Конспект урока "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы"

3770
Конспект урока

Автор: Аганина Елена Николаевна учитель биологии МБОУ СОШ № 10 г. Сальска

Тема: "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы"Цели:

  • познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями;
  • показать черты сходства и различия грибов от растений;
  • дать представление о строении грибов, о типах питания и размножении грибов;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Ход урока:

1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. Тест "Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека"
3.Изучение нового материала.

1) Царство грибов насчитывает около 100 тыс. видов.Грибы произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2 млр. лет назад. Грибы относятся к эукариотам, так как клетки грибов имеют ядра. Они занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений , ни к царству животных.

Как вы думаете почему?
Потому что грибы имеют ряд признаков, характерных как для растений так и для животных.

2)Заполнение таблицы :

Признаки грибов, сближающие их с царством растений.

Признаки грибов, сближающие их с царством животных.

Индивидуальные признаки грибов.

Прикрепленный образ жизни.

Наличие хитина в клеточных стенках.

Вегетативное тело - мицелий.

Неограниченный рост в течение жизни.

Наличие мочевины в качестве продукта метаболизма.

Абсорбтивное питание.

Наличие целлюлозы в клеточных стенках ( водные грибы).

Не имеют хлорофила. Гетеротрофный способ питания.

Имеются плодовые тела как приспособление к лучшему распрастранению и расселению спор.

Верхушечный рост мицелия.

Запас углеводов в виде гликогена.

 

 

3) Основу вегетативного тела гриба составляет мицелий или грибница, образованная тонкими трубчатыми тканями – гифами. Гифы могут состоять из большого числа одноядерных и многоядерных клеток. Гифы могут образовывать достаточно крупные скопления, называемые ложной тканью. Из нее образуется сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры. Для питания грибам необходимы готовые органические вещества.

  - С каким из царств это сближает грибы?
С царством животных.
- Как называется такой способ питания?
Гетеротрофный.

Способ добывания питательных веществ у грибов различны: Сапрофиты – питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Симбионты – способны вступать во взаимовыгодные отношения с различными видами растений.Это в основном шляпочные грибы. Мицелий этих грибов вступает в тесный контакт с корнями древесных растений. В результате такого сожительства корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб – органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растений называют микоризой.

Паразитические – могут обитать на всех растениях, животных, нанося вред организму-хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие ранки или повреждения в тело хозяина. Иногда действия паразитических грибов вызывают гибель организма-хозяина.

Хищные – у них саыйинтересный способ добывания пищи. На концах их гифов имеются специальные образования, состоящие из трех замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву. Таким образом они могут поймать обитающих в почве нематод, амеб и дождевых червей.

4) Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще.

Размножение грибов
Бесполое / Половое
Частями мицелия Спорами Специализированными клетками ( гаметами)

5) Давайте  подробно познакомимся со шляпочными грибами.Когда мы говорим о грибах мы имеем в виду плодовое тело гриба, т.к. именно их мы используем в пищу. -Но почему эти грибы назвали шляпочными?
-Потому, что их плодовое тело образовано из шляпки и ножки, которые состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы или ложной ткани.

6)Типы шляпочных грибов:

Трубчатые

Пластинчатые

Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры.

Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки к ее краю.На стенках пластинок созревают споры.

Белые , маслята, подберезовики

Рыжики, сыроежки, мухоморы.

 

4.Закрепление изученного материала.

Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
Какие признаки грибов характерны для представителей царства растений?
Какие признаки грибов характерны для представителей царства животных?
Какой тип питания у грибов?
Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
Какие грибы называются шляпочными?
Что такое микориза?
В чем состоит отличие трубчатых грибов от пластинчатых?

5.Домашнее задание и выставление оценок. Домашнее задание – параграф
Подготовить доклад с картинками на тему: "Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы", "Выращивание различных грибов"

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект урока Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль