Конспект праздника "Казачка Дона"

3461
Конспект праздника

 

Автор:Чернявская Оксана Михайловна,  музыкальный руководитель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №51 "Родничок", с. Кагальник Азовский район (Ростовская область)

Цель: воспитывать любовь к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казачек. Знания: уяснить особенности жизни донских казачек и их роль в истории родной культуры. Ценности: праздники создают бодрое, радостное настроение, снимают напряжение, оказывают влияние на певческие и двигательные навыки, способствуют яркому восприятию родной культуры. Смысл: дети идентифицируют с культурными традициями донских казаков, проявляют любовь ко всему прекрасному.

Социокультурный опыт: ребенок в процессе праздника погружается в сферу культурных ценностей и смыслов, впитывает культуру своего народа, перенимает прошлые культурные традиции.

В фойе детского сада организована выставка работ на казачью тематику. Открыт мини-музей "Донская ярмарка". Звучат в записи казачьи песни.

Звучат фанфары и всех гостей приглашают в зал. Выключается свет . Просмотр видео-материала.
Голос за кадром
Как наша Россия прекрасна в ней реки, поля и леса
Весенней порой над Россией птичьи звенят голоса.

На сцену выходят участники танцевальной композиции и ведущие - девочка и мальчик в русских костюмах

ДевочкаЯсным светом заливает солнце синеву,
Я с тобой, земля родная, радуюсь, живу,
Ты светла и ты красива русская земля
Я люблю тебя Россия, Родина моя.Мальчик

Над широкими полями облака плывут
В тихой роще над рекою соловьи поют
Я к земле могучей сильной сердцем прикоснусь.
Ты живи, моя Россия, дорогая Русь.

Русский танец (после исполнения танца садятся в зале) Под фоновую музыку выходит ведущий(взрослый) и дети в казачьих костюмах.Ведущий
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
На экране появляется слайд "Карта Ростовской области"

Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!

Добрый день дорогие друзья! В 2012 году исполнилось 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.Девочка-казачка
Ростовская область, край донской - это наша с вами малая родина. Если ты родился и вырос на Дону, от сюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным крае.Мальчик-казак
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки
Моя Донщина, родина моя!

Песня "Донская сторона" На экране появляются слайды природы низовья Дона, реки Дон, города Ростов-на-Дону, Азова.

Ведущий
Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственность.Казак-мальчик:
Заветы старины в семье казачьей,
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых,
Прославил Край родных отцов.Казачка-девочка:
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...Ведущий-взрослый:
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали,
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
Сегодня в нашем детском саду мы решили провести праздник "Казачка Дона", где девочки подготовительной группы постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Солнце красное на небе поднимается,
А в нашем зале казачки собираются.

Звучит музыка "Уж ты бабочка-бабеночка моя" (запись) Ведущий:
Раздалася огневая песня звучная родная,
Песня родины святой,
Это ты, моя землячка, узнаю твои черты,
Черноокая казачка, чудо нежной красоты.

На сцену приглашаются современные "Казачки Дона".
1.Выход участников праздника
На сцену выходят девочки подготовительной группы и занимают свои места (полукругом) Ведущий:
Наше знакомство мы решили начать с того, что юные казачки представят нам свои презентации и постараются как можно интереснее рассказать о себе и своей семье. Итак,2 "Казачьему роду нет переводу" свою презентацию представляет….
Каждая из девочек комментирует видео презентацию, где представлена семья в нескольких поколениях.Ведущий:
-А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» - о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков. Его своеобразие усиливается благодаря значительному влиянию украинской речи, южнорусских диалектов и многочисленным заимствованиям из турецкого, татарского, ногайского и калмыцкого языков.3 "Посидим рядком, поговорим ладком"
Все участники праздника дают казачьи названия на идентичные русские слова.

Н-р: петух – кочет, тюльпан – лазорик, дом - курень, ласточка - касатка, лодка - каюк, жабы - кваки, звать - кликать, фамилия – кличка, щенок – кутенок, тыква – колун и тд.4 "Мысль быстра - казаку сестра" вопросы на тему казачества.

1.Что означает слово "казак"? (Удалой, вольный человек.)
2.Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)
3.Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"?
(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)
4.Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось наше село. (Кагальник)
5.Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)
6.Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)
7.Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)
8.Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)
9.Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)
10.Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)
11.В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)
12.Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)
13.Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)
14.Как называется жилище казака? (Курень)Ведущий:
Пришло время проверить актерское мастерство наших юных казачек. Каждая из девочек подготовила стихотворение донского поэта, которое сейчас нам и продекламирует. 5 "Дело мастера боится" актерское мастерство в чтении стихотворения донского поэта.

"Откуда Дон берет начало?" Сафронова;
И.Глаголева "Дон-Батюшка";
песня "На Тихом Дону" сл. Н.Костарева муз. В. Мурадели
В.Олифиренко "Село детства", "Я люблю свой родимый поселок";
Ф. Потапов "Приазовские дали", "Донская сторона".
Песня "Кагальник" (вокальная группа)Сценка кукольного театра "Старый казак и внук Гришка"

Старый казак: Ох, добре песню играют! Любо!
Гришка: Деда, я вот как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка вольною серебриться, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.
Старый казак: Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.
Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак, иль казачка?
Старый казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.
 Гришка: Ох и люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый день силы немеряно.Ведущий:
Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.6 "Ай да казачка, ай да стать" дефиле с коромыслом.
"Несе галя воду" (запись)

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
С распущеной косою с коромыслом на руке?
Ясно вижу взор казачки, брови лосняться дугой,
На груди неугомонной кудри стеляться волной.
Просим наших конкурсанток выйти на сцену.
Дадим им в руки коромысло да два ведра.
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет.
Звучит старинная казачья плясовая. Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.Ведущий:
На Дону девчата есть, что не можно глаз отвесть,
А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.
Ф. Потапов "Казачка" "Трава моя трава" народная казачья песня.
Хорошо вы пляшите, играете, а загадки отгадаете?

Загадки :

1.Лохматый казак, посреди кушак
По двору ходит, порядок наводит (веник)

2.Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)
3.Ходит пани в серебряном жупане (рыба)
4.Летела пташка промеж рта и чашки (ложка)Ведущий:
Казачата, а что у нас на Дону готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)
А из чего варят уху?
Какая рыба водится в Дону? (Лещ, карабас, сула, тарань, сом, чухонь)
Назовите блюда, которые готовят у нас из рыбы? (уха, пироги с рыбной начинкой, котлеты, сельдь жаренная)Ведущий:

Над куренем дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!7 "Хлеб да каша - да милость наша"
Каждая девочка-казачка приносит угощение (домашнее семейное задание), донское блюдо традиционное в семье, и рекламирует его.Ведущий:
Вот и подошел к концу наш праздник. Наши юные казачки и их родители доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли. Поздравляем всех с юбилейной датой образования Ростовской области. Приглашаем всех попробовать донские блюда и приглашаем на чаепитие. Спасибо большое участникам праздника и их родителям.

Все участники праздника угощаются блюдами и под запись старинных казачьих песен выходят из зала.


Литература

  1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов –на- Дону, 2005 г.-234 с.
  2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г.-311 с.
  3. Матяшов Г.Г., Кринко Е.Ф., Власкина Н.А., Бритвина Е.А. "Социально-исторический портрет села Приазовья: Кагальник" - Ростов-на-Дону, Изд-во ЮНЦ РАН, 2009 г.
  4. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., "Природа и история родного края" учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль