Конспект урока "Долг и совесть"

12306

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". 

Модуль: Основы светской этики (34 часа)
УМК: "Школа 2100"


Тема урока: "Долг и совесть".Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

  1. Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
  2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
  3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: проблемный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. "Мозговой штурм как метод обучения в школе".

  • Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: "Все в твоих руках…". Продолжите фразу.

II. Актуализация знаний.

  • Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? (добро и зло)

А что такое добро? А зло? (дети вспоминают определения)

  • Как же не попасть в сети зла?

Тренинг "Как не попасть в сети зла?"

  • Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?
Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

  • Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
  • Какой надежный щит поставить на пути зла?

(Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

  • Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории.

Инсценировка
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

  • Привет! – сказал он ребятам.
  • Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
  • А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.
  • Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
  • Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

Вопросы для обсуждения:

  • Вы догадались, кто этот подсказчик? (Совесть.)
  • Какие сомнения мучили Матвея? (Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.)
  • Что удивило Сашу? (Что Матвей сам вернулся в класс.)
  • То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.
  • Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? (Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)
  • Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.
  • "Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?" ( Верно, совесть и долг).
  • "Совесть и долг" тема сегодняшнего урока.
  • Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа в группах

Группа № 1. Упражнение ассоциации

  • Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?

Группа № 2. Работа с ключевым понятием

  • Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.

Группа № 3. Структурирование текста в форме таблицы
Работа с текстом "По зову долга".

Группа № 4. Работа с ключевым понятием
Опираясь на текст "По зову долга", дать определение понятию "долг". Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.

Группа № 5. Упражнение "Кластер".

  • Прочитайте сказку "Бабушка-медведица и внучка" Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер "Чувства", ответив на вопрос "Какие чувства испытала юная медведица?"

Подведение итогов работы в группах.
От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.V. Обобщение и закрепление изученного материала.

Организуется обсуждение.

  • Объясните, чему учит сказка о бабушке-медведице и ее внучках.
  • Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?
  • Подумайте, в чем заключается ваш долг.
  • Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.
  • Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») и попробуйте сформулировать свой вывод. (Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно)
  • Сравним наш вывод с авторским.

"У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой".

Объясни смысл пословиц:

В ком стыд, в том и совесть.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов загрызёт.
Когда совесть раздавали, его дома не было.

Составление синквейна на тему "Совесть"

Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Ключевая фраза
Слово-итог

VI. Итог урока. Рефлексия.

  • Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть"Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?
  • Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
  • Какие выводы вы сделали для себя?
  • Что нового узнали?
  • Где пригодятся знания?
  • Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
  • Кто или что вам помогало справиться с работой?
  • Кто доволен сегодня своей работой?

VII. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор.

Выполняем задания

  • Найди 5 пословиц и поговорок о совести.
  • Подбери стихотворение или сочини сам на тему: "Совесть".
  • Расспросите родителей о значении совести в их жизни.

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект по теме "Зов долга и совести"? Если да, то выбери один из предложенных или придумай свой.

Сообщение – презентация "Муки совести в судьбе известных литературных героев".

Пластилиновая композиция "Народные пословицы о совести и стыде".

Автор: Сапич Виктория Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (ХМАО-Югра)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль