Конспект урока, посвященного творчеству В.Я. Шишкова

1431
Конспект урока, посвященного творчеству В.Я. Шишкова

Автор: Бардина Ольга Александровна учитель (Тверская область)

"Нет войн без жертв… нет без жертв и победы" (В.Я. Шишков)Цель:

1) Понятие идейно-художественного содержания сформулировать; умение сопоставить 2 произведения.
2) Учить видеть «художественную ткань» произведения.
3) Воспитывать чувство патриотизма.Ход урока

I. Слово Учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем размышлять над произведениями писателя, нашего земляка, В.Я. Шишкова. Это рассказы о Великой Отечественной войне.

-Как вы думаете, случайно ли то, что в октябре 2009г. мы проводим урок, посвященный произведениям В.Я. Шишкова о Великой Отечественной войне?

(Нет, не случайно. Во-первых, 3 октября – день рождения писателя Шишкова, он родился в 1973 г. в Бежецке, наша гимназия носит его имя. Ежегодно мы посещаем городской сад, где установлен памятник Шишкову. Во-вторых, 9 мая страна будет отмечать великий праздник Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.)

В 1942 г. в очерке «Россия поднялась во весь рост» В.Я. Шишков написал замечательные слова о героизме русского человека.

Русский человек любит свою Родину. В годину народных бедствий, когда враг посягает на священные рубежи Отечества, русский народ загорается пламенем патриотизма, он смело идет через дым и огонь сражений, и лучшие из сынов земли без страха приносят даже самое дорогое, что есть на свете – жизнь свою – в жертву Родине, ибо понимают разумом и чувствуют сердцем, что нет войны без жертв… нет без жертв и победы…

Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшое сообщение и презентацию на тему: «В.Я. Шишков в годы Великой Отечественной войны».
Ваша задача внимательно слушать, смотреть на экран и в тетради записать план-конспект сообщения. Хронологическая канва перед вами.

Запишем в тетради.

1.В.Я. Шишков в годы Великой Отечественной войны
Презентация
Открываю ватман

На доске

1. В.Я. Шишков в годы Великой Отечественной войны.
1941 г. город Пушкин -----> блокадный Ленинград. Роман "Емельян Пугачев"
1942г. Москва
1943г. Рассказы "Щедрая жертва",
"Дед Андрей",
"Любопытный случай".
Медаль "За оборону Ленинграда"
1945 г. 6 марта смерть писателя.
Проверим написанное в тетради и на доске. Исправим, дополним.
Теперь я приглашаю вас к беседе. Перед вами тексты рассказов В.Я. Шишкова о Великой Отечественной войне.
Сначала мы будем говорить о 2 рассказах "Щедрая жертва"и "Дед Андрей".

-Как вы думаете, почему мы будем рассматривать именно эти 2 рассказа вместе?

(Идеи их близки. В рассказе "Щедрая жертва" старый глухонемой тунгус Сенкича отдает все, что у него было для победы, для фронта. И в рассказе "Дед Андрей" главный герой, прижимистый и скупой по натуре, дает на танк для Советской Армии 69 тысяч 374 рубля – все свои сбережения за много лет.)

Откроем страницы рассказа "Щедрая жертва".
-Где разворачиваются события рассказа "Щедрая жертва"?
(Деревня Подволочная на реке Нижняя Тунгуска).

-Что задумали звероловы?
(Пошли на охоту за пушным зверем, чтоб шкуры убитых животных использовать потом для изготовления одежды для воинов Красной Армии. "Теперь мы, товарищи, все равно как на фронте…" стр.1)

-Каким поступком Кешка, мальчик 11 лет, удивил звероловов?
(Он оказался метким стрелком, убил рысь.)

-Что сказал ему отец?
("Пускай это твоим подарком будет для Красной Армии", - сказал ему отец с.2)

На войне  сибиряки показывали чудеса меткости. Они без промаха стреляли в узкую прорезь, через которую сидевший в танке водитель смотрел на дорогу. Ведь едва ли не всякий сибиряк был заядлым охотником и учился без промаха бить зверя.

-Почему же рассказ назван "Щедрая жертва"?
(Герой показал щедрость души, доброту характера, не пожалел ничего для фронта)

-Прочитаем об этом.
("Сенкича удовлетворенно… с.3)

-Прочитайте отрывок из рассказа, где говорится о том, как Кешка смотрит на тунгуса?
("Теперь с какой-то особой любовью…" с.3)

С такой же добротой, восхищением в рассказе "Дед Андрей" односельчане смотрят на Андрея Мохова после того, как тот отдал деньги на танк.Сценка.
("Я ведь братцы… с.524)

И не только Дед Андрей пожертвовал всем. Отдала последнее и старуха Дарья.
("Милые мои трудники")

-Какой вывод можно сделать о чувствах этих людей?
(Люди показаны в едином порыве доброты, щедрости, заботы друг о друге. В годы испытаний в человеке проявилось все лучшее. Вот такими, как Мохов, тунгус из рассказа Шишкова "Щедрая жертва", были многие люди. Труженики тыла вместе с бойцами фронта отдавали все силы для победы.)

Запишем в тетради.

2. Рассказы "Щедрая жертва" и "Дед Андрей". Труженики тыла вместе с бойцами фронта отдавали все силы для победы.
Рассказ "Любопытный случай" повествует о жизни в блокадном Ленинграде.
Из материалов лекции мы поняли, что В.Я. Шишков жил в блокадном Ленинграде.
Работая с книгой "Шишков в воспоминаниях современников", группа ребят-исследователей выбрала материал о жизни писателя в блокадном Ленинграде.

Послушаем их.
Обо всем увиденном, пережитом Шишков написал в рассказе "Любопытный случай".

-Условно рассказ можно разделить на несколько частей? Сколько их, по вашему мнению? (5)

-Как вы это выявили?
(Так расположены части в рассказе. Это смысловое деление. 5 раз посылка попадает в руки разных людей.)

Сначала посылка оказывается в доме «видного инженера-изобретателя» Федора Павловича Кирюшина.
-Расскажите об этом.

Дальше посылка попадает в дом на берегу озера Кабана в Казани.
-Прочитайте слова из текста, показывающие те чувства, с которыми Анна Павловна открывает посылку.
("Анна Павловна посылке была рада. Она в сладком нуждалась…")

-Что она решает сделать?
(Отправить посылку матери)

И вот летчик майор Гуднев привел машину в Богучар.
-Как его встретила Настасья Прохоровна?

("Настасья Прохоровна встретила летчика приветливо…") "Прощай, храни тебя господь и ангелы его…"

-Что она решает сделать?
(Она отправляет сыну Феденьке шоколад да еще маслица)

-О чем рассказывается в последней главе?
(Шоколад вновь очутился в Ленинград у Кирюшина)

-Почему же рассказ так назван?
(Удивительно, что «шоколад пропутешествовал» от инженера к сестре, к матери, к брату и возвратился к Кирюшину).

Прочитаем об этом в финале.

-Какова главная мысль рассказа?
(Людская доброта, забота друг о друге, о своей семье, взаимовыручка в трудных жизненных ситуациях показана в рассказе. Фашисты делали все для того, чтоб сломить русского человека. Угрозы, подкуп, голод, бомбежки, смерти – все было призвано к тому, чтоб заставить человека забыть о его достоинстве, о том, что он человек. Но остался непокоренным русский народ. Поэтому «город жил, и дышал, и давал о себе знать, вопреки жесточайшей блокаде, поэтому город и выжил».)

Запись в тетради.

3. Рассказ "Любопытный случай". Остался непокоренным русский народ. "Ленинград жил, дышал…"

-Как вы думаете, почему было так важно появление рассказов Шишкова о войне в годы, когда шла война?
(Эти произведения поднимали дух воинов и тружеников тыла, вселяли непоколебимую веру в победу.)

Запишем в тетради.

Вселяли веру в победу
На выставке вы можете видеть произведения Шишкова и книги о его творчестве.
Здесь газета "Река жизни В.Я. Шишкова", которая знакомит с основными этапами творчества писателя.
На доске вы можете видеть выставку рисунков. Это работы, посвященные рассказам Шишкова о войне.
Посмотрите внимательно, на этом рисунке автор изобразил деда Андрея из одноименного рассказа Шишкова.
-Обратите внимание на эту работу. Она тоже посвящена рассказу "Дед Андрей".
-Прочитайте эпизод из рассказа, который соответствует тому, что изобразил автор? (с.306 "Ну-ка, бабка…")
Этот рисунок посвящен рассказу "Щедрая жертва".
-Какие слова можно написать здесь?
(с.2 "Грохнул выстрел. Пускай это будет твоим первым подарком для Красной Армии")
-Скажите, какой эпизод из рассказа "Любопытный случай" изобразил автор работы?
(На рисунке изображена Настасья Прохоровна, мать инженера Кирюшина. Она удивлена тем, что ей пришла посылка.)
Теперь я предлагаю вашему вниманию небольшую викторину, которая покажет, как вы знаете тексты рассказов Шишкова.

Ответы должны быть краткие.

1) Из какого рассказа эти строки? (с.1)  ("Щедрая жертва")
2) Сколько белок пожертвовал для фронта Сенкича из рассказа "Щедрая жертва"? (30 белок)
3) Какой «четвероногий разбойник» в рассказе «Щедрая жертва» залез в лабаз (навес, охотничий настил)? (Рысь)
4) Сколько рублей пожертвовал дед Андрей на строительство танка? (69 тыс. 347 руб)
5) Откуда пришла инженеру Кирюшину посылка? (Москва)
6) Сколько плиток шоколада было в посылке, которую принесли инженеру Кирюшину? (30 плиток)
7) Что еще было в посылке? (Черные сухари, сгущенное молоко, консервы, шпик)
8) Где жил инженер Кирюшин? (В Ленинграде)

Проверим себя.
О блокадном Ленинграде Шишков написал не только в рассказе "Любопытный случай".
У писателя есть замечательный рассказ "Да здравствует жизнь".
Маленькие дети, которые голодают, пытаются сделать все, чтоб не расставаться с любимой собакой Азоркой.

Читаю с.340
Что же произойдет дальше? Я всем советую прочитать этот рассказ.

Запишем домашнее задание.

Прочитайте еще раз тему урока.
Согласны ли вы с этими словами?
(Да. Жертвы и потери войны  огромны, 27 миллионов человек, эта цифра с каждым годом растет.)

Мы все должны помнить, какой ценой завоеван мир, счастье жить. Мы должны беречь мир на земле.
Роберт Рождественский в стихотворении "Реквием" обращался ко всем людям.

Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какой ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль