"Рисование с натуры или по памяти. Птицы"

2968

Автор: И.Ю. Романович, учитель начальных классов МБОУ Родниковская СОШ № 6, д. Росинка, Красноярский крайЦели деятельности учителя:

  • продолжить формирование у обучающихся графических умений и навыков;
  • развивать у детей наблюдательность, умение самостоятельно ставить изобразительную задачу;
  • ознакомить учеников с народными традициями в изображении птиц;
  • содействовать воспитанию у детей любви к живой природе.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:
предметные:

  • обучающиеся знают и применяют необходимые приемы работы с красками, кистями разной толщины;
  • применяют цвет для достижения своего замысла;
  • используют выразительные свойства художественного материала;
  • рисуют, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа;
  • анализируют форму предмета;

личностный: обучающиеся осознают необходимость вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в природной среде;

регулятивные универсальные учебные действия (далее – УУД):

  • обучающиеся организуют свое рабочее место под руководством учителя;
  • дают оценку деятельности класса на уроке под руководством учителя;
  • работают в паре по алгоритму;
  • осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; познавательные УУД:
  • обучающиеся под руководством учителя отличают новое от уже известного;
  • выражают простые суждения под руководством учителя;
  • решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;

коммуникативные УУД:

  • обучающиеся воспринимают инструкции учителя;
  • осмысленно читают текст;
  • оформляют свои мысли в текст;
  • высказывают свою точку зрения.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, чучела птиц, художественные изделия с изображением птиц (кружева, вышивка, аппликации и др.), образец рисунка.

Литературный ряд: народные и авторские загадки, статья о практической и эстетической значимости птиц в природе, стихотворение "Покормите птиц" А.Я. Яшина.
УМК: "Гармония", авт. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.Ход урока
1. Организационный момент. Вводная беседа (Учитель приветствует детей, рассказывает им о практической и эстетической значимости птиц в природе.)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Человека, где бы он ни находился – в лесу, в поле или на берегу моря, – постоянно окружают птицы. Мы выходим на улицу – слышим птичий гомон, приезжаем в деревню – видим гусей и уток, важно шагающих к реке.  Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость. Птицы и цветы в чем-то похожи друг на друга. Кто, если не птицы, стали учителями музыки наших далеких предков, жадно впитывающих в себя все то прекрасное, что содержалось в окружающем мире?
Звучные трели соловья, флейтовые пассажи иволги, журчание жаворонка воспитывали чувство гармонии и ритма, а многоголосые птичьи хоры стали прообразом симфонического оркестра.
Мы любим птиц еще и потому, что исправно из года в год они на своих крыльях приносят нам весну.
Приходит лето, нужно кормить свое потомство. А это не так-то просто. Поэтому птицы-родители каждый день облетают леса, сады и огороды в поисках гусениц, личинок, бабочек и пауков. Плохо приходится многочисленным вредителям садов и лесов – нигде не спрячешься: на дереве – скворец склюет, под корой – дятел достанет.
Но птицам тоже нужна помощь. Наступает зима, и птицам становится все труднее добывать корм. Послушайте стихотворение Александра Яковлевича Яшина "Покормите птиц".

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(Учитель задает учащимся вопросы по содержанию текста. Далее учитель рассказывает о народных традициях в изображении птиц на одежде, предметах быта (показывает образцы – вышитые картины, полотенца, расписанные подносы, разделочные доски и т. д.).  Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, проявляют желание научиться творить что-то подобное.)

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • коммуникативные: воспринимать информацию на слух, оформлять свои мысли в текстовой форме, высказывать свою точку зрения;
  • познавательные: с помощью учителя отличать новое от уже известного.

Личностный результат: осознавать необходимость вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в природной среде.

Предметный результат: проявлять желание научиться творить что-то подобное демонстрируемым предметам народного творчества.

2. Целеполагание
Учитель: Ребята, а сейчас я попрошу вас отгадать загадки.
(Учитель раздает обучающимся на каждую парту карточки с загадками. В паре по очереди каждый читает свою загадку и предлагает напарнику отгадать ее, обосновывая свой ответ. Учитель наблюдает за работой пар, помогает наладить коммуникацию тем, кто не может справиться сам. Затем ученики объясняют учителю, что помогло им отгадать загадки, какие слова подтолкнули к правильному ответу.)

Карточка № 1
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
(Ответ: утка.)

Карточка № 2
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Ответ: гусь.)

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Вы прочитали друг другу загадки и в воображении создали образ того, что загадано. А можно ли без слов сообщить отгадку?
Ученики: Да! Можно нарисовать!
Учитель: А вы умеете рисовать птиц? (Ответы детей.) А хотите научиться?
Ученики: Конечно, хотим!

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • регулятивные: работать в паре по алгоритму;
  • познавательные: решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
  • коммуникативные: осмысленно читать текст, высказывать свою точку зрения по итогам  прочитанного.

Предметный результат: отгадывая загадку, пользоваться "словесным рисованием" для обоснования своих ответов.

3. Физкультурная минутка
(Учитель показывает образец выполнения упражнений, ученики выполняют упражнения, строго следя за действиями педагога.)

Развиваемые на данном этапе урока УУД – регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

4. Актуализация знаний обучающихся
Учитель: Рассмотрим внимательно внешний вид гуся и утки, их тела.
(Ученики рассматривают чучела гуся и утки и отвечают на вопросы учителя.)
Учитель: Какую форму имеет туловище гуся?
Ученики: Форму овала.
Учитель: Какую форму имеет голова гуся?
Ученики: Тоже имеет овальную форму.
Учитель: Чем отличается овал туловища от овала головы?
Ученики: Овал головы меньше овала туловища. Эти части тела гуся и утки похожи.
Учитель: В чем состоит отличие гуся от утки?
Ученики: У гуся шея длинная, а у утки короткая. У гуся ноги длиннее и крупнее, чем у утки.
Учитель: Отличается ли окраска гусей от окраски уток? Какого цвета оперение у гуся, а какого у уток?
Ученики: Гуси белые и серые, а утки разные: от темно-коричневых до разноцветных.

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • познавательные: наблюдать за объектом (в т. ч. рассматривать его изображение) под руководством учителя, анализировать признаки объекта под руководством учителя (выделять внешние признаки птиц);
  • коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Предметный результат: осуществлять наблюдение за объектом и анализировать его признаки.

5. Изучение этапов выполнения рисунка
(Учитель показывает детям этапы выполнения рисунка птицы. Ученики активно участвуют в этапах выполнения рисунка, обсуждают, анализируют.)

Этапы выполнения рисунка птицы
1. Определение композиции рисунка: выбор места для рисунка на листе бумаги, наметка основных частей туловища птицы.
2. Выполнение карандашного наброска. Рисование в несколько этапов – от общего к деталям: овал туловища и головы, шея, клюв, перья хвоста, крылья, ноги, глаза.
3. Проверка правильности пропорций и уточнение характера силуэта птицы.
4. Раскрашивание рисунка (подбор красок на палитре).
5. Прорисовывание тонкой кистью деталей рисунка.

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • познавательные: решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
  • коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • умение пользоваться приемами работы с красками, кистями разной толщины;
  • умение применять цвет для достижения своего замысла.

6. Творческая практическая деятельность учащихся
(Учитель задает детям задание: выполнить по выбору рисунок гуся или утки. Во время практической работы контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. Ученики выполняют рисунок поэтапно.)

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, осуществлять пошаговый контроль своих действий;
  • познавательные: решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций.

Личностный результат: осознавать необходимость вести себя культурно.

Предметные результаты:

  • умение пользоваться приемами работы с красками, кистями разной толщины;
  • применять цвет для достижения своего замысла;
  • рисовать, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа;
  • использование выразительных свойств художественного материала.

7. Рефлексия по результатам урока
Учитель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь попрошу вас сравнить свой рисунок с образцом. Что получилось? Почему? Что не получилось? Почему? Что можно было сделать, чтобы получилось? Чему бы хотели научиться еще?  (Ученики отвечают на вопросы учителя, комментируют ответы товарищей, делают выводы.)
Учитель: Ребята, большое спасибо за хорошую работу!

Развиваемые на данном этапе урока УУД:

  • регулятивные: оценивать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять пошаговый контроль своих действий;
  • коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • сравнивать рисунок с образцом;
  • удерживать учебную задачу в памяти.
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль