Конспект занятия "Устный журнал по математике"

2255
Конспект занятия

Автор: Буйлова Ирина Юрьевна, учитель математики (Вологодская область)
Устный журнал – это одна из форм внеклассной работы, которая позволяет проводить интегрировать знания из различных областей, развивает творческие способности обучающихся, стимулирует интерес к предмету. В статье приведен план занятия "Устный журнал" по математике, который может быть использован как основа сразу для нескольких внеурочных занятий по данному предмету.

В работе сохранены типичные для печатного издания элементы: колонка главного редактора, рубрики. Это позволяет использовать различные методы подачи материала и своеобразно организовать работу учеников: так, например, за некоторые рубрики отвечали отдельные "отделы редакции", что является наглядным примеров групповой работы. Однако и отдельные "журналисты" внесли свою лепту в общее дело.

Можно сказать, что устный журнал – это достаточно удобный тип внеклассных занятий, который позволяет использовать множество педагогических приемов и разнообразить школьную жизнь не только учеников, но и учителей-предметников.

Колонка главного редактора В любом деле самое важное - это мотивация. Зачем мы решаем уравнения? Зачем рассчитываем площадь круга, квадрата, трапеции? Зачем человеку, который мечтает стать юристом, задача про поезда, идущие навстречу друг другу? Можно, конечно, сказать, что для общего развития, но практика показывает, что ученики этим объяснением обычно не удовлетворены. Единственное, что может заставить гуманитариев заниматься математикой - гуманитарное содержание заданий. На первый взгляд это кажется не просто странным, но почти невозможным - гуманитарные задачи в геометрии? в алгебре? Однако не стоит забывать о главной тенденции последних десятилетий - о гуманизации образования. Это представляется выходом из сложившейся ситуации - да, будущий журналист не хочет считать просто потому, что ему скучно - так давайте заинтересуем его. Пусть он считает возможные тиражи газеты для отдельно взятого города. Или расход типографской краски на один выпуск журнала.

Другой путь - это рассказывать ученикам о том, что для них близко и знакомо само по себе. Например, о родном городе или стране. Природная детская любознательность не способна пройти мимо новых сведений о том, что находится рядом, или, наоборот, очень далеко, даже если это на первый взгляд бесполезно. Процесс обучения математике заключает в себе большие возможности для создания весьма эффективных ситуаций, способствующих успешному решению общих задач воспитания.

При этом учителя должны всегда помнить, что существуют некоторые принципиальные положения, которые повышают эффективность воспитательной деятельности: 1) воспитание должно быть непрерывным; 2) воспитание не должно быть навязчивым; 3) воспитание в идеале должно перерастать в самовоспитание. Обучение математике содействует общему образованию, воспитывает. Таким образом, математика не только встраивается в общую систему знаний, но и прививает основы культуры. Очень важно, чтобы школьники понимали роль математики в естественных и технических науках. Установление тесных связей между этим предметом с другими учебными дисциплинами, практическим применением математики позволяет сформировать научное мировоззрение. Обращение к истории математики способствует росту общей культуры. Обучая математике, важно прежде всего показать, что источник этой науки - окружающий мир, что чем глубже наши познания в математике, тем шире их проникновение в жизнь. На практике формирование интереса к математике осуществляется через решение задач. В основном это достигается через содержание самой задачи. В фабулу или в решение закладываются некие неожиданные, занимательные, необычные элементы. Если вы читаете условие задачи, которое может заинтересовать, вы получаете стимул к ее решению.

Одним из направлений внеклассной работы по математике является подготовка наиболее заинтересованных учащихся. Я хочу, чтобы совместная работа по изучению математических законов, истории математики, решению задач была плодотворной. Пусть наша деятельность пробуждает устойчивый интерес к математике, расширяет и углубляет знания по программному материалу, прививает определенные научно-исследовательские навыки, развивает умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, расширяет и углубляет представлений о культурно-исторической ценности математики.

Занятия математикой приобщают школьников к радости умственного труда. Чем чаще в процессе обучения преодолеваются различные трудности, чем лучше понимается обучающимися, как можно использовать полученные знания, чем насыщеннее умственная деятельность, тем богаче будет духовный мир, выше планка нравственных ценностей. Думаю, что наша совместная работа по созданию "Устного журнала" послужит укреплению вашего интереса к математике. Надеюсь, что для вас сегодня не будет непонятных задач, задания будут интересны по содержанию или способам выполнения. Вам предоставляется возможность самим делать выводы, обобщения, открывается широкая перспектива полезности изучения математики.

Рубрика "Историческая" Каждой из трех команд было предложено собрать материалы о трех ученых-математиках по плану:
1. Биографическая справка
2. Научные открытия
3. Интересные факты из биографии

Выступление должно сопровождаться демонстрацией презентации. Работа представляется в печатном виде. Текст должен быть оформлен в соответствии с определенными требованиями: Шрифт TimesNewRoman 14 кегль Одинарный интервал Стандартные поля Объем работы – 1/3 авторского листа Работа должна содержать план, список литературы, титульный лист. Время выступления – 5-7 минут. На мероприятии были представлены факты из биографий известных ученых Н.И. Лобачевского, М.В. Келдыша, Г. Я. Перельмана.Рубрика "Сказочная" Для данной рубрики подготовлено выступление учеником 8 "Б" класса "Персонажи русских народных сказок". Каждая команда представляет свою задачу для участия в конкурсе. Условий два: в фабуле должны присутствовать герои русских народных сказок; задача должна быть красочно оформлена для предоставления на суд "широкой общественности". Задачи решаются школьниками в ходе проведения "Устного журнала", решения сдаются главному редактору и затем разбираются в классе.

Пример задачи: На станции "Лукоморье" продают карточки на 1, 5 и 20 поездок. Все карточки стоят целое число золотых монет. Пять карточек на одну поездку дороже, чем одна на 5 поездок, а 4 карточки на 5 поездок дороже одной карточки на 20 поездок. Оказалось, что самый дешёвый способ проезда для Бабы-Яги и 32 кикимор — это купить карточек на 35 поездок, потратив на это 33 золотые монеты. Сколько стоит карточка на 5 поездок?Рубрика "Вернисаж" Восьмиклассникам было предложено найти в интернете картину Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет". Школьники не только нашли собственное решение примера, написанного на доске, но и представили сообщения о самом художнике. Они выяснили, что это картина Н. П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

В рубрике "Вернисаж": 1. рассматривались различные способы устного решения примера с картины Богданова-Бельского; 2. прозвучали сообщения об учителе С.А. Рачинском, художнике Н.П. Богданове-Бельском; 3. были представлены другие картины Н.П. Богданова-Бельского.

Рубрика "Записки путешественника" Для этой рубрики подготовлены три сообщения с презентациями: "Байкал – самое древнее озеро на Земле", "Ангара - единственная река, вытекающая из озера Байкал", "Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал". Эти выступления помогли совершить заочное путешествие к великому, единственному в мире озеру, создали предпосылки для заинтересованной работой над математическими заданиями.

Пример задачи, помогающей познакомиться с озером Байкал: Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего? Более ста лет назад в 1886 г. Ян Черский привел число 336. Но благодаря постоянно работающим экспедициям это число было уточнено. Сколько рек впадает, а Байкал, узнает то, кто правильно решит следующее задание: Найдите значение выражения: (c²-2)²+4 (2-c)²-(c´+4) при с=-33 Ответ: 544. Это число назвал В.М. Бояркин в 1964 году. Вытекает из озера Байкал только одна река – Ангара.Рубрика "Это интересно" Работа этой рубрики начинается с рассказа об истории городов России – Нижнего Новгорода и Астрахани. Выступления заранее подготовлены двумя учениками. В ходе практической деятельности ученики учатся решать задачи новым для себя способом, используя "Геометрию нитей". Задача Из Нижнего Новгорода в Астрахань (и обратно) ежедневно, в один и тот же час, выходит по пароходу. По течению реки пароход проходит этот путь за 4 дня, а обратно (против течения) – за 5 дней. Сколько пароходов встретит на своем пути до Астрахани пароход, вышедший из Нижнего Новгорода? Каково минимальное число пароходов, необходимое для обслуживания этого маршрута? Ученикам предлагается самостоятельно попытаться решить эту задачу. Через некоторое время обсуждаются возможные варианты решения. Так как решение этой задачи общепринятыми методами вызывает значительные сложности, учащимся, скорее всего, не удастся решить её. Учителю следует вместе с учащимися обосновать, почему не подходят для решения этой задачи уже знакомые методы (недостаточность данных и т.д.). Учитель предлагает решить эту задачи при помощи "геометрии нитей".

P.S. Устный журнал "Математика в 8 "Б" направлен на развитие познавательной активности школьников, повышение мотивации к учению, духовное совершенствование. Факты биографий известных людей – ученых-математиков Н.И. Лобачевского, М.В. Келдыша, Г. Я. Перельмана, педагога С.А. Рачинского, художника Н.П. Богданова-Бельского, их вклад в науку, искусство вызывают у школьников законную гордость. Знакомство с городами Нижний Новгород, Астрахань, с озером Байкал, его реками и островами, решение задач, связанных с этими географическими объектами, позволяет осознать практическую значимость математики, дает представление о взаимоотношении математики с другими отраслями человеческих знаний, показывает необъятные просторы нашей страны.Рубрика "Сказочная" служит эстетическому развитию учеников. Выполняя конкурсные задания, они рисуют, оформляют стенгазеты, вспоминают персонажей русских народных сказок и сами сказки, о которых А.С. Пушкин сказал "Что за прелесть, эти сказки!". К мероприятию ученики подготовили 11 сообщений, 6 презентаций, 3 стенгазеты. В ходе "Устного журнала" решено 8 математических заданий. При подготовке и проведении "Устного журнала" ученики проявили активность, заинтересованность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, работать в команде, взаимодействовать с учителем, уверенное владение средствами ИКТ.

Продолжительность мероприятия 90 минут. Практическая значимость: может быть использовано во внеклассной работе по предмету для учеников 7-8 классов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль