Мастер-класс "Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"

7271

Автор: Большакова  Елена  Васильевна, учитель физики МБОУ "СОШ №9" г. Вязники (Владимирская область)

"Если ученик не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только продолжать копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели делать приложения этих сведений" (Л.Н.Толстой)

Форма проведения: мастер – класс.

Цель: показать процесс освоения методов исследования и их влияние на развитие познавательного интереса учащихся.

Ход мастер - класса:
Ребята, сегодня вам предлагается поучаствовать в обычной для Вас роли ученика - тьютора в мастер - классе . Наша цель  -  показать, как идет процесс освоения методов исследования и что это дает вам лично.
Какие задачи стоят перед нами? Мы покажем, как отрабатывались исследовательские и коммуникативные навыки, как вы научились графически представлять результаты исследования с использованием ИКТ, устанавливать связь теории с практикой; а также покажем уровень своей готовности к публичному выступлению.
Задачи:
Отработка исследовательских и коммуникативных навыков;
формировать умения графически представлять результаты исследования с использованием ИКТ и опыт публичного выступления;
учиться устанавливать связь теории с практикой;
формировать мотивацию к предмету и активную жизненную позицию.

Для начала давайте поприветствуем участников нашего мастер - класса и кратко расскажем о себе .

Работа в группах – 4 (9) группы по 5(3) чел.:

Задание 1. Составьте рекомендации по выбору темы исследования и обоснуйте выбор темы коллективного проекта.
Задание 2. Перечислите этапы разработки любого исследовательского проекта. Назовите этапы Вашего коллективного проекта.
Задание 3. Назовите группы умений, на которые исследовательская деятельности оказывает наибольшее влияние на развитие личности и прокомментируйте их.
Задание 4. Назовите требования к представлению результатов исследования и публичному выступлению.

Комментарий: Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения, но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования учащиеся учатся находить причинно-следственные связи и делать свои маленькие открытия. Сделав открытие, ученик ощущает себя счастливым и хочет повторить успех. Не претендуя на оригинальность, я хотела бы поделиться с первыми небольшими результатами осмысления и освоения методики исследовательской деятельности. С учетом возрастных особенностей учащихся теоретические основы исследования лучше изучать и отрабатывать в творческих группах. Конечно, на начальном этапе ребята должны иметь раздаточный материал по теории. Такие теоретические помощники приучают грамотно обосновывать свой выбор, касается это или темы проекта, или своей роли в коллективном деле, или в чем-то ином. Не секрет, что любая проектно-исследовательская деятельность проходит через 3 основных этапа: организационно-подготовительный, практический и презентационный. С этих позиций и выстроено творческое задание учащихся, в процессе выполнения которого они учатся устанавливать связь теории с практикой. Итак, проверим задание.

Учитель: сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с заключительным этапом нашей работы по проекту, который возник в процессе изучения темы "Звуковые волны" в 11классе. Творческое задание для всех групп (практическая часть)

Теперь мы непосредственно на практике попробуем рассмотреть особенности организации и проведения исследовательского проекта.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, т.к. времени у нас немного я предлагаю Вам исследовать и частично выполнить исследовательский проект по проблеме, которая нас объединяет:

Прекрасен мир, в котором мы живём!

Но хрупок он, и сохранить его так важно!
Прекрасный мир умрет, и мы умрем. Спасём же мир, в котором мы живём!

Я предлагаю вам поработать над решением проблемы шумового загрязнения. Это проблема глобальная, вы не сможете решить ее полностью, но частично это вам по силам.

Преподаватель предлагает выполнить мини- проект по исследованию и частичного решения проблемы шумового загрязнения. Участникам курса выдаются приложения с заданиями и дополнительным материалом для работы над проектом (Приложения 1-3, глосарий). "Мозговая атака"

Дорогие участники проекта! К сожалению уровень окружающего шума в мире ежегодно растёт. То, что шум вреден для здоровья, это бесспорный факт. Предлагаем всем участникам проекта приступить к поиску решений этой актуальнейшей для нашего родного города проблемы.

Задание:
Обсудите в своей группе основные части исследовательского проекта по «Шумовое загрязнение», в которых отразите основные этапы своей деятельности по решению данной проблемы. Если Вы испытываете затруднения, используйте вопросы, которые помогут вам:

I. Вступление:

  1. В чем актуальность данной проблемы?
  2. Какова цель Вашего проекта?
  3. Что является объектом исследования?
  4. Решение, каких задач помогут Вам достигнуть решения поставленной цели?

II. Теоретическая часть:
Используя предложенную информацию и ваши знания, в краткой форме изложите

  1. Каковы причины шумового загрязнения в нашем городе и стране?
  2. Какое действие оказывает шум на организм человека

III. Практическая часть:

  1. Какие методы исследования вы будите использовать в своей работе?
  2. Какие варианты по решению проблемы Вы можете предложить?
  3. Какие практические мероприятия вы можете организовать по решению данной проблемы?

IV. Заключение:

1. Сформулируйте выводы.

Проведите сравнительный анализ социологических исследований по данной теме. Посмотрите, по каким критериям вы будете определять вредное воздействие шума на человека. Сделайте выводы. Для этого внимательно изучите представленный материал. Участникам мастер-класса я также предлагаю выполнить задание, но на оценку выступления учащихся по их вкладу в коллективный проект (раздаточный материал).

Комментарий учителя: Такой вид творческого задания активизирует внимание учащихся, учит работать в команде, нести ответственность за результаты группы, одновременно отрабатывается умение сравнивать, анализировать, вычленять главное, обобщать полученную информацию и заставляет размышлять. Результативность мастер-класса: Ребята, мы сегодня с вами были в роли тьюторов: сами обучали других процессу освоения методов исследования через представление результатов коллективного проекта. А давайте посмотрим, чему вы научились, обучая других? (Что нового узнал? Чем я помог другим и чего достиг?)

Тема "Электромагнитное поле. Электромагнитные волны" Что в данной теме можно исследовать? Какие названия тем у вас родились? Предложите план исследования по данной теме. Ответы по цепочке. С каким настроением вы уходите сегодня? А мне захотелось подарить вам стихотворение:
Проект рождается непросто:
Порой с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений боле нету-
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость.
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полета!
Все это дивное явленье-
Проект, рожденный вдохновеньем…

3. Заключение В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:

  • Проектный метод является наиболее современным подходом к организации исследовательской деятельности школьников;
  • Исследовательский проект по структуре является подлинно научным исследованием;
  • Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • При выполнении проекта используются различные методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и обработка результатов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль