Автор: Дорошенко Ольга Михайловна воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Колокольчик" (Ямало-Ненецкий АО)Цель занятия:
- Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
- Познакомить детей со стихотворениями русских поэтов ХIХ века Ф.С.Шкулева и Ю.В.Ждановкой.
- Закрепить названия профессии людей, выращивающих хлеб.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб.
- Развивать интонационную выразительность, силу голоса при чтении стихотворения.
- Активизация и обогащение словаря: зерно, хлеб, хлебороб, комбайнер, страда, урожай.
Словарная работа: страда, хлебороб, тракторист, комбайнер, пшеничный - ржаной хлеб.Материал: видеофильм, иллюстрации уборки хлеба в наше время и в прошлом.Коррекционная работа: Развивать внимание, понимание увиденного и прослушанного.Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин И.И.Шишкина "Рожь", Г.Г.Мясоедова "Жатва", М.К.Клодта "На пашне". Чтение рассказов о хлебе.Ход занятия:
1. Организационный момент: отгадывание загадок о хлебе. 2. Чтение стихотворения Ф.С.Шкулева "Молотьба".
Сжата рожь… сереет жниво,
Ощетинились поля…
Ну, зато скирды красиво
Смотрят сердце веселя.
Люди радостны, довольны:
Не пропал их даром труд,
И повсюду с песней вольной
Раздается там и тут:
То-то мы! То-то мы! Хлеб готовим для зимы!
У скирдов вокруг ребятки
Шумно бегают, звенят.
Меж снопов играют в прядки,
То мякиною пылят…
По гумну же стройным рядом
Люди движутся с цепом.
Пот горячим льется градом,
Лица пышут их огнем…
То-то мы! То-то мы! Хлеб готовим для зимы!
Вопросы:
1.Что описано в этом стихотворении? (труд людей, которые молотят хлеб).
2. Почему поэт говорит, что скирды "веселят сердце"?
3. Чему радуются люди?
4. Как вы думаете, молотить – это тяжелый труд? Какие слова поэта подтверждают это? (Пот горячий льется градом, лица пышут их огнем…»).2. Физминутка: "На поле".
3. Чтение стихотворения Ю.В.Ждановой "Нива".
Нива моя, нива,
Нива золотая!
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая.
По тебе от ветру,
Словно в синем море,
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
Над тобою с песней
Жаворонок вьется,
Над тобой и туча
Грозно пронесется.
Зреешь ты и спеешь,
Колос наливая.
Нива моя, нива,
Нива золотая!
Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы думаете, каким чувством проникнуто все стихотворение? (Чувством любви к Родине, к хлебу, который растет на наших российских полях.).
2. Попробуйте произнести слова "Нива моя, нива, нива золотая!" произнося эти строки, вложите в них душу, свою любовь.
3. А теперь это четверостишие:
По тебе от ветру,
Словно в синем море,
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
4. Закройте глаза и представьте, что вы стоите около поля пшеницы, вдруг подул ветерок и по ниве побежали волны, точно как по морю…Вас удивит это зрелище?
С чем сравнивает поэтесса ниву? Какие образные выражения она использует? Как, с какой интонацией мы скажем о жаворонке, который поет тонким голосом над полем, высоко в небе? (Нежно, ласкова, высоким голосом). А как мы скажем про грозную тучу? (Серьезно, сердито, низким голосом, понижая голос.)
А вот последнее четверостишие:
Зреешь ты и спеешь,
Колос наливая.
Нива моя нива,
Нива золотая!
5.Как нужно прочесть его? (Торжественно, радостно)
4. Физминутка: "Молотьба".
5. Разучивание и торжественное чтение стихотворения.
6. Итог занятия: Какое из стихотворений вам понравилось? Какая строка вам запомнилась?
Источник: www.resobr.ru