Конспект занятия по развитию речи "Ай-да березка"

2729
Конспект занятия по развитию речи


Автор: Юрко Надежда Кононовна воспитатель МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 3 "СКАЗКА"  (Москва)
Программное содержание:

  • Учить детей относиться к живой природе по-доброму, бе­режно.
  • Учить детей отличать характерные признаки берёзы.
  • При­вивать чувство любви к русской берёзе, как к символу нашей Родины, уважения за дары, которые она даёт человеку.
  • Развивать логическое и образное мышление; внимание; слуховую, зрительную, двигательную и вкусовую память де­тей; умение ориентироваться в пространстве; творческие спо­собности; логическое внимание; произвольную мимическую моторику, а также мелкую и общую моторики, координацию движений детей.
  • Учить детей давать полные ответы на вопросы, используя свои наблюдения и полученную на занятиях информацию.
  • Воспитывать умение связно, последовательно, выразительно рассказывать о берёзе по опорным сигналам, по схеме и без них.
  • Тренировать детей в подборе родственных слов.
  • Воспитывать в детях доброту, желание помогать тем, кто нуждается в их помощи.
  • Развивать эмпатию. Учить детей по­нимать другие живые существа. Пробуждать в детях состра­дание.

Оборудование:

Картинка "Улыбающееся солнышко" на стене. Кукла би-ба-бо: козлёнок. Игрушки: муравей, бабочка, птичка, зайчонок, медвежонок. Картина "Берёзовая роща" (или муляж берёзки, берёзовая ветка). Банка с берёзовым соком, стаканчики с тру­бочками на всех детей. Конверт с адресом козлёнка. Аудиоза­пись русской народной плясовой "Полянка" для исполнения танца "Козелок". Аудиозапись "Голоса птиц в берёзовой ро­ще". Схемы-модели, карандаши на всех детей.Предварительная работа:

Беседа "Что мы знаем о лесе?"
Тематическая экскурсия в лес (парк) "Чем похожи и чем отличаются деревья в лесу?"
Чтение рассказов: Б. Александров "Берёза — символ Ро­дины", И. Балбышев "Берёзовая роща".
Разучивание загадок, стихотворений о берёзе, песни "Аи да берёза" (муз. Т. Попатенко, ел. Ж. Агаджановой).
Сюжетно-ролевая игра "Больница".
Изготовление лукошек и других поделок из бересты.
Лепка грибков-подберёзовиков или изготовление их из папье-маше.Ход занятия Воспитатель. Ребята! В мире столько много разных звуков. Некоторые из них мы можем обозначить на письме буквами. А есть звуки, которые украшают, обогащают нашу жизнь. Ка­кие это звуки?Дети. Шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стреко­тание кузнечиков...Воспитатель. Прислушайтесь, какие звуки вы сейчас слы­шите?Дети. Тиканье часов, звяканье посуды, шум шагов в кори­доре, звуки пианино в музыкальном зале...Воспитатель. Молодцы! А я услышала ещё что-то, только не пойму, что это?

Слышно, как хнычет козлёнок.Дети. Это кто-то плачет.

Появляется козлёночек.Козлёнок. Ме-ме-ме! Беда! Беда! Наша мама заболела!
Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь. (Русская народная потешка)
Устала наша мама-коза, вспотела, водички студёной напи­лась и горлышко простудила! Ме-ме-ме!Воспитатель. Ребята! Успокойте козлёночка.

Дети гладят козлёночка, успокаивают его, обещают ему по­мочь.Воспитатель. Не плачь, козлёнок! Слезами горю не поможешь. Ребятки! Предложите козлёнку какой-нибудь выход, научите, что ему делать, чем помочь маме-козе.Ответы детей. Воспитатель. Правильно! Надо ее полечить!Козлёнок. Вспомнил! Мама послала меня в лес попросить у березы ее веточку. Из почек и листочков березы можно при­готовить лекарство от простуды. Только я ещё маленький. Бо­юсь, не смогу отличить берёзу от других деревьев.Воспитатель. Не беда! В этом мы с ребятами тебе поможем. Отгадай, козлёночек, о каком дереве наши ребята загадают за­гадки?

Дети загадывают загадки о берёзе.Козлёнок. Наверное, это берёза! Мне и мама сказала, что это дерево в белом сарафане ходит. Только, что это за сарафан такой? Как у ваших девочек, что ли?Дети. Это ствол у берёзки такой — белый. Верхний слой коры покрыт тонкой шелковистой берестой.Козлёнок. Береста! (У моей мамы в домике есть шкатулоч­ка из бересты, такая красивая, в ней мама-коза хранит серёжки. А вы, ребята, видели бересту? Что из неё ещё делают?

Дети. Из бересты делают лукошки, кузовки, изготовляют красивые необычные картины.Козлёнок. Скорее, скорее пойдёмте в лес! Помогите мне, ребята, берёзку отыскать. Согласны?

Воспитатель выставляет картину "Берёзовая роща". На пе­реднем плане картины две берёзки: одна молодая, другая старая.Воспитатель. Ребята! Кто из вас знает, как называется лес, в котором много берёз?Дети. Берёзовая роща, березняк.

Воспитатель. Правильно. В берёзовой роще светло, радост­но, легко дышится! А почему?Дети. В лесу, где есть деревья с листьями, много кислорода.Воспитатель. Посмотрите на картину. Какие красивые берёзки стоят на опушке. Около какой из них вы хотели бы ока­заться и почему?

Первый ребёнок. Я хотел бы оказаться около молодой берёзки, потому что она маленькая, как я, красивая, нарядная, весёлая, стройная...Второй ребёнок. А я хотел бы оказаться около старой бере­зы. Она тоже очень красивая, большая, высокая. Веточки у неё красиво свисают вниз.Воспитатель. Эти березы называют плакучими. Если како­му-то человеку взгрустнётся, подойдёт он к такой берёзе, об­нимет ее, посмотрит, как машет ему берёза своими руками-ве­точками, и станет ему легче на душе. Ребята! Попробуйте составить предложение о такой берёзе из этих слов: опушка, лес, красивая, стройная, на, берёза, плакучая, стоит.

Дети. На опушке леса стоит красивая, стройная, плакучая берёза.Козлёнок. Как бы нам в эту берёзовую рощу попасть, к берёзке подойти?Воспитатель. Чтобы нам в берёзовую рощу попасть, надо запомнить слова: солнце, Родина, загадка, свет, колодец, веник, здоровье, сок, река.

Дети запоминают слова, придумывая рассказ-связку.

Воспитатель. Молодцы! Повернитесь лицом к солнышку и повторяйте за мной слова:
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Нам, ребятам, помоги, В берёзовую рощу нас перенеси!
Закройте глаза. Представьте себе берёзку, кто какую захочет.

Дети складывают ладони вместе перед собой, поднимают руки вверх и соединяют их, изображая окошко, протягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх и покачивают ими как веточками. Воспитатель включает аудиозапись «Голоса птиц в берёзовой роще». Ставит в центр комнаты муляж берёзки, вокруг расставляет игрушечных насекомых и животных, при­крывает их листочками.Воспитатель. Откройте глаза. Вы удивились? Волшебное солнышко опять нам помогло.Танец "Козелок" возле берёзки

Козлёнок. Ура! Мы в берёзовой роще! Не могу удержать­ся, хочу сплясать на радостях танец "Козелок". Приглашаю и вас, ребята, около берёзки повеселиться. Танцевать этот та­нец легко, вам нужно только представить себя маленькими козлятами. Такими же, как я. Запомните движения в такой же последовательности, как я вам их покажу, и попробуйте их повторить.

Воспитатель включает аудиозапись русской народной пля­совой "Полянка". Козлёнок показывает четыре — восемь основ­ных движений танца, дети запоминают и стараются повто­рить их в той же последовательности.
Ну-ка, быстро, все в кружочек,
Спляшем танец "козелочек".
Эй, проворней, эй, живее,
Влево, вправо, веселее!
Скок вперёд!
Затем вернуться
И на месте повернуться,
Стукнуть звонко в пол копытцем,
Поклониться, закружиться!
Поворот и снова вправо,
Влево, вправо.
Браво! Браво!
А потом опять в кружочек.
Аи да чудо "козелочек"! (Я. Грабовский)Козлёнок. Ме-ме. Ну, вот и все! Сейчас веток наломаю, ли­стьев и почек нарву!

Воспитатель. Подожди, подожди. Послушай ребят. Они знают, как надо себя вести в лесу, и расскажут тебе, почему это важно.

Дети рассказывают козлёнку о том, как правильно вести себя в лесу и как его беречь, охранять.Козлёнок. Тогда я отрублю кусочек корня березы и посажу рядом с нашим домиком, из него берёза вырастет, и за ветками бегать не надо будет.Воспитатель. Ребята! Кто из вас знает, из чего родятся но­вые берёзки?Ребёнок. У берёзки есть семена, они с крылышками. Если подует ветерок, семена и разлетятся по земле. А потом они прорастут и из них вырастут новые берёзки.

Пальчиковая гимнастика "Кого берёзка угощает своим соком"

Козлёнок. Ну, хоть соку-то берёзового набрать можно?Воспитатель. Ранней весной берёзка угощает своим слад­ким соком насекомых, птиц, зверей и людей. Но сок берёзовый надо правильно собирать: нельзя брать его у самой земли, вверху ствола он намного слаще, вкуснее. Ребята! Нарисуйте пальчиками на полу тех из лесных жи­телей, кто любит весной лакомиться берёзовым соком.

Дети рисуют.Воспитатель. Кого вы нарисовали?

Дети перечисляют насекомых и животных.

Воспитатель. Угадали. Это муравьи, бабочки, птички, зай­цы и медведи.

Воспитатель снимает листочки, и дети видят игрушечных насекомых и зверят.

Воспитатель. Наша знакомая берёзка угощает вас, ребята, и тебя, козлёнок, своим соком. Медленно, не торопясь, выпейте через трубочку этот сок, наберитесь здоровья, силы. Расправь­те плечи, выпрямитесь. Какие вы красивые!

Помощник воспитателя выносит налитый в стаканчики берёзовый сок и угощает ребят. Козлёночку дают с собой баночку с надписью «Берёзовый сок» для мамы-козы и берёзовую веточку.Козлёнок. Ура! Побегу скорее маму-козу лечить. А вы, ре­бята, пришлите мне, пожалуйста, письмо. Напишите все, что вы узнали о берёзке. Я прочитаю его моим друзьям-козлятам. Пусть все знают, какая она замечательная. Хорошо?Дети. Да.

Козлёнок. Оставляю вам конверт с моим адресом. До сви­дания!

Дети прощаются с козлёнком.Воспитатель. А мы не торопимся. Садитесь, ребятки, во­круг берёзки. Полюбуйтесь ее красотой. Кто хочет рассказать берёзке стихотворение, спеть песенку, поводить хоровод?

Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Берёзка», во­дят вокруг берёзки хоровод "Ай да берёза" (муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой). Затем садятся рядом с деревцем.Воспитатель. Как вы думаете, ребята, чего боится берёза, чему она радуется?

Ответы детей.

Воспитатель. Если бы берёзка была волшебницей, какие волшебства она могла бы делать для леса, животных, людей?

Ответы детей.

Игра "Семья слов"Воспитатель. Ребята! Какие вы знаете слова-родственники, похожие на слово «берёза»?Дети. Берёзонька, березы, берёзовый, подберёзовик, берёзовая, березняк-Воспитатель. Дорогие мои! Мы чуть не забыли о просьбе козлёночка. Давайте скорее составим рассказ о берёзе! А помо­гут нам схемы...Дети. Помогал очки!

Дети садятся за столы. Воспитатель обращает их внима­ние на правильную осанку.Воспитатель. Что это?

Воспитатель показывает на центральный кружок. В нем нарисована берёза.Дети. Это берёза.

Воспитатель. В какой стране растёт много берёз?Дети. В нашей стране — России растёт очень много берёз.

В кружочке № 1 воспитатель и дети рисуют несколько берёз и пишут слово "РОССИЯ" или букву "Р".Воспитатель. Как называются леса, в которых много берёз?Дети. Леса, в которых много берёз, называются берёзовыми рощами или березняками.Воспитатель. Какие березы растут в нашем краю?Дети. В нашем краю растут и молодые, тонкие, стройные берёзки, и большие, старые березы.

В кружочке № 2 воспитатель и дети рисуют две березы: од­ну маленькую с тонким стволом и другую старую с толстым стволом.Воспитатель. Чем покрыт ствол березы? На что он похож?Дети. Ствол березы покрыт корой, верхний слой ко­ры — это тонкая, шелковистая береста. Поэтому ствол у бере­зы похож на белый сарафанчик.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 3 белый с черны­ми чёрточками сарафанчик.

Воспитатель. Что делают из бересты?Дети. Из бересты делают лукошки, кузовки, ларчики, кар­тины...

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 4 коробочки, лу­кошки.

Воспитатель. Какие почки, листочки и веточки у березы ранней весной? Что делают из них?Дети. Ранней весной на берёзе набухают душистые почки, из которых появляются клейкие, нежно-зелёные листочки. Из почек и листочков делают разные лекарства от простуды. В них много витамина С. Из веточек делают берёзовые веники для бани.

Дети и воспитатель рисуют в кружочке № 5 веточку с рас­крывающимися почками и маленькими листочками, а также склянки с лекарствами.

Воспитатель. Ребятки! У вас есть туловище, голова, руки, ноги. Вы чем-то похожи на молодые деревца. А из каких час­тей состоит берёза?Дети. Из ствола, корней, веток, листьев.Воспитатель. У березы очень большие, длинные корни. Как вы думаете, почему?

Дети. Корни у березы большие, длинные потому, что берёзе надо крепко держаться за землю и набирать из неё много соков.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 корни березы, ствол, ветки, листья.Воспитатель. Какой сок у березы? Кого она им угощает?Дети. У березы вкусный, сладкий сок. Она угощает этим соком насекомых, птиц, зверей и людей.Воспитатель. Если вы увидите в лесу истекающую соком берёзу, помогите ей, заткните дырочку деревянной пробкой, чтобы дерево не загнило.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 7 жучков, голо­вку зайчика, птичку. А над ними ствол березы с дырочкой, из ко­торой течет сок.Воспитатель. Как относятся русские люди к белой берёзе? Что они про неё сочинили?Дети. Русские люди очень любят берёзу. Они сочинили про неё много песен, стихов, загадок.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 8 своё лицо и весёлые, поющие (с открытыми ротиками) лица своих родных и близких людей.Воспитатель. Радостно и весело видеть белую берёзку и зи­мой, и весной, и летом, и осенью. Ребята, расскажите о берёзе, сначала поглядывая на кар­тинку-схему, а потом без неё. Я запишу ваш рассказ, вложу его в конверт и пошлю нашему другу козлёнку.

Пересказ рассказа двумя-тремя детьми. Остальные дети добавляют, увеличивают предложения, делают их красивыми, оценивают пересказы. Воспитатель записывает рассказы де­тей, вкладывает их в конверт и просит помощника отправить его.

Воспитатель. Ребята! Чтобы вернуться в детский сад, вам необходимо вспомнить слова, которые помогли нам попасть в берёзовую рощу. Назовите их в той же последовательности, в которой вы услышали эти слова в первый раз. Напомню вам, что первым было слово "солнце".

Дети называют ряд слов: солнце, Родина, загадка, свет, ко­лодец, веник, здоровье, сок, река...Воспитатель. А теперь попробуйте назвать эту цепочку слов наоборот.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы!

На одной ножке покрутись,
В детском саду ты окажись!

Берёзка
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, - но не ломится. (А. Прокофьев)

Загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
По весне в лесу высоком –
На опушках и в глуши –
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души.

Скороговорка: Ель да берёза, чем не дрова? Хлеб да вода, чем не еда?

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль