Конспект урока биологии "Мхи"

6034
Конспект урока биологии

Автор:  Аганина Елена Николаевна учитель биологии МБОУ СОШ № 10 (Ростовская область)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.
  • Познакомить со средой обитания и распространением мхов.
  • Дать представление о процессах жизнедеятельности мхов, об их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.
  • Закрепить знания учащихся о высших и низших растениях.

Оборудование: таблицы "Мохообразные", "Зеленый мох кукушкин лен", "Сфагновые мхи и их строение".Ход урока:

Организационный момент.
Проверка д\з. – тест по теме: "Лишайники".
Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, на какие 2 группы делятся растения? Низшие и высшие. Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений в отличии от низших разделено на органы, которые выполняют определенные функции.

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению высших растений. А начнем изучение высших растений с отдела мохообразные. Отдел мохообразные насчитывает около 27 тысяч видов растений. У мохообразных, как и у остальных высших растений, имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней у мохообразных нет, но есть ризоиды. Что такое ризоиды? Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. Большинство мохообразных распространено в сильно увлажненных. Даже заболоченных местах. Это связано с высокой потребностью в воде для нормальной жизнедеятельности этих растений.

- Все мохообразные низкорослы. Их высота обычно не превышает 10 – 15 см. Практически все они многолетние растения. Среди них не встречается одревесневающих форм.

- Мохообразные по своей организации и экологии очень близки водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители отдела имеют тело в виде таллома, похожего на таллом водорослей. Оплодотворение мохообразных так же связано с водой и в ее отсутствие – не может осуществляться. Размножаются при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

- В отделе мохообразные выделяют класс печеночники и класс листостебельные мхи.

- Печеночники устроены наиболее примитивно. Что вкупе с другими признаками свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающее растение – риччия.

- Листостебельные мхи устроены более сложно, чем печеночники, и встречаются в наших лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен. Об этом растении нам расскажет… .- Опережающее задание:

Кукушкин лен часто встречается в заболоченных или просто влажных лесах. Этот мох покрывает почву сплошным ковром. Вытесняя другие зеленые мхи. Он способен впитывать воды в 4 раза больше собственного веса. За счет того, что плотные покровы кукушкина льна задерживают большое количество влаги и создают особый микроклимат, с появлением этого растения часто начинается постепенное заболачивание леса.

Высота растений кукушкина льна достигает 10 – 15 см. Стебли неветвящиеся, имеют буровато – зеленую окраску, густо покрыты узкими зелеными листочками. Нижняя часть стебля темно – коричневая. Корней у кукушкина льна нет. К почве растения прикрепляются при помощи ризоидов.

- Ребята, а как вы думаете. О чем говорит зеленая окраска листьев этого растения? Это говорит о способности к фотосинтезу.

- Опережающее задание:

Кукушкин лен, как и большинство других мхов, имеет сложное внутреннее строение. В теле его выделяют два типа тканей: покровная и проводящие. Кукушкин лен – двудомное растение. Это значит, что у кукушкина льна органы, синтезирующие мужские и женские половые клетки, расположены на разных растениях. Половые клетки называются гаметы.

Гаметы
мужские женские
сперматозоиды яйцеклетки
подвижны практически не заметны

Мхи растут плотными скоплениями а, следовательно, мужские и женские растения оказываются близко друг от друга. Им как и водорослям необходима для осуществления процесса оплодотворения вода. При ее наличии подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота, из которой на следующий год образуется спорогон. Внешне он выглядит как коробочка на длинной ножке. Коробочки покрыты волосистыми заостренными колпачками. Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название мха – кукушкин лен. В коробочках развиваются споры. После созревания спор колпачок с коробочки опадает, и в сухую погоду споры высыпаются из коробочки и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, спора прорастает. Образует тонкую зеленую нить. Нить ветвится. На ней образуются почки, из которых впоследствии вырастают новые побеги зеленого мха.

- К листостебельным мхам относится так же и белый мох сфагнум. Сфагнум – многолетнее растение высотой до 20 см., обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель его ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки. Часть отходит в стороны. А некоторые свисают вниз. Прилегая к стеблю. Стебель и ветки покрыты мелкими светло – зелеными листочками. Сфагнум способен поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. В отличии от кукушкина льна сфагнум не имеет ризоидов. Размножается он так же как и кукушкин лен – спорами, но в отличии от него является однодомным растением, т.е. у него мужские и женские половые органы расположены на одном растении. Процесс оплодотворения происходит так же как у кукушкина льна.

- 22 вида мхов внесено в Красную книгу.

4. Закрепление изученного материала.

- А сейчас пользуясь учебником ответьте на вопрос: каково значение мхов в жизни и хозяйственной деятельности человека?

- Заполните таблицу «Черты различия зеленых и сфагновых мхов на примере кукушкина льна и сфагнума».

Параметры сравнения.

Кукушкин лен.

Сфагнум.

Наличие ризоидов.

На нижней части стебля.

Отсутствуют.

Расположение мужских и женских органов.

Двудомное.

Однодомное.

Строение листа.

Многослойный, имеет относительно сложное строение.

Однослойный, состоящий из двух видов клеток.

Строение стебля.

Прямой, неветвящийся.

Ветвится.

Строение спорогона.

Коробочка на длинной ножке.

Круглая коробочка на короткой ножке.

- Сравнив эти растения, скажите каковы черты сходства у них?

Не имеют корней, имеют стебель и листья, размножаются спорами, для оплодотворения необходима вода, обитают в сырых местах, приводит к заболачиванию почвы.

Домашнее задание – параграф 14.
Выставление отметок

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль