Конспект урока "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы"

3697
Конспект урока

Автор: Аганина Елена Николаевна учитель биологии МБОУ СОШ № 10 г. Сальска

Тема: "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы"Цели:

  • познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями;
  • показать черты сходства и различия грибов от растений;
  • дать представление о строении грибов, о типах питания и размножении грибов;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Ход урока:

1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. Тест "Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека"
3.Изучение нового материала.

1) Царство грибов насчитывает около 100 тыс. видов.Грибы произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2 млр. лет назад. Грибы относятся к эукариотам, так как клетки грибов имеют ядра. Они занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений , ни к царству животных.

Как вы думаете почему?
Потому что грибы имеют ряд признаков, характерных как для растений так и для животных.

2)Заполнение таблицы :

Признаки грибов, сближающие их с царством растений.

Признаки грибов, сближающие их с царством животных.

Индивидуальные признаки грибов.

Прикрепленный образ жизни.

Наличие хитина в клеточных стенках.

Вегетативное тело - мицелий.

Неограниченный рост в течение жизни.

Наличие мочевины в качестве продукта метаболизма.

Абсорбтивное питание.

Наличие целлюлозы в клеточных стенках ( водные грибы).

Не имеют хлорофила. Гетеротрофный способ питания.

Имеются плодовые тела как приспособление к лучшему распрастранению и расселению спор.

Верхушечный рост мицелия.

Запас углеводов в виде гликогена.

 

 

3) Основу вегетативного тела гриба составляет мицелий или грибница, образованная тонкими трубчатыми тканями – гифами. Гифы могут состоять из большого числа одноядерных и многоядерных клеток. Гифы могут образовывать достаточно крупные скопления, называемые ложной тканью. Из нее образуется сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры. Для питания грибам необходимы готовые органические вещества.

  - С каким из царств это сближает грибы?
С царством животных.
- Как называется такой способ питания?
Гетеротрофный.

Способ добывания питательных веществ у грибов различны: Сапрофиты – питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Симбионты – способны вступать во взаимовыгодные отношения с различными видами растений.Это в основном шляпочные грибы. Мицелий этих грибов вступает в тесный контакт с корнями древесных растений. В результате такого сожительства корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб – органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растений называют микоризой.

Паразитические – могут обитать на всех растениях, животных, нанося вред организму-хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие ранки или повреждения в тело хозяина. Иногда действия паразитических грибов вызывают гибель организма-хозяина.

Хищные – у них саыйинтересный способ добывания пищи. На концах их гифов имеются специальные образования, состоящие из трех замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву. Таким образом они могут поймать обитающих в почве нематод, амеб и дождевых червей.

4) Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще.

Размножение грибов
Бесполое / Половое
Частями мицелия Спорами Специализированными клетками ( гаметами)

5) Давайте  подробно познакомимся со шляпочными грибами.Когда мы говорим о грибах мы имеем в виду плодовое тело гриба, т.к. именно их мы используем в пищу. -Но почему эти грибы назвали шляпочными?
-Потому, что их плодовое тело образовано из шляпки и ножки, которые состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы или ложной ткани.

6)Типы шляпочных грибов:

Трубчатые

Пластинчатые

Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры.

Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки к ее краю.На стенках пластинок созревают споры.

Белые , маслята, подберезовики

Рыжики, сыроежки, мухоморы.

 

4.Закрепление изученного материала.

Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
Какие признаки грибов характерны для представителей царства растений?
Какие признаки грибов характерны для представителей царства животных?
Какой тип питания у грибов?
Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
Какие грибы называются шляпочными?
Что такое микориза?
В чем состоит отличие трубчатых грибов от пластинчатых?

5.Домашнее задание и выставление оценок. Домашнее задание – параграф
Подготовить доклад с картинками на тему: "Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы", "Выращивание различных грибов"

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект урока Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль