Разработка "Театр живой руки"

1519
Разработка

Автор:Рябикина Ольга Александровна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 47 (Белгородская область)

"Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - писал В.А.Сухомлинский.

Ученые также установили, что эффективность театральной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Важно организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти видимый образ, соответствующий его замыслу, представить ребенку, возможность при создании его образа выбрать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждый из них был наполнен не тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. Очевидно, что при таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом.

Яркие, положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем, возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка»
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Как же превратить обучение в интересное для ребенка дело? Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение.

Опыт подсказывает, что любой творческий процесс имеет под собой базовую основу. Поэтому я придаю большое значение соблюдению принципу последовательности: от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию творческих способностей детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования в интеграции с театрализованной деятельностью - "Театр живой руки"."Разноцветные котята" Цель: закреплять умение детей закрашивать шаблон краской, прорисовывать детали, пользуясь ватной палочкой. Совершенствовать умение пользоваться красками и кистью, по мере необходимости споласкивать её, набирать краску на кончик кисти. Развивать творческое воображение при выборе цвета и узора шерсти котёнка, внесении деталей. Продолжать учить использовать продукт своей деятельности в самостоятельной театрализованной игре. Вызвать желание обыгрывать при помощи своих работ знакомое стихотворение.Предварительная работа: разучивание стихотворения С. Маршака "Перчатки". Рассматривание иллюстраций с изображением различных окрасок кошек. Активизировать словарь детей словами: полосатая, пятнистая, рыжая, пёстрая, разноцветная шерсть.Ход занятия

Воспитатель подходит к книжной полке и берёт с неё книгу "Кошки и котята".

Воспитатель: ребята, посмотрите, на книжной полочке появилась новая книга. Она такая красивая, красочная. Про кого же в ней написано? Называется она "Кошки и котята". Открою, посмотрю! Ах, какие хорошенькие! А у кого есть дома кошка? Расскажи про неё. Что она любит делать? Какого цвета у неё шерсть? Выслушиваются ответы детей. Да, кошки похожи друг на друга повадками и внешним видом. У любой кошки есть и уши и хвост. А чем они могут отличаться друг от друга? Бывают кошки с длинной шерстью и короткой, и даже совсем без шерсти, их называют голыми. А ещё, шерсть у них разного цвета и с разными узорами. Все кошечки такие милые, пушистые, ласковые, песни умеют мурлыкать. Я бы хотела стать кошечкой. А у меня же есть ушки, как у кошки. Сейчас я их примерю. Вот теперь я стала кошкой. Мне кажется, что чего-то не хватает, не очень я на кошку похожа. Как вы думаете? Что надо добавить?Дети: белые щёчки, усики, носик, хвост.

Воспитатель ватной палочкой и гримом рисует недостающие детали по ходу ответов детей. Грим и зеркала располагается в доступном месте для детей, все желающие, рисуют и себе, наряжаются. Причём, определённого задания не даётся, дети руководствуются своим желанием.Воспитатель: вот теперь я совсем как настоящая кошечка, а вот ещё и котята.Кошка: Мяу, мяу, к вам пришла.
Здравствуйте, мои друзья!
Своих малюточек – котят
Я послала в детский сад
Мяу-мяу, где вы крошки?
Покажитесь маме кошке.
Куда же они могли спрятаться? Ищу по группе, заглядываю вместе детьми под шкафы.
Два часа я их зову
Два часа уже их жду,
И не где их не найду.
Может, кто-то их украл?
Новым именем назвал?
Может, они ищут дом?
Плачут где-то под столом?
Ах, под шкаф я загляну,
Может, там я их найду?
Вот какие-то котята
Показались из-за шкафа.

Достаю корзину с шаблонами котят. Беру одного котёнка в руки.

Вот вы где, проказники!
Что случилось, не пойму,
Ты весь белый, почему?

Я оставила котят без присмотра и надзора, и по этому они с головой залезли в краску, и теперь их не узнать.

Что же делать?
Как мне быть?
Как теперь их отличить?

По очереди достаю котят из корзины и отдаю детям.

Вот у этого на лапах были чёрненькие пятна.
Этот рыжий был, тот чёрный.
Что же делать?
Как мне быть?
Как теперь их отличить?
Придумала! Я помою их волшебной кисточкой.

Возьму её в лапку. Вот этот котёнок, раньше был рыжий, обмакну кончик кисти в оранжевую краску и закрашу его. А ещё у него были белые полоски. Хорошо сполосну кисть и возьму белую краску, нарисую полоски, и на спинке, и на хвосте, и на лапах. Это же мой любимый рыжик. Ох, устала, как же быть? Кто поможет всех отмыть?Дети: мы!Кошка: добро пожаловать, друзья. Я вам сердечно рада. Спасибо, что согласились мне помочь. Занимайте свои места и приступайте к работе. Не забывайте, что котята были все разные, не похожие друг на друга.

Дети выполняют работу под музыку.

На полу располагаю заранее приготовленный коврик. Сообщаю детям, что вымытых котят можно положить на коврик, чтобы они обсохли. И посмотреть, как продвигается работа у других ребят.Кошка: ребята! Посмотрите, какие котята стали чистые и пушистые. Они не похожи друг на друга. Как вы думаете, какой котёнок больше всего похож на меня? А есть ли у нас серый котёнок? А чёрный? А чем отличается вот этот котёнок от того? Что есть у этого на спинке? А у этого на хвосте?

Бесподобно! Браво! Браво!
Потрудились вы на славу!

Делаю вид, что прислушиваюсь. Кажется, котята мне что-то говорят. А, они хотят, что бы с ними поиграли.

Давайте, сказку сочиним!

Начну, пожалуй, я, а вы, мне помогите, сказку подскажите. Ну, начинаю! Сказка, про то, как котята потеряли перчатки. Одеваю на руку котёнка, сзади которого прикреплена резинка, так, чтобы он шагал с помощью пальцев. Читаю стихотворение С. Маршака "Перчатки", обыгрываю ситуации, дополняю необходимыми атрибутами.

Как вы думаете, что могло произойти потом? Поиграйте с котятами, а мне пора уходить.

Мяу, мяу, мур-мур-мур.
За всё я вас благодарю.
Котят вы приютите,
За ними присмотрите.
Я к вам ещё приду,
Хоть я и домоседка,
И в гости езжу редко.

Дети продолжают самостоятельную игру."Морские жители"Цель: Закреплять умения детей работать в нетрадиционной технике, рисования на ладошке. Показать способ «превращения» её в краба. Развивать творческие способности детей в выборе цвета, составлении узора, рисовании деталей. Подвести к дальнейшему использованию продукта своей деятельности в театральной деятельности.Оборудование: Гуашь, кисти, тряпочки, клеёнки, бумажные шляпки, стол, голубая ткань, ракушки, кораллы.Предварительная работа: рассматривание рыбок в аквариуме, водорослей, иллюстраций с морскими жителями. Подбор декораций для обыгрывания.Ход работы:

В группу входят несколько детей из подготовительной группы. Говорят, что сделали на занятии шляпки и хотели бы их подарить нам. Ребёнок из подготовительной группы объявляет, что это волшебные шляпки, потому, что они мастерили их своими волшебными руками. Каждый, кто одел, такую шляпку, становится маленьким волшебником.

Мы принимаем подарки, благодарим.
- Спасибо вам ребята, какие они замечательные, красивые, да все разные, вы, наверное, очень старались! Давайте их примерим. Как красиво смотрится шляпка на  Жене. И мне шляпка пришлась в пору, смотрите какие мы теперь красивые.

- Спасибо вам ребятки за такое чудо! Дети подготовительной группы уходят.

- Ребята, я чувствую, что мои руки стали волшебными, они меня куда-то ведут. Усаживайтесь удобнее, на волшебной полянке всем хватит места. Тише, тише, волшебство не испугайте. Слышите? Это звучит волшебство (играет музыка). А теперь смотрите внимательно и повторяйте за мной (незаметно переодеваю перчатки), показываю сначала осьминога, затем морскую улитку в раковине.

- Вы догадались, кто это были? Смотрите, мои руки сейчас превратятся в краба. Вот моя рука потянулась к волшебной кисточке, что же сейчас будет? Кисточка выберет, каким будет цветом мой краб. Вот она рисует ему на спинке крапинки, а ещё раскрашивает клешни, но уже другим цветом, то же самое нарисует на другой руке. А это глазки появились, соединю большие пальцы между собой, вот мой краб и научился ползать. Но он, какой то грустный, как вы думаете, почему? Да, ему одному, в таком огромном море скучно, а где же мне взять ещё крабов, ведь у меня всего две руки. Спасибо вам ребята, что согласились мне помочь. Покажите мне свои ладошки, я прикоснусь к ним своей волшебной кисточкой.

- А теперь, приступайте к работе. Дети рисуют под музыку. У кого краб готов, то отпускайте его в море, пусть он там поплавает. Приглашайте гостей, пусть они тоже нам помогут. - Смотрите, сколько, много крабов у нас получилась, теперь ему не будет скучно. Какой краб самый быстрый? Это потому, что у него самые цветные клешни. А который самый весёлый? Да он забавно улыбается, а где самый разноцветный, расскажи про своего краба.

- Посмотрите, Васин краб хочет подружиться, подползайте, знакомьтесь. А Машин, хочет побегать на перегонки. Смотрите, Анин краб хочет кушать, он сейчас будет зарываться в песок и искать себе еду.
Дети самостоятельно обыгрывают свои работы

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль