Конспект занятия "Как величаво ты, море!"

794
Конспект занятия

 Автор: Мартышкина Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3 "Звездочка" г. Ершова Саратовской области Программное содержание:

  • Познакомить детей с художником-маринистом И.К. Айвазовским, его творчеством.
  • Формировать у детей умение видеть оттенки цвета, отражающие настроение картины, дать представление о средствах выразительности и способах изображения моря в разном состоянии.
  • Развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии, живописи, воспевающих образ моря.
  • Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе и способность видеть красоту моря в разном состоянии.

Материал: репродукции картин И.К. Айвазовского "Восход солнца", "Неаполитанский залив ночью", "Девятый вал"; музыкальные произведения: П.И. Чайковский "Ноктюрн", С. Прокофьев "Утро", Н. Римский-Корсаков "Садко", мультимедийная установка.Предварительная работа:
Чтение произведений А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", стихотворения "Земля и море", рассматривание иллюстраций, слушание музыки произведений с морской тематикой.Ход:
(звучит фонограмма с шумом прибоя)Воспитатель: знакомы ли вам эти звуки? Это звуки моря. Шум прибоя. Кто из вас был на море, что такое море?
Сейчас мы с вами поближе познакомимся с морем. Увидим, что же такое море, каким оно бывает (на экране мультимедийной установки демонстрируется море).Воспитатель: море представляет удивительное зрелище. Водная стихия простирается до самого горизонта и, кажется, нет ей ни конца, ни края. Море, как живое существо, может менять своё настроение и облик в разное время суток и разной погоде: голубое, изумрудное, глубокое, прекрасное, величавое, загадочное, может быть и суровым, страшным.

Безграничный простор небес и моря, сливающимся где-то за горизонтом, нашел своё отражение в полотнах И.К. Айвазовского, поэзии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Фета, музыке П.И. Чайковского, Н Римского-Корсакова.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми репродукциями картин И. К. Айвазовского. На протяжении всей своей долгой жизни Иван Константинович был связан с морем, ему он посвятил очень много картин. В крымском городе Феодосии существует музей, где собраны почти все картины этого известного художника-мариниста: от огромных полотен, до совсем маленьких, со спичечный коробок. Рассмотрите картины и скажите, что их объединяет? В каком жанре они выполнены?

Художников, которые рисуют море, называют маринистами, так как "марина" в переводе обозначает «морской пейзаж», поэтому я вам сказала, что Айвазовский художник-маринист.

Иван Константинович любил море, он призывает и нас полюбить красоту и неповторимость моря.

Звучит музыка Чайковского "Ноктюрн"
Посмотрите вот на эту репродукцию: Айвазовский назвал её "Неаполитанский залив ночью"
Как хорошо, ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-тёмно…
В лунном сиянии, словно живое
Ходит и дышит, и блещет оно… Ф.И. Тютчев

Такое явление на море называется ШТИЛЕМ. Царят гармония и тишина. Рассмотрите внимательно картину и найдите детали, доказывающие, что на море покой, тишина. (Спокойная гладь моря)

Видите ли вы какие-нибудь отражения в морской глади?
Да, это лунные блики, на тёмном фоне мы видим лунную рябь от лёгкого дуновения ветра.

Звучит музыка из произведения С. Прокофьева "Утро"

Ребята, посмотрите на эту картину.
Какое время суток изображено на картине?
Как вы догадались? Найдите подтверждение на картине и докажите.

Это утро, радость эта
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стая, эти птицы,
Этот говор вод.
А. Фет

Какие краски подобрал художник, изображая море, небо?
Сколько очарования и трепетности в изображении лёгких облаков и туманной дымки восходящего солнца.
Желтые, оранжевые, золотистые, охристые, малиновые и багровые оттенки сложились в солнечный цвет, которым каждое утро окрашивается море и небо.

Представьте себе, как долго художник подбирал цвет, смотрел на небо, чтобы запечатлеть короткий момент утренней зари. Обратите внимание на утренние блики, которые гуляют по морю.

Что мы видим на переднем плане?
Что они делают?
Да, это рыбаки, и им не до восхода, они проверяют рыболовные снасти. В жаркий полдень улова не жди, и поэтому они спешат скорее выйти в море.
Продолжим наше путешествие по морю.

Воспитатель подводит к картине "Девятый вал"

Чем отличается море на этой картине?
Какого цвета море?
От чего зависит цвет моря?
Кого мы ещё видим на картине?
Как вы думаете, что с ним случилось?
Могут ли они надеяться на помощь?

Эту картину художник назвал "Девятый вал". На ней изображена грозная, ревущая, неуправляемая стихия. Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встаёт вторая, ещё более грозная, а тем временем, первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщину и кипение ярких красок – зелёных, синих, фиолетовых, розовых, смешивает с кипением морской стихии.

Звучит музыка Римского-Корсакова "Садко"

Настроение картины очень точно передал поэт Брюсов.
Волны взбегают упорные
Мечутся, дикие, пенные
Гибнут в борьбе непокорные,
Гаснут, разбитые, пенные.

Мы с вами увидели, как образ моря и его состояние художник передал красками. Но море может звучать по-разному: то тихо, спокойно, убаюкивающе, то оно бурлит, ревёт, пугая своими звуками. Это тоже мы с вами услышали в произведениях великих композиторов.Физминутка
Ну, а сейчас, ребята, в мир подводный
Опустимся все дружно мы.
И превратимся в обитателей
Столь небывалой красоты.
Одни ребята будут рыбки,
Киты, дельфины и коньки.
Другие будут осьминожки
Омары, крабы и рачки.
Мы не забудем про медузы,
И превратимся в грозный скат.
И, может даже, в этом мире
Найдём на дне волшебный клад.
(Звучит музыка, дети перевоплощаются, танцуют под музыку)

Сегодня мы познакомились с морем. Как и другие образы природы, оно бывает в разном настроении. Какое состояние моря вам запомнилось?
(спокойное, бурлящее, ревущее, игривое или торжественное). Попробуйте написать акварелью на чуть влажном листе бумаги небо и море. А затем "опустите" луч света, солнца или луны в воду и вы увидите, как изменяется цвет, появятся оттенки волшебные, неповторимые.

Дети под музыку рисуют.

Ребята, с репродукциями картин какого художника мы сегодня познакомились? Как называют художников, которые рисуют морской пейзаж?
Давайте попрощаемся с морем, но еще не раз будем вспоминать и слушать о нем музыку, рассматривать иллюстрации и слайды.

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль