Детское общественное объединение "Юный спасатель"

1865
Детское общественное объединение

Автор: Ю.Н. Лебедев, зам. директора по обеспечению безопасности ГБОУ ЦО № 2005, г. Москва

Принципиальным отличием образовательной программы "Юный спасатель" является изменение сущности подходов к образованию в области безопасности жизнедеятельности: от следствия к причине - от рассмотрения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества и обучения защите от поражающих факторов к определению первопричины и истоков экстремальных и чрезвычайных ситуаций, к формированию личности с прочными морально-нравственными гуманистическими устоями, обучению школьников правилам поведения, исключающим или снижающим само возникновение такого рода ситуаций.

В основе курса лежит мировоззренческая формула-триада: "Природа - Человек - Общество". Именно эта формула в наибольшей степени определяет перспективы существования жизни на земле, включая самого человека в современных реалиях развития.

Каждый уровень знаний образовательной программы "Юный спасатель" предлагается начинать с изложения темы "Природа - Человек - Общество" в контексте изучаемого раздела, что обеспечивает их общую логическую взаимосвязь, объединяет весь курс единым мировоззренческим подходом. Такой подход легко воспринимается учащимися любого уровня и делает более доступной саму идею безопасности жизнедеятельности.

Целью образовательной программы "Юный спасатель" является воспитание и формирование личности, не являющейся носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций, а также формирование духовно-нравственных устоев, патриотизма и культуры безопасной жизнедеятельности молодежи.

Программа "Юный спасатель" направлена на решение следующих образовательных задач:

  • освоение мировоззренческого подхода через глобальную систему безопасности "Природа - Человек - Общество", знаний путей обеспечения гармонии взаимодействия составляющих ее категорий;
  • формирование у учащихся правильного восприятия роли и места человека в системе "Природа - Человек - Общество", понимание взаимозависимости ее составляющих в обеспечении безопасности жизнедеятельности;
  • выработка у учащихся осознанной ответственности за негативные стороны деятельности человека, приводящие к военным конфликтам, нарушению законов гармонии в природе, техногенным катастрофам, повышающие факторы риска и уровни опасностей;
  • воспитание патриотизма, формирование личности, готовой и способной выполнить конституционный долг по обеспечению безопасности государства, общества и гражданина, защите их интересов, в т. ч. посредством службы в армии;
  • освоение учащимися правил и принципов поведения и деятельности, не порождающих причин и источников опасностей и возникающих на этой основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
  • изучение разделов новых областей знаний: валеологии - в целях приобретения устойчивых навыков применения основных форм здорового образа жизни как одного из главных направлений сохранения здоровья, и экологии, определяющей условия обеспечения гармонии с окружающей природной средой;
  • осознание учащимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности, получение знаний и навыков предвидения, распознавания и своевременной оценки их опасного воздействия;
  • определение средств и способов противодействия опасностям и защиты жизни и сохранения здоровья, их умелого применения в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Предлагаемая программа призвана обеспечить повышение внимания к воспитанию морально-нравственных устоев личности, формированию патриотизма, качественное освоение одного из важнейших направлений образования, выполняющего задачи повышения его гуманности, социальной зашиты будущих граждан, ответственности человека за обеспечение гармоничного и безопасного развития общества.

На протяжении 3 лет обучения предусматривается объем учебно-тренировочной работы в 76 ч, по 2 ч в неделю. На практические вопросы отводится 4/5 всего учебного времени.

За первый год обучающиеся должны овладеть основами стандартных знаний, умений, навыков по основам экологии, здоровому образу жизни, путям привития его основных элементов: способы избегания вредных привычек, особенно наркомании и токсикомании; место физической культуры и спорта в достижении этих целей. На примерах успехов наших выдающихся спортсменов на Олимпийских играх формируются патриотические качества, стремление к нравственному и физическому совершенству. Основные темы: "Природные факторы негативного воздействия на человека и выживание в природных условиях","Воспитание любви к родной природе как черты патриотизма".Второй год обучения предусматривает увеличение учебно-воспитательных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Основные темы: "Условия возникновения экстремальных ситуаций в городе, включая криминогенную опасность, опасности, связанные с транспортной системой, нарушением законов экологии и др.", "Пути обеспечения безопасности", "Особая опасность угрозытеррористических актов", "Воспитание патриотизма на примерах деятельности спасателей, полицейских, пожарных и специалистов других служб, обеспечивающих безопасность граждан в экстремальных ситуациях в городе","Природные стихийные бедствия, защита от их поражающих факторов", "Как овладеть героической профессией спасателя, военного (Суворовские и Нахимовское училища) и др.".Третий год предусматривает профессиональную ориентацию школьников. Основные темы: "Техногенные катастрофы, нарушение законов экологии, сохранение здоровья и защита жизни в условиях воздействия поражающих факторов таких ситуаций", "Угроза терроризма и пути предупреждения", "Вопросы военной безопасности государства, формирование патриотизма как важнейшего фактора возможности обеспечения обороны, безопасности личности и общества, основы военной службы".Содержание программы1.Введение
Теоретический курс: Организационное занятие кружка. Планирование деятельности в учебном году. Обучающиеся должны понять, что значит трудиться во благо Отечества, защищать его интересы, в т. ч. быть психологически и нравственно готовым к службе в Вооруженных Силах РФ и защите суверенитета государства; представлять трудности службы и быть готовым к перенесению психологических и физических перегрузок для достойного выполнения обязанностей гражданина.
Практические занятия в помещении: "Сто путей - сто дорог" (знакомство с фотографиями, слайдами, видеоматериалами о работе спасательных подразделений).
Практические занятия на местности: "Встреча с прекрасным" (туристическая прогулка в лес).2. Безопасность спасателей
Теоретический курс: Изучение техники безопасности на транспорте, правил обращения с туристическим и спасательным инструментом, правил устройства полевого лагеря, обращения с огнем, поведения у костра, обращения с продуктами питания, пользования источниками воды.
Практические занятия в помещении: Подгонка снаряжения, укладка имущества, подготовка к выходу.
Практические занятия на местности: Поход в лес, разбивка бивака, отработка нормативов, конкурсы "Костер одной спичкой", "Лучшая рисовая каша", "Лучшее место для ночлега".3. Психолого-педагогическая, астрологическая, физиологическая, функциональная диагностика и тестирование
Практические занятия в помещении: Составление и расчет психологического гороскопа (черты характера, способности, выбор профессии, таланты и совместимость). Психологическое тестирование учащихся (интересы, склонности, темперамент, взаимоотношения в семье и коллективе спасателей, определение физической выносливости, определение коэффициента интеллекта и способностей). Снятие показателей функционального развития и утомляемости.
Практические занятия на местности: Снятие показателей физической подготовленности, выносливости спасателей.4. Чрезвычайные ситуации в природе
Теоретический курс: Знакомство со статусом спасателей, права, обязанности, знания и умения, которыми должен обладать спасатель.
Практические занятия в помещении: Автономное существование в природных условиях. Правила безопасного поведения человека в природе. Спасательное снаряжение: групповое и личное. Требования к групповому и личному снаряжению (легкость, практичность, удобство, целесообразность и пр.). Отличия и требования к снаряжению спасателя и поисковой группы в зависимости от вида выполняемой задачи и сезона. Палатки (устройство, уход, ремонт).
Практические занятия на местности: Пешеходная прогулка в лес. Движение группы походным маршем: строй, интервал, ритм движения, построение цепочки, привалы, шаг спасателя, положение рук и туловища. Обязанности в группе: направляющий, замыкающий, хронометрист, проводник, штурман группы.5. Режимы работы спасателей
Практические занятия в помещении: Температурный режим. Питьевой режим. Режимы солнечного воздействия, времени, питания.
Практические занятия на местности: Пешеходная прогулка в лес: движение группы, питание, отдых, добыча воды, фильтрация, солнечное воздействие на спасателя. Способы защиты, рациональное поведение.6. Средства оказания медицинской самопомощи
Теоретический курс: Знакомство с медицинской аптечкой, носимый минимальный аварийный набор предметов на случай вынужденной автономии спасателей, перевязочные и лекарственные средства в условиях автономии, обязанности, знания и умения, которыми должен обладать спасатель.
Практические занятия в помещении: Отработка четких действий при работе с медицинской аптечкой, носимым аварийным набором. Знание и назначение медицинских препаратов.7. Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях
Теоретический курс: Медицинские коллективные средства и способы защиты. Первая помощь, массовая вакцинация и лекарственная профилактика. Карантин, обсервация, санитарная обработка, дезактивация, дегазация, дезинфекция.
Практические занятия в помещении: Основы медицинских знаний. Первая помощь при ранениях, травмах, несчастных случаях. Профилактика осложнений ран, правила наложения стерильных повязок на голову и грудь, на живот, верхние и нижние конечности. Способы остановки кровотечений, правила наложения жгута, точки пальцевого прижатия артерии. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Простейшие способы определения остановки сердца и прекращения дыхания. Признаки жизни и признаки смерти. Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Первая помощь при обморожениях и общем замерзании, тепловом и солнечном ударе, поражении электрическим током и молнией. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Практические занятия на местности: Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах костей черепа, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. Травматический шок и его профилактика. Первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином, наркотическими средствами, лекарственными препаратами, препаратами бытовой химии. Основы понятий об инфекционных болезнях, причинах возникновения и механизме передачи инфекций. Профилактика инфекционных болезней.8. Автономное существование спасателей в природе
Теоретический курс: Режим труда и отдыха. Влияние факторов внешней среды на физиологические способности и утомляемость во время работы. Влияние на организм высокой температуры, запыленности, влажности, освещенности рабочего места. Требования к показателям внешней среды на рабочем месте. Правила поведения и их значение для обеспечения физического и психического здоровья подростка. Опасности криминогенного характера, места их возможного возникновения, меры предупреждения, способы их избегания и обеспечения безопасности. Выбор места для бивака (с учетом эколого-противопожарных норм и требований безопасности). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Сушка и ремонт снаряжения. Организация хозяйственных работ: заготовка, разделка дров, оборудование костра и кухни. Распределение ответственных должностей: костровой, дежурный по лагерю, дежурный по кухне, завхоз по снаряжению, завхоз по питанию и т. д.
Практические занятия в помещении: Составление меню, раскладки туристического похода, заготовка пищи и фасовка в помещении. Подготовка снаряжения к походу или спортивным соревнованиям. Укладка рюкзака и упаковка личного, группового снаряжения и продуктов. Составление графика дежурств. Ориентирование по карте и компасу. Составление легенды по карте. Составление карты (схемы) по легенде. Ведение записей хронометриста группы.
Практические занятия на местности: Организация бивуачных работ, установка палаток, оборудование костра, кухни, места для умывания и забора воды, заготовка дров, их разделка и хранение. Приготовление пищи в походных условиях: на костре, походной газовой плите, походной газовой горелке. Хранение продуктов в походных условиях. Организация перекуса, обеды группы. Обучение пользованию топором, двуручной пилой, саперной лопаткой, ремонтным набором. Разжигание костра и типы костров (по назначению, применению). Организация походной постели, места для отдыха на привале. Организация дневки (досуг, игры, развлечения). Уборка мест привалов, биваков, общественно-полезный труд. Ориентирование по карте и компасу. Определение точек стояния. Определение азимутов на недоступные предметы. Определение расстояния до недоступных предметов. Туристское ориентирование на местности по выбору. Туристское ориентирование (командой) на маркированной трассе, открытом маршруте, по обозначенному маршруту и по письменной легенде. Ориентирование по рельефу. Составление легенды (письменной и с условными знаками) по маршруту движения. Отслеживание маршрута движения группы и хронометража.9. Учебно-тренировочные операции
Практические занятия в помещении: Правила поведения спасателя при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. Преодоление страха и возможного стрессового состояния. Последовательность действий при вынужденной автономии (оценка ситуации, принятие решений, разработка плана действий, его выполнение).
Практические занятия на местности: Отработка четких действий при учебно-тренировочных операциях.10. Организация фотосъемок в походе
Теоретический курс: Пейзажная фотография в походе. Выбор подходящей фотоаппаратуры. Основные приемы фотосъемки. Различные условия съемки.
Практические занятия в помещении: Фотоаппараты, фотопленка, экспонометры, светофильтры, сменные объективы. Основные приемы съемки (подготовка аппаратуры, выдержка, наводка на резкость, диафрагма, экспозиция, применение светофильтров). Типы пейзажей. Зарядка фотопленки в фотоаппарат, смена катушек. Хранение пленки в походных условиях. Уход за фотооборудованием.
Практические занятия на местности: Обучение основам фотосъемки в походе, выбор композиции. Съемка в различных погодных условиях. Ведение журнала фотографа группы.
Ведение фото- и слайд-съемок в туристских походах.11. Правила спортивных соревнований
Теоретический курс: Общие положения правил соревнований. Основные положения правил по спортивному ориентированию. Правила организации и проведения соревнований для учащихся РФ. Участники спортивных соревнований, представитель, тренер, капитан команды. Разрядные требования.
Практические занятия в помещении: Содержание соревнований и квалификации.
Практические занятия на местности: Действия участника на старте, предстартовая подготовка, на дистанции, на контрольном пункте, на техническом этапе, финишном створе, после финиширования, отслеживание предварительной информации о результате выступления спасателя. Основные принципы оборудования технических этапов, правила и действия команды, капитана по прибытию на технический этап. Работа команды с бригадой судей на техническом этапе.12. Участие в соревнованиях
Теоретический курс: Правила проведения спортивных соревнований по туризму, действия участников в аварийной ситуации, соблюдение правил безопасности.

13. Общефизическая подготовка
Теоретический курс: Специфические особенности туристского многоборья и спортивного ориентирования. Значение морально-волевой подготовки для занятий туризмом и ориентированием. Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности и в горном районе. Техника лыжных ходов. Техника скалолазания и обустройство скалодрома в школе. Техника работы экипажа байдарки.
Практические занятия в помещении: Обучение методам самоконтроля состояния тренированности по объективным (рост, вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление) и субъективным (самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние) факторам. Гимнастические упражнения, подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабление.
Практические занятия на местности: Спортивная ходьба, кроссы, бег с препятствиями по пересеченной местности. Лыжная подготовка: изучение и совершенствование техники попеременных, одновременных ходов, поворотов, подъемов, спусков и торможений. Знакомство с приемами техники бега по лесу, по пересеченной местности. Плавание (бассейн). Игра на местности.Прогнозируемые результаты:
1- й год обучения. Создание команды. Ознакомление с правилами, участие в соревнованиях и патриотических мероприятиях района. Овладение навыками безопасного поведения.
2- й год обучения. Участие в районных и городских соревнованиях "Школа безопасности", "Победа", организация "Центра патриотического воспитания" на базе школьного музея. Овладение основными приемами сохранения хладнокровия и психологической устойчивости в случаях криминогенной опасности, овладение доступными способами избегания опасных ситуаций и приемами защиты при возникновении таковых дома и вовне.
3- й год обучения. Участие во всех соревнованиях районного и городского масштаба, призовые места. Воспитание патриотизма, формирование личности, готовой и способной выполнить конституционный долг по обеспечению безопасности государства, общества и гражданина, защите их интересов. Готовность к службе в армии.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль