Конспект занятия "Вулканы"

2129
Конспект занятия

Автор: Матушкина Ирина Николаевна (Свердловская область)

Цель:

  • познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • развивать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • картинки с изображением вулканов;
  • карта России;
  • поддоны;
  • картон,
  • клей;
  • сода;
  • уксус;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  • чайные ложки;
  • пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета гор.

Ход занятия Воспитатель: Сегодня у нас ребята с Вами необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как Вы думаете, что такое вулкан?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор (Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2-х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
Воспитатель:  В одной горе у нас вулкан, но он, почему - то у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то и Вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана, и он стал работающим?Ответы детей:


Воспитатель:  А хотите узнать и познать, что такое вулкан и как происходит извержение вулкана?Ответы детей:

Воспитатель:  Я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами сядем в кружок поудобнее и будем внимательно слушать.
Включается спокойная тихая музыка Воспитатель рассказывает с интересом, загадочно и эмоционально
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
Воспитатель: Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! А теперь я хочу вам предложить рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?


Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?


Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Воспитатель: Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашей замечательной горы? Давайте пройдем к макету и еще раз внимательно посмотрим на горы и посмотрим, если там кратер?
Воспитатель: Да конечно, имеется кратер, как и в любых настоящих вулканах. Предлагаю Вам пройти за столы.Пальчиковая игра "Паучок" (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я вам предлагаю склеить из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из - под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Вы случайно не знаете? Хотите узнать? Ответы детей
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком -  Х Что он означает? Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится. Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло”"вулкана макета. Наблюдаем "извержение" вулкана.

Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно” . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. И пометим значком.
Физминутка "За столами" И.п.: сидя за столом, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.
Воспитатель: А давайте мы ребята с вами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме "Вулкан".

Занятие заканчивается выставкой рисунков на доске

Источник www.resobr.ru: Конспект занятия "Вулканы"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль