Конспект урока русского языка "Наблюдение за словами-названиями признаков"

23178
Конспект урока русского языка
Автор: Меренова Людмила Леонидовна, учитель

Данная тема изучается в общем разделе "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?".
Учебник : Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, «Русский язык 2 класс», М.:- БАЛАСС, 2012Тип урока: открытие нового знания.Цели: познакомить учащихся с группой слов- названий признаков предметов, ввести понятие "признак предмета"Задачи: Образовательные:

  • открыть новое знание – слова- названия признаков связаны со словами- названиями предметов с помощью вопросов Какой? Какая? Какое? Какие?;
  • учить узнавать и применять в речи слова, обозначающие признак предмета;
  • наблюдение над ролью слов- признаков в речи.

Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе;
  • развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • формирование интереса к предмету;
  • формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
  • воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.

 Ход урока

Действия учителя Действия ученика
I.Организационный момент
Цели: Проверить готовность детей к уроку Настроить детей на урок Повторить правила посадки
II.   Актуализация знаний
Работа со словами. - Прочитайте слова. Слайд № 2 Дети, река, смешной, солнышко, яркое, клоун, весёлые, глубокая.  
- Какую работу вы предлагаете выполнить? ·   Составить предложения ·   Выполнить звуко- буквенный разбор слов ·   Найти все опасные места в словах ·   Разбить на группы ·   Разделить для переноса ·   Составить сочетания слов
- Много идей у вас возникло. Я предлагаю разбить все слова на две группы.   дети     река    солнышко клоун смешной яркое весёлые глубокая
  - Как вы получили такие группы слов? -Нужно определить, что обозначают эти слова: в одном столбике - названия предметов, а в другом - другие слова. -Я ставил вопросы к каждому слову и находил предметы, определяя значение слова
  - Как вы рассуждали? Объясните свой выбор. В первом столбике слова: дети, река, солнышко, клоун. Они   обозначают названия  предметов и отвечают на вопросы: Кто?-  дети, клоун Что?- река, солнышко
- У кого не так?
  Во втором столбике слова: смешной, яркое, весёлые, глубокая.

- Что показывают эти слова?

Ониобозначают не предметы, а то, чем отличаются предметы друг от друга- то есть их признаки - и отвечают на вопросы:

смешной - какой?

яркое - какое?

весёлые - какие?

глубокая - какая?

- У кого не так?

- Чему вы учились, выполняя это задание?

Мы учились отличать слова - названия предметов от других слов по вопросу.

- Что объединяет слова,  входящие в каждую группу?

Вопросы. Значение слов.

- Зачем вы выполняли это задание?

-Чтобы проверить знания.

-Чтобы найти общее у разных слов.

-Чтобы повторить, как найти слова - названия предметов.

- Почему вы успешно справились с заданием?

Умеем ставить вопросы к словам - названиям предметов.

- Назовите последовательность действий, которые вы совершали.

·   О     пределить значение слова

           Поставить вопрос к слову

  III. Создание проблемной ситуации.

Слайд №3(работа в паре).

Вова Колесников не дописал предложение. Помогите ему закончить.

В нашем классе нов_______________________________

 

- Какие буквы вы дописали?

 

-енькие

-ый стол

-ая доска

-ые стенды

- Какие варианты слова нов____ получились?

Новенькие

новый

новая

новые

- Какой у вас возник вопрос?

- Почему получились разные слова?

- От чего это зависит?

- Можете сами предположить?

- Я думаю, что слова получились разные потому, что вопросы, которые мы задавали, тоже разные:

o   Новый – какой?

o   Новая – какая?

o   Новые – какие?

- Может быть, эти слова связаны со словами - названиями предметов?

- Быть может, мы чего-то не знаем об этих словах (словах - названиях признаков предметов)?

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

- Мы будем работать над словами, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Сегодня на уроке мы узнаем, почему слова - названия признаков предметов отвечают на разные вопросы

 

 

- Какой же вопрос будем решать на уроке?

Какие вопросы и как нужно задавать словам, которые обозначают признаки предметов?

- Попробуйте составить список вопросов, на которые мы будем искать ответ на уроке.

- От чего зависит, на какой вопрос отвечает слово-название признака?

- Как научиться правильно задавать вопросы к словам - названиям признаков?

- Зачем нужны слова-названия признаков?

- Мы обязательно ответим на предложенные вами вопросы.

IV. Открытие нового знания

Работа в учебнике с упражнением № 62 на стр. 51

-Послушайте, а затем сами прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака:

Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

 

Дети сначала слушают стихотворение, а потом читают самостоятельно.

-     На какие вопросы отвечают выделенные слова?

 

- Ставят вопросы к прилагательным

- Если затрудняются поставить вопрос к некоторым словам, то помогаю им

-Представьте картину, которая нарисована словами. Все ли слова вам понятны?

-Где мы можем узнать значение неизвестного слова?

Слайд № 4 (изображение бирюзы)

 

 

- А как вы понимаете фразу «постоянное лето»?

- бирюза

 

 

 - В словаре

Работа со словарём:

- Бирюза - это драгоценный камень голубого или зеленого цвета.

-На этой странице всегда лето

-Лето никогда не заканчивается

- Какие слова помогли представить эту картину?

-  Зеленого, постоянное, золотые, голубая, цветной, темно-красная, прозрачные, важным

- Прочитайте текст без выделенных слов.

-Какой текст получился ярче, красивее? Почему?

Дети читают вслух получившийся текст

 

- Первый, потому что картину представить легче.

- Какой можно сделать вывод?

 

 

Слайд № 5:

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

- Слова, отвечающие на вопросы какой?какая? какое? какие? (слова-признаки) делают нашу речь ярче, красивее

Работа в учебнике с упражнением № 63 на стр. 51- 52

 

Пригрело ласковое солнышко. Весело побежали шумные ручейки. Появились чёрные проталины. Скворец запел весеннюю песенку.

 

а) Чтение задания про себя.

б) Работа в парах: постановка вопросов к выделенным словам.

-

- От каких слов вы ставили вопросы к выделенным словам?

От слов - названий предметов?

-Прочитайте текст без выделенных слов. Что изменилось?

 

-Почему?

-Стало непонятно, какое солнышко, какие ручейки, какие проталины, какая песенка.

-Нет слов, которые описывают эти предметы - названий признаков.

-Запишите предложение про ручейки и добавьте ещё слова, которые описывают, какие ручейки.

-Какие ещё слова добавили?

 

- На какой вопрос они отвечают?

 

 

 

-быстрые,

-звонкие

- Какие?

- А что обозначают эти слова?

- Признаки предметов

-Вспомните, на какие две группы мы разделили слова в начале урока?

-Что обозначают эти слова

-Подберите к словам-названиям предметов подходящий признак

- В одной группе- предметы, а в другой- слова, отвечающие на вопросы какой?какая?какое?какие? - Это слова - признаки

Река какая? глубокая

дети какие? весёлые

солнышко какое? яркое

клоун какой? смешной

-Какой вывод можно сделать?

 

 

- Слова - названия признаков  употребляются со словами-названиями предметов.

-Проверим правильность нашего вывода в учебнике.

Работают на странице 52 с правилом

 

-Что можете добавить?

 

 

Слайд №6

- Слова - названия признаков связаны со словами-названиями предметов с помощью вопросов какой? какая?какое? какие?

  V. Первичное закрепление

Страница 52, упражнение 64

 

Большое озеро, добрый человек, весёлые дети, счастливый день, родная сторона.

Читают слова, задают вопросы

Записывают слова в следующей последовательности:

-отвечают на вопрос какой?

-какая?

-какое?

-какие?

Отмечают опасные места

- Проверим. У кого не так?

 

какой?- добрый, счастливый

какая?- родная

какое?- большое

какие?- весёлые

- Докажите свой выбор.

-От слов день и человек можно задать вопрос какой?

-От слова сторона - какая?

-От слова озеро - какое?

-От слова дети - какие?

 - Наш вопрос на уроке стоял так: какие вопросы и как нужно задавать словам, которые называют признаки предметов?  Какой ответ мы можем дать?

 

Вопросы какой? какая? какое? какие?

1.     Надо найти слово-название предмета, с которым связано данное слово.

2.     Поставить вопрос к слову- признаку.

VI. Физкультминутка.

 

- А ну, хватит рассуждать.

Время отдых начинать.

 

 

VII.    Применение нового знания.  

Работа в группах.

Каждая группа получает задание.  (3 группе поможет карточка - подсказка).

 

 

Задание для I группы.

 Спиши сочетания слов. Поставь вопросы к выделенным словам

Тяжелый груз, трудное задание, спелая вишня, глубокий бассейн, горькое лекарство, дружная семья.  

Задание для II группы.

Подбери к названиям предметов подходящие по смыслу названия признаков предметов. Напиши. 

_____________ помидор, ____________ облако, ______________ слон, ___________перемена, ____________песня, ____________воин.

Задание для III группы.

Прочитайте слова. Запиши их парами: одно слово из левого столбика, другео- из правого.

Вкусныйдевочка

Большоекотята

Больная   праздник

Смешные     хлеб

Весёлыйяблоко.

Карточка – подсказка.

1.     Надо найти слово-название предмета.

2.     Поставить вопрос к признаку предмета.

3.     Выбрать подходящее по смыслу слово - признак.

4.     Записать сочетание слов.

- Кому нужна помощь? Выполняйте.

- После обсуждения вопросов,  группы отчитываются о проделанной работе.

Слайд №7    

Отчёт о проделанной работе:

. Расскажите, какое задание выполняла группа

2. Что вы сделали для выполнения задания?

3. Достигли ли вы результата?

4. Оцените работу группы

Вывод:

- Как определить?

1.     Надо найти слово-название предмета.

2.     Поставить от него вопрос к признаку предмета.

3.     Дописать слово - признак предмета.

VIII. Подведение итогов.

- Как вы ответите на вопросы, которые мы поставили в начале урока?

·   Слова - названия предметов связаны со словами- названиями признаков предметов

·   Слова- названия предметов отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

·   С помощью этих вопросов они связаны со словами- названиями предметов

IX. Рефлексия.

Слайд №8.

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Я научился …

Я смог …

Меня удивило ...

X. Домашнее задание.

1.     По учебнику страница 53, упражнение 65.

2.     Написать о своём любимом животным. Найди в своем сочинении слова - названия признаков предметов и слова, с которыми они связаны, поставьте вопросы к словам- названиям признаков предметов (по желанию).

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету, на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям, тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах, в коллективе.

В начале урока учащиеся актуализируют ранее приобретенные знания. На это была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить изученное о группе слов- названий предметов. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Им не составило труда разделить предложенные слова на группы, используя умение определять слова- названия предметов, доказать, почему они сделали так.

На следующем этапе урока, когда нужно было закончить предложение (дописать слова), возникла проблемная ситуация. На мой взгляд, вопросы, поставленные учащимися, создали условия для постановки цели урока и списка вопросов, на которые им нужно было найти ответы.

Достижению образовательной цели урока способствовала работа в парах. Учащиеся использовали знания, приобретенные ранее в проблемной ситуации, и применили их на практике.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении вести диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.

На этапе первичного закрепления учащиеся выполняли задание, в котором нужно записать слова в определённой последовательности. Большая часть учащихся правильно выполнила задание, сумев обосновать свой выбор, и помочь товарищам исправить их ошибки.

На уроке была сделана физкультминутка, что послужило снятием усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.

Работа в группах позволила применить новое знание на практике. Для того, чтобы у всех учащихся формировать положительную мотивацию учения на уроке, были использованы разноуровневые задания. Это карточки – подсказки для неуверенных учащихся и задания для учащихся с высоким уровнем самостоятельности.

В конце урока учащиеся смогли ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация.

Я считаю, что поставленная мною цель достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая и технология оценивания учебных успехов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль