуженный учитель РФ, заведующая МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад № 182" г. Воронеж

В " Центре развития ребенка – детском саду №182" г. Воронежа накоплен и систематизирован опыт оздоровительной работы, являющейся приоритетным направлением деятельности учреждения, так как охрана физического и психического здоровья детей – глобальная проблема нашего времени.
У нас к решению этой проблемы подходят комплексно.

  • Во-первых, создана благоприятная эмоционально-психологическая среда;
  • Во-вторых, созданы условия для достаточной двигательной активности детей: оборудованы физкультурный зал, бассейн, спортивная площадка, мини-стадион, в каждой группе созданы центры двигательной активности;
  • В-третьих, педагогический коллектив детского сада имеет достаточную квалификацию для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий и методически грамотной организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • В-четвертых, создан и успешно функционирует лицензированный оздоровительный центр, позволяющий вести профилактическую работу и проводить реабилитационные процедуры по назначению врача. Медицинский кабинет, состоящий из кабинета врача, медсестры, процедурного кабинета и изолятора оборудован в соответствии с нормативными требованиями СанПиН .

Для планомерного ведения физкультурно-оздоровительной работы в учреждении была разработана и внедрена программа "Здоровые дети – счастливые дети", базирующаяся на комплексных программах "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.), парциальных программах "Здоровье" В.Г.Алямовской, "Здоровый дошкольник" Ю.Ф.Змановского, "Физическая культура – дошкольникам" Л.Д.Глазыриной.Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе деятельности учреждения и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования, инструкторам по физической культуре и плаванию, музыкальным руководителям, логопедам, педагогам-психологам, медицинским работникам. Программа имеет как оздоровительное так и научно – исследовательское значение, путем ее реализации раскрываются возможности образовательного учреждения в организации здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни дошкольников.Структура программы включает в себя 5 блоков, объединенных целью: создание в муниципальном дошкольном образовательном учреждении единого здоровьесберегающего пространства. Система физкультурно-оздоровительной работы нашего учреждения строится по принципу развивающей педагогики оздоравления, а основной задачей данной системы является формирование и реализация индивидуального оздоровительного маршрута для каждого воспитанника, основная составляющая которого следует из половых, возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Она включает все виды физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, на которых обязательно дозируется нагрузка. Помимо занятий, в течение дня в комплексе проводятся различные виды закаливания, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и т.д., где находят свое применение здоровьесберегающие технологии: технология сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, ортопедическая гимнастика); технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж); коррекционные технологии (технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, логоритмика).

Значительно расширяется оздоровительный маршрут детей, посещающих группу нетрадиционного закаливания, которое включает в себя сначала частичное, а потом и полное обливание холодной водой. Как известно, начинать закаливание нужно как можно раньше. С трехлетнего возраста наших детей обливают прохладной, а затем и холодной водой, после чего следует разогрев посредством физических упражнений, ритмических и танцевальных движений, подвижных игр, занятий на спортивных тренажерах. По данной методике мы работаем с 1992 года. Имеем очень хорошие результаты, этот опыт неоднократно обобщался и представлялся на городском и областном уровнях. Но действительность такова, что как бы мы ни старались, но дети все равно иногда болеют, и, к сожалению, возвращаются в детский сад после болезни, окончательно не восстановившись, со сниженным иммунитетом, повышенной утомляемостью. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем, иногда довольно близко. Медицина сегодня – это медицина болезней, ремонтная, а не медицина здоровья. И мы решили, будучи профессиональными педагогами, а не врачами, активизировать медицину профилактическую и открыть оздоровительный физиотерапевтический центр. Открытие проходило в несколько этапов.

В настоящее время оздоровительный центр успешно функционирует, имеет лицензию на ведение оздоровительной деятельности. Физиотерапевтическое оборудование центра представлено современными отечественными и зарубежными аппаратами для проведения УВЧ терапии, лекарственного электрофареза, общего и местного ультрафиолетового и инфракрасного облучения, имеются ингаляторы различных модификаций, аэрофитоионизаторы. Помимо этого проводится оздоровительный массаж, сеансы кислородного коктейля, электросонтерапии.

Занятия по корригирующей гимнастике и лечебной физкультуре проводятся в специальном зале, который оснащен всем необходимым оборудованием, люстрой Чижевского и аэроионизатором воздуха "Бриз". Оздоровительными процедурами охватываются все дети, посещающие детский сад, а виды лечения и очередность их принятия назначает врач педиатр. В детском саду уже несколько лет существует психолого –развивающий центр, включающий в себя игровой центр, центр развития мелкой моторики, центр воды и песка, комнату релаксации, центр сказкотерапии, консультационный центр для родителей. Работая в тесном контакте с воспитателями, педагогами, родителями воспитанников, педагоги –психологи способствуют укреплению психического здоровья наших детей, уделяя большое внимание диагностике и коррекции выявленных нарушений. Не оставлена без внимания и такая важная сторона оздоровительной работы как коррекция речевых нарушений. В детском саду работает логопункт, оснащенный современным инструментарием и дидактическими пособиями.Занятия с детьми носят индивидуальный характер. Несомненно, что нет и не может быть унифицированной оздоровительной программы, внедрение которой было бы эффективно во всех условиях. Создание новых, научно обоснованных, программ и поиск результативных форм оздоровительной работы в настоящее время является общей задачей педагогики, психологии и педиатрии. И, все же, коллектив нашего детского сада может с гордостью констатировать, что система оздоровительной работы нами создана. Несомненно, она нуждается в постоянном усовершенствовании, существуют объективные и субъективные недостатки, которые требуют устранения, но налицо признаки системы: перед нами четко стоит цель; сформулированы задачи, найдены пути их решения; в учреждении работает достаточно квалифицированный и сплоченный коллектив, который, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов, работает творчески, а главное, с любовью к детям; сформированы мощные внешние связи с образовательными учреждениями различного уровня, учреждениями здравоохранения, общественными организациями, что позволяет систематически повышать квалификацию педагогов, осваивать новые педагогические технологии, осуществлять научный подход в проведении мониторинга развития детей и анализа педагогической деятельности; разработан алгоритм управления системой по конечному результату; руководствуясь необходимостью учета индивидуальных особенностей ребенка, мы формируем и реализуем индивидуальный оздоровительный маршрут для каждого воспитанника, при этом стремимся не только к тому, чтобы ребенок выздоровел, а чтобы он не заболел.

В результате планомерного проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий у воспитанников прослеживается положительная динамика уровня физического и интеллектуального развития, снижение уровня заболеваемости. За высокие достижения в работе по созданию лучших условий для пропаганды и ведения здорового образа жизни, профилактической и оздоровительной деятельности среди воспитанников наше учреждение отмечено почетной грамотой Управления образования, является победителем районного конкурса "Лучшее образовательное учреждение" в номинациях "Здоровый детский сад" и "Спортивные рекорды".

Разработанная нами воспитательная система "Расти здоровым, малыш!", признана в 2008году победителем областного (в рамках Всероссийского) конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. В 2008 году МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №182" награжден Свидетельством участника IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные учреждения", в 2009г - внесен в Федеральный Реестр "Всероссийская Книга Почета", в 2010 году – в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России". В 2010 и 2011 годах детский сад являлся лауреатом конкурса "Лучший детский сад России". В 2012 году МБДОУ "ЦРР – детский сад №182" стал победителем областного конкурса "ДЕТСКИЙ САД ГОДА – 2012".

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль