Интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

3252
Интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Авторы:
М.А. Герасименко, педагог-психолог МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 89, г. Белгород
А.В. Минасян, педагог дополнительного образования по английскому языку МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 89, г. Белгород
Данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного  образования они посещают массовые группы детского сада. Но из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. В связи с этим необходим комплексный подход в воспитании и развитии данной категории дошкольников. В Центре развития ребенка – детском саду № 89 между специалистами идет тесное взаимодействие, и детям оказывается всесторонняя коррекционно-развивающая
помощь.

ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮНЕСКО, ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БЛАГОПРИЯТНО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Один из факторов сотрудничества педагога-психолога и специалистов дополнительного образования – бинарная непосредственно образовательная деятельность для детей с ОВЗ, включающая цикл занятий, консультации с родителями и дающая возможность педагогу-психологу корректировать работу узких специалистов ДОУ.

По данным исследований ЮНЕСКО, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие психических функций дошкольников: памяти, внимания, воображения, мышления, речи, слухового и зрительного восприятия. Поэтому дети, имеющие проблемы со здоровьем (из-за чего они не могут выразить себя, продемонстрировать в полной мере свои способности), в процессе изучения иностранного языка получают возможность самореализоваться, повысить собственную самооценку . Проанализировав данные исследований ЮНЕСКО, мы предположили, что разработка педагогом-психологом и педагогом английского языка совместной программы может быть актуальной и имеет право на существование. Благодаря такому сотрудничеству педагог-психолог имеет возможность корректировать и правильно выстраивать сам процесс непосредственно образовательной деятельности, при этом соблюдая основную заповедь – "Не навреди".

Представленная интегрированная образовательная деятельность "Волшебная поляна" является частью программы, которая сейчас находится в стадии разработки (приложение). На сегодняшний день программа включает 10 занятий: первые два направлены на снятие психоэмоционального напряжения дошкольников, восемь – на развитие познавательных процессов.

В группе занимаются шесть человек, из которых четверо имеют статус ребенкас ОВЗ (диагнозы – сахарный диабет, ослабленное зрение, врожденное заболевание надпочечников), двое – здоровы. Дошкольники с нарушениями речи не включены в группу, т. к. дети еще не усвоили фонематические навыки родного языка, а изучение английского может лишь усугубить проблемы звукопроизношения.

"ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМИ, ДЕТЯМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, ИМ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ИГРАТЬ". Ф. РОДЖЕРЦель интегрированной образовательной деятельности - создание условий для нормализации эмоционального состояния дошкольников с ограниченными возможностями здоровья путем включения их в разнообразные виды деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:

  • закрепление английских лексических единиц по теме "Животные" (a cock, a cat, a sheep, a dog, a bee);
  • обогащение словарного запаса детей новыми английскими словами;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

2. Развивающие:

  • развитие воображения и речевой выразительности;
  • обучение положительному отношению к себе и принятию других людей;
  • развитие навыков снятия психофизического напряжения;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие мнемической мускулатуры;
  • формирования понятий о дружбе, добре и взаимопомощи.

3. Воспитательные:

  • создание положительного эмоционального настроя, атмосферы принятия и доверия;
  • воспитание у детей культуры общения;
  • воспитание художественного вкуса, эстетического восприятия мира.

Интегрированная образовательная деятельность направлена на снижение тревожности детей, повышение уверенности в себе, нормализацию взаимоотношений со сверстниками.
Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная.

Методы и приемы: словесные (сказочная история, беседа), наглядные (показ презентации), практические (рисование, работа с различными предметами), игра (обучающая, подвижная), релаксация.

Оборудование: пять масок героев сказки - собачки, петуха, овечки, пчелы и кошки; «волшебные» мешочки (черный и красный), маленькие мягкие игрушки (дети будут доставать их из мешочка и дарить друг другу); мультимедийная презентация «Жители волшебной полянки»; указка, магнитная доска, магниты; картинки с изображением животных, фломастеры; музыкальный центр.Приложение Конспект интегрированной образовательной деятельности «Волшебная поляна» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Ход деятельности I этап. Вводная часть. Приветствие (5 мин) Упражнение "С добрым утром" Педагог-психолог: "Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Давайте поприветствуем друг друга. (Ребята вместе с педагогами становятся в круг.)
С добрым утром! Мы всем рады!
Мы проснулись, потянулись. (Дети поднимают руки вверх, потягиваются.)
Мы друг другу улыбнулись. (Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются соседям.)
А теперь вам надо назвать свои имена, повторяя за мной:
И я, (И. О. педагога-психолога), здесь,
И я, (имя ребенка), здесь,
И я, (имя ребенка), здесь,
И я, (имя ребенка), здесь,
И я, (имя ребенка), здесь,
И я, (имя ребенка), здесь,
И я, (И. О. педагога английского языка), здесь.
Все мы собрались здесь. Очень хорошо. Продолжаем!" (Педагог-психолог, педагог дополнительного образования по английскому языку и дети садятся на ковер.)Педагог-психолог: "Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках? (Держит в руках конверт.) Как вы думаете, кому адресовано письмо? Почему вы так решили? Давайте поскорее прочтем его".

Текст письма:
"Дорогие ребята, пишут вам жители сказочной поляны - собака, овечка, петушок, кошка и пчела. Злая фея заколдовала нашего друга - собаку, и она загрустила, совсем разучилась лаять. Все жители нашей поляны просят вашей помощи. Только помочь нам могут дети, которые изучают английский язык. Но помните о том, что когда вы окажетесь на поляне, то сразу превратитесь в ее жителей, только так вы сможете нам помочь!"Педагог-психолог: "Ребята, скажите, вы согласны помочь жителям волшебной поляны? Тогда нам с вами предстоит отправиться в путь. Помните, что жители сказали в письме? Дети, добрая фея, чтобы мы не потерялись, прислала нам схему пути. Вот она! (На доске вывешена схема путешествия.) Как вы думаете, что здесь изображено? Все правильно, мы можем отправляться в путь".

Примечание. Далее включается мультимедийная презентация, и на экране проектора появляется изображение злой феи, которая произносит: "Ха-ха-ха!"Педагог-психолог: "Ребята, кто это?"Злая фея: "Ха-ха-ха! Вы не разрушите мое колдовство, я очень старалась. Собака не научится лаять. Но чары мои смогут разрушить только ребята, которые знают английский язык. А вы знаете?"Примечание. Появляется слайд с изображением ясного голубого неба. II этап.Основная часть (10-15 мин) Педагог-психолог: "Ребята, теперь нам с вами нужна помощь (И. О. педагога английского языка), педагога английского языка".1. Упражнение "Зарядка для языка"
Педагог по английскому языку: "Ребята, чтобы мы красиво говорили по-английски, давайте сначала вспомним и выполним зарядку для языка. Повторяйте, пожалуйста, громко за мной.
Надоело язычку через ротик выходить,
И решил он для себя дверцу новую открыть.
Потянулся язычок, стал стучать он в потолок: t-t-t-t. Хорошо, все справились с упражнением. Теперь наши язычки готовы. У мистера язычка есть волшебный колокольчик. Утром, когда мистер язычок просыпается, колокольчик звенит: morning-morning-morning. В обед колокольчик звенит: tin-din, tin-din, tin-din. На ужин колокольчик зовет: ten-den, ten-den. Ночью, когда язычок ложится спать, колокольчик звенит: good night. (Дети повторяют все слова за педагогом.)

2. Упражнение "Волшебные башмачки"Педагог-психолог: "Ребята, как нам быстро попасть на волшебную поляну?" (Ответы детей: на самолете, на ковре-самолете, на поезде, просто долететь, добежать.) Педагог по английскому языку: "Все правильно. Давайте представим, что у нас с вами есть волшебные башмачки-скороходы. Обуваем их, завязываем шнурки, проверяем башмачки: постучим каблучками сначала медленно и тихо, а теперь громче и быстрее, быстрее". (Дети повторяют за педагогом все действия.)Примечание. Вслед за педагогом по английскому языку дети проговаривают "tap, tap, tap", после все вместе, включая и педагога-психолога, выполняют следующее упражнение. Педагог по английскому языку: "Давайте в наших башмаках полетим на волшебную поляну. Становитесь скорее за мной, руки в стороны и полетели: fly, fly, fly. (И. О. педагога психолога) последует с нами вместе". (Дети вместе с педагогами передвигаются по залу, изображая птиц, и произносят "fly, fly, fly".)

Педагог-психолог: "Представьте, что теплый ветерок обдувает нас. Он приятно ласкает наши лица. А мы поднялись высоко в небо и попали на мягкое, пушистое облако. Давайте попрыгаем на нем".Примечание. Педагог по английскому языку предлагает ребятам выполнить упражнение "пружинка" и произнести "jump, jump, jump".Педагог-психолог: "Ребята, по-моему мы добрались до места. Приземляемся, снимаем башмачки, давайте осмотримся. Как здесь красиво!" (На экране проектора сначала появляется изображение волшебной поляны, а затем ее жителей: собаки, овечки, кошки, петуха и пчелы.)Примечание. Каждый ребенок выбирает себе соответствующую маску. На экране проектора появляются друг за другом изображения животных, в которых дети должны превратиться. Педагог по английскому языку спрашивает у детей, в каких животных они превратились. Дети отвечают на английском языке (a cock - петушок, a cat - кошка, a sheep - овечка, a dog - собака, a bee - пчела.)3. Сказка на английском языке Примечание. Педагог по английскому языку предлагает детям разыграть сказку на английском языке, чтобы разрушить чары злой феи и помочь собаке научиться снова лаять. Педагог по английскому языку: "Посмотрите, какая грустная собачка. Интересно, почему она грустит? Вы как думаете?"

Слова сказки по очереди произносят дети. Роль ведущего исполняет один из дошкольников. Ведущий: "Once upon a time there lived a dog. It was sad, because it cannot bark. One day it meets a sheep". ("Жила-была собачка, которая не умела лаять. Однажды она повстречала овечку".)

A sheep: "Good morning little dog, why are you sad?" (Овечка: "Доброе утро, собачка. Почему ты грустная?")

A dog: "I'm sad, because I cannot bark". (Собачка: "Я грустная, потому что не умею лаять".) A sheep: "Listen to me - baa-baa-baa». (Овечка: "Послушай меня - бее-бее-бее".) A dog: "Oh, no. Little dogs bark". (Собачка: "О, нет, маленькие собачки лают".) Ведущий: "The sheep goes away. Then it meets a cock". ("И овечка ушла. Затем собачка встречает петушка".)

A cock: "Good morning, little dog, why are you sad?" (Петушок: "Доброе утро, собачка. Почему ты грустная?")

A dog: "I'm sad, because I cannot bark". (Собачка: "Я грустная, потому что не умею лаять".) A cock: "Listen to me - cock-a doodle-doo!" (Петушок: "Послушай меня - ку-ка-ре-ку!") A dog: "Oh, no. Little dogs bark". (Собачка: "О, нет, маленькие собачки лают".) Ведущий: "The cock flies away. Then it meets a bee". ("И петушок улетел. Затем собачка встречает пчелу".)

A bee: "Good morning, little dog, why are you sad?" (Пчела: "Доброе утро, собачка. Почему ты грустная?")

A dog: "I'm sad, because I cannot bark". (Собачка: "Я грустная, потому что не умею лаять".) A bee: "Repeat after me - buzz-buzz". ("Повторяй за мной - бз-бз".) A dog: "Oh, no. Little dogs bark". (Собачка: "О, нет, маленькие собачки лают".) Ведущий: "The bee flies away. Then it meets a cat". ("И пчела улетела. Затем собачка встречает кошечку".)

A cat: "Good morning, little dog. Why are you sad?" (Кошечка: "Доброе утро, собачка. Почему ты грустная?")

A dog: "I'm sad, because I cannot bark". (Собачка: "Я грустная, потому что не умею лаять".) A cat: "Listen to me - mew-mew-mew!" (Кошечка: "Послушай меня - мяу-мяу-мяу".) A dog: "Bow-how-bow-how!" (Собачка: "Гав-гав-гав!" - увидев кошку, собака побежала за ней и громко залаяла.)

Ведущий: "Now the dog can bark. We have won!" ("Теперь собачка может лаять. Мы победили!")

Примечание. Педагог по английскому языку обязательно хвалит каждого ребенка и отмечает, что дети замечательно инсценировали сказку.4. Релаксация. Упражнение "Волшебный сон"

Музыкальное сопровождение: Ш.-К. Сен-Санс "Аквариум" или вальс "Увертюра". Примечание. Дети ложатся на ковер по кругу, ногами - в центр круга, руки - вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыты.

Педагог-психолог: "Ребята, внимательно слушайте и повторяйте за мной про себя. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
Реснички опускаются, глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2раза), сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза).
Словно мы лежим на травке. Греет солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко".

Примечание. Далее делается пауза - около 2 минут, играет тихая спокойная музыка. Затем темп музыки становится немного быстрее, и педагог-психолог произносит громче, быстрее, энергичнее слова, с помощью которых дети выводятся из "волшебного сна".Педагог-психолог:
"Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и встать". (Дети выполняют действия, которые описывает педагог-психолог, и встают.)5. Упражнение "Волшебный мешочек" Примечание. В ходе упражнения все английские слова и выражения дети повторяют за педагогом.Педагог-психолог: "Итак, друзья, мы сегодня с вами поработали на совесть? Расскажите, чем мы занимались сегодня? Как вы отдохнули? Как вы теперь себя чувствуете? Скажите, а вы запомнили, как можно отдыхать? Расскажите мне, пожалуйста. Молодцы! Нам пора дальше. Нас уже ждет фея добра".Примечание. На экране проектора появляется изображение доброй феи. Педагог-психолог: "Ребята, посмотрите, кто это? Давайте немного поиграем с ней. У феи для нас есть вот такой мешочек. Какого он цвета?" (Черного.) Педагог по английскому языку: "What colour is it?" (Black.)

Педагог-психолог: "Давайте мы положим все злое, плохое в этот мешок. Я, например, хочу положить в него страх, а вы? Мешочек мы крепко завяжем и выбросим в мусорное ведро. А теперь скажите, вы любите получать подарки? А дарить так же приятно? Посмотрите, у доброй феи есть чудесная шкатулка, давайте мы возьмем из нее что-нибудь доброе и приятное и подарим друг другу. Я возьму из шкатулки счастье и подарю его (имя ребенка). (Каждый ребенок берет из шкатулки что-то позитивное и дарит другому, например, радость, улыбку, любовь, хорошее настроение, дружбу.) Теперь, ребята, обязательно поблагодарим фею за гостеприимство. Мы обязательно еще прилетим в гости к ней и жителям волшебной поляны. Но сейчас нам пора возвращаться в родной детский сад. Обуваем волшебные башмачки, завязываем шнурки. Постучим каблучками и полетим как птицы".Педагог по английскому языку: "Fly, fly, fly. Полетели, как птицы".

Примечание. Дети перемещаются по залу и произносят английские слова.

III этап. Окончание занятия.
Рефлексия (5-7 мин)Примечание. Играет спокойная музыка.Педагог-психолог: "Дети, давайте вспомним, где мы были сегодня?" Педагог по английскому языку: "Кто там живет?" (Дети отвечают на английском языке.)

Педагог-психолог: "Что мы с вами там делали? Куда мы отправились затем? Чем мы еще занимались? Чему мы научились сегодня с вами?"

Примечание. На экране появляются два смайлика: с улыбкой и с грустным лицом.

Педагог-психолог: "Посмотрите, пожалуйста, на экране два смайлика. Скажите, какое настроение у первого? Правильно, хорошее. А как вы поняли это? А какое настроение у второго? Как вы поняли это? А теперь давайте каждый возьмет себе мордочку одного из жителей волшебной поляны и нарисует фломастерами его настроение. Если вам понравилось сегодняшнее путешествие, то нарисуйте на мордочке выбранного животного улыбку. Если же было скучно и неинтересно - изобразите грусть. А теперь предлагаю прикрепить на плакат с изображением волшебной поляны ваши шаблоны мордочек животных". (Педагоги благодарят детей и прощаются с ними.)

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль